Критик Джерри Сальц оценивает (так называемые) произведения Бэнкси в Нью-Йорке

Осенью 2013 года самый известный стрит-артист в мире Бэнкси приехал в Нью-Йорк с партизанским проектом Better Out Than In: An artists residency on the streets of New York («Снаружи лучше, чем внутри. Арт-резиденция на улицах Нью-Йорка»). В течение месяца он ежедневно представлял публике новую работу — граффити или «мобильную инсталляцию». Как и следовало ожидать, проект вызвал противоречивую реакцию: поклонники были в восторге, мэрия — в бешенстве. Но как приняли проект критики, например, знаменитый Джерри Сальц?

Бэнкси. Всё, что мы делаем в жизни, остаётся в вечности. 2013. Куинс, Нью-Йорк. Источник: widewalls.ch

«Нью-йоркская резиденция» в формате «одна работа в день» британского саморекламщика и бэтмена-граффитчика Бэнкси наконец закончилась. Скажите «Прощай!» флешмобам туристов, делающих «самострелы» на фоне его произведений, легкой добыче из «мира искусства» для таблоидов и ТВ, до боли очевидному нахальству, потрясающей живописной банальности и бойким политкомментариям на стенах Нью-Йорка. Про то, что каждый из фанатов Бэнкси ежедневно ходит мимо куда более достойных представителей стрит арта, и говорить не приходится — однако ни у кого другого нет такой мощной пиар-машины, как у Бэнкси. Того и гляди, услышишь его звонкий смех по дороге в банк. Что касается работ, некоторые из них уже сменили свое месторасположение, а владельцы вовсю обналичивают пяти- и шестизначные суммы. Ну и бог с ними. Те работы, что не попали на полосы газет и в выпуски новостей, теперь смотрятся затасканными, простыми и скучными — каковыми они, в сущности, и являются.

Однако меня попросили оценить все работы Бэнкси, которые появились в Нью-Йорке в этом месяце. Хм-м. Что вообще можно сказать о тени собаки, отливающей на стену? Лично меня граффити не слишком волнуют. Да, Бэнкси, как и большинство британских художников, отлично умеет привлечь внимание. Другое дело, что сами его работы невероятно неоригинальны. Но я, в конце концов, арт-критик, а у каждого художника есть своя кривая, по которой его можно оценить. Хотите — верьте, хотите — нет, мне нравятся некоторые из работ Бэнкси. Что, в общем-то, даже неплохо, особенно если речь идет о таком предсказуемом художнике, как он.

Теперь перейдем непосредственно к самим работам, которые я расположил в порядке от худшего («ужасно») к лучшему («вполне сносно»):

29. Колонка в The New York Times (27 октября): хоть это и не произведение само по себе, но все же неотъемлемая часть нью-йоркского проекта Бэнкси. The New York Times ожидаемо отказалась публиковать громкую проповедь британского художника о здании Всемирного торгового центра. Любопытно, что все пункты, обозначенные Бэнкси в статье, легко применимы и к нему самому: «скомпрометированный», «ванильный», «безликий», «посредственный» и т. д. Бэнкси, куриные твои мозги, да никому это здание не нравится! И старые башни тоже были так себе. Но это чудо, что здание все же смогли построить — особенно после всех потрясений, что пережил Нью-Йорк. Это Нью-Йорк, Бэнкси. Мы строим большие здания. Мы хотим высокие здания. Прямо здесь. Прямо сейчас. Когда ты пишешь, что этот небоскреб является «символом победы терроризма» и того, что «лучшие годы Нью-Йорка давно уже позади», нам всем очень жаль, что Нью-Йорк не соответствует твоим высоким стандартам. Так что забирай свои миллионы и убирайся к чертовой матери.

 

28. Одноименная работа Бэнкси (31 октября): Идеальная метафора: здание в качестве огромного билборда, рекламирующего что? Ну конечно Бэнкси! Как, собственно, всегда и было.

 

27. Рональду Макдональду чистят ботинки (16 октября): Скульптура Рональда Макдональда, чей клоунский ботинок натирает актер, одетый как диккенсовский беспризорник? Рассеянная забывчивость Бэнкси здесь лежит прямо на поверхности, поверьте мне на слово.

 

26. Цементная исповедальня (12 октября): Я дам тебе все, что захочешь, если взамен ты пообещаешь больше не возвращаться в Нью-Йорк.

 

25. Молодой граффитчик с дворецким (21 октября): Глупо. Дешево. Невежественно. Граффитчики, с которыми мне довелось общаться, ненавидят практически все работы Бэнкси. Эту в особенности.

 

24. Нью-йоркский акцент (2 октября): Очередное подмигивание самому себе! Данное произведение пытается сыграть на вечной любви американцев к британским акцентам. Бэнкси, тупица, боюсь у тебя нет даже двух художественных акцентов. Твои работы всегда находятся в одном и том же интеллектуальном/визуальном диапазоне.

 

23. Смерть на бамперной машинке (25 октября): Раздражающие, жалкие бамперные машинки а-ля английский прибрежный парк развлечений. На Бауэри. С привидениями. Взрослеть пора, Бэнкси!

 

22. Леопард (30 октября): Работа расположена напротив стадиона «Нью-Йорк Янкиз». И нарисована ровно в тот день, когда «Бостон Ред Сокс» выиграли Мировую серию? Какого черта! Глупо и неубедительно.

 

21. Робот-граффитчик (28 октября): Ностальгия по ТВ 1960-х. У парня явно закончились идеи. Он даже не может продержаться один месяц! И это народный герой граффити? Серьезно? Люди, поверьте, ваш вкус гораздо лучше!

 

20. Высказывание о недовольстве (26 октября): Разбудите меня, когда этот грузовик свернет с дороги.

 

19. Горе у стрип-клуба (24 октября): Несчастный человек собрался кому-то подарить букет возле стриптиз-клуба? Так глубоко. И так очевидно.

 

18. Шарик (7 октября): Улетевший красный воздушный шарик?
Давайте вспомним Джона Леннона: «…so clever and classless and free. But you're still fucking peasants as far as I can see».

 

17. «Мюзикл» (4 октября): Написанное при помощи трафарета слово «мюзикл» под уже существующей уличной надписью демонстрирует смертельную поверхностность Бэнкси. Это всего лишь четвертая работа для проекта, но уже видно, что художник перегорел.

 

16. Собака и гидрант (3 октября): Пес, отливающий на гидрант — лучшее, на что ты способен? И для этого ты пересек океан?

 

15. Цитата из «Гладиатора» (14 октября): Мне нравится эта строчка из фильма «Гладиатор». Чего нельзя сказать о кокетливо затертом слове «вечность». Мы. Всё. Поняли.

 

14. Два мальчика и запрещающий знак (1 октября): Английская ностальгия по уличным мальчуганам и ребятам с Бауэри начала XX века? В каком веке живет этот парень? Знак, запрещающий граффити, в этом контексте выглядит просто глупо. С другой стороны — отличный пример использования поверхности и масштаба. А потому не полный провал.

 

13. Распродажа Бэнкси (13 октября): Людям понравилось, что их обманули, и все это стало своего рода едким комментарием к вопросу аутентичности и жадности. Это все равно что бросить на улице выигрышный лотерейный билет.

 

12. Бобер (10 октября): Мило.

 

11. Лошади на стене и машине (9 октября): Похоже на работу со свалки в Ист-Виллидж в 1980-х. Ни больше, ни меньше.

 

10. Фраза на двери (8 октября): Мне очень понравилось, что рабочие с фабрики Greenpoint прикрыли эту работу Бэнкси, чтобы им не мешали туристы. Затем какой-то яппи предложил им 1000 долларов за эту дверь, а потом повернулся к камере и сказал: «Я могу продать это за 400 000 долларов».

 

09. Передвижной сад в грузовике (5 октября): Грузовик с садом а-ля Томас Кинкейд внутри — это ок, как мне кажется.

 

08. Парнишка с молотком (20 октября): Отличное использование пожарного гидранта.

 

07. Задумчивый нацист (29 октября): Говорят, что использование нацистов в своей работе — явный признак того, что ты потерял цель из виду. Поэтому вот вам трепыхающаяся острота. Используя старейший прием из учебника по модернизму, наш г-н Посредственность дорисовал картинку из благотворительной лавки. Я таких видел тысячи. С нацистами, политиканами, поэтами, Сталиным, Мао, плохими парнями, преступниками, пин-ап-девицами — выбирай кого хочешь! Но так как деньги с аукциона пошли в фонд Housing Works, эту работу я поставил повыше. Надеюсь, все поклонники Бэнкси довольны?

 

06. Скрытые сообщения (27 октября): Относительно интересная интерпретация Лоуренса Вайнера.

 

05. Башни-близнецы с цветком (15 октября): Эта работа практически идентична скульптуре Габриэля Ороско 1990-х годов. Она проникновенная и является единственной работой Бэнкси, место которой — в Музее Нью-Йорка.

 

04. Гейши (17 октября): Как и в случае с Ороско, это повтор работы куда более достойного художника: Кары Уокер.

 

03. Лица в толпе (18 октября): Возможно, эта работа хороша потому, что в ней не очень много от Бэнкси — это коллаборация с более интересными художниками, бразильскими близнецами Os Gêmeos.

 

02. Сфинкс (22 октября): Второе место в моем списке занимает работа Бэнкси, чрезвычайно похожая на произведение другого более достойного художника, Хумы Бхабхы. Обратите внимание, это не рисунок.

 

01. Животные в грузовике (11 октября): Сюрприз, пафос и юмор. Внезапная вспышка прозрения. Любопытно, что этот Бэнкси тоже не является рисунком. Займись лучше скульптурой, чувак.

Оригинал статьи и фотографии впервые опубликованы порталом Vulture.

 

Читайте также


Rambler's Top100