19.03.2013 32863
Первый пошел! В Калуге презентовали проект Домов новой культуры
ИВАН СЕРГЕЕВ отправился в Калугу, чтобы посмотреть на Дом новой культуры — первый из инициированного властью проекта по «окультуриванию» городов с населением от 50 до 500 тысяч человек.
В Калуге в Музее истории космонавтики имени К.Э. Циолковского прошла презентация проекта Домов новой культуры для небольших городов. В этих домах будут проходить самые современные выставки и мастер-классы, осуществляться театральные постановки и проводиться научные исследования. Проект был задуман в правительстве РФ, его реализация поручена Министерству культуры, которое взялось за дело совместно с Институтом медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка». Съездив в Калугу, ИВАН СЕРГЕЕВ послушал выступления чиновных и прочих авторитетных мужей, среди которых были министр культуры Владимир Мединский, заместитель председателя правительства РФ — руководитель аппарата правительства Российской Федерации Владислав Сурков и один из основателей института «Стрелка» Александр Мамут. И пришел к заключению, что пока идея Дома новой культуры выглядит довольно расплывчатой.
Текст: Иван Сергеев
Фото: Михаил Федоров, Институт «Стрелка»
Проект Дома новой культуры не случайно представляли в Музее истории космонавтики — эта идея и звучит, и выглядит пока футуристически. Для прикладного проекта, направленного на повышение уровня образования и культуры населения, придумали многозначительную аббревиатуру ДНК (Дом новой культуры). Эти ДНК, предназначенные для городов, не относящихся к числу миллионников, будут заниматься «распространением знаний и передовых технологий в сфере культуры и организации жизни, а также созданием среды, благоприятной для творчества и самореализации молодых жителей городов». Пилотные модели ДНК будут запущены до 2015 года в трех городах, географически соответствующих центру, Уралу и Дальнему Востоку России — в Калуге, Первоуральске и Владивостоке на острове Русский.
Презентация проекта Домов новой культуры в Калуге 15 марта 2013 года
Калужский ДНК возглавит Екатерина Гиршина из института «Стрелка», первоуральский — директор Екатеринбургского филиала Государственного центра современного искусства и комиссар Уральской индустриальной биеннале Алиса Прудникова, а владивостокский — креативный директор питерского «Лофт Проекта ЭТАЖИ» Савелий Архипенко.
Калужский ДНК, скорее всего, будет запущен первым — во всяком случае, пока не построено его здание, он будет осуществлять образовательную программу, которую поручили подготовить институту «Стрелка». В течение всего 2013 года жителям Калуги будут понемногу прививать любовь к современному искусству и другим проявлениям новой культуры. Проект развивается по месяцам и по темам — в мае, например, темой обсуждений и лекций станет кино и пройдет кинофестиваль в формате web-doc, в июле деятельность ДНК сосредоточится на новых медиа и их роли в обществе, в сентябре — на городской культуре, в октябре — на научпопе, а в ноябре — на современном театре.
Александр Мамут, Владислав Сурков и Владимир Мединский на презентации ДНК
Один из основателей Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» Александр Мамут принимал в Калуге министра культуры РФ Владимира Мединского и заместителя председателя правительства Владислава Суркова, которые приехали посмотреть на новый проект. На втором этаже Музея Циолковского устроили небольшую презентацию, в которой участвовали работы местных молодых художников, символизирующие культурный потенциал калужцев, и инсталляция английских художников rAndom International под названием Future Self — конструкция из свисающих до пола с уровня выше человеческого роста волокон. Реагируя на движение, инсталляция создает с помощью светящихся элементов трехмерное «отражение» посетителя.
У инсталляции Future Self группы rAndom International
Работа rAndom International показалась забавной и министру, и заместителю Дмитрия Медведева, которые с удовольствием помахали перед скульптурой руками. При этом за окном можно было видеть куда более масштабную, и при этом куда менее серьезную работу Николая Полисского и его никола-ленивецких умельцев — «Ракеты». В прошлом году Полисский возвел у себя в Никола-Ленивце новую, и надо сказать, сразу ставшую зрительским хитом инсталляцию «Вселенский разум», а в Калуге решил повторил ее фрагмент из десяти деревянных ракет. Между ними уместилась еще одна его работа с красноречивым названием «Блестящая мысль» — клубок деревянных спиралей, также отсылающих к знаменитому «Вселенскому разуму». У «Ракет» правительственная делегация сфотографировалась на память (интересно, о чем в этот момент думал Владислав Сурков, однажды написавший посвященное творчеству Полисского эссе. — «Артгид»).
Александр Мамут, Владимир Мединский и Николай Полисский перед инсталляциями Николая Полисского и артели «Никола-Ленивецкие промыслы» в Калуге
Официальная часть состояла из речей, из которых журналистам удалось извлечь подробности того, как именно представляют себе чиновники ДНК-центры и какая роль в деле образования молодежи этим центрам уготована. Владислав Сурков, например, сказал, что ДНК должны помогать развивать свои способности тем, кого не понимают сверстники или не принимает молодежная среда, и создаются они для того, чтобы нести просветительскую функцию, даруя жителям небольших городов возможность прыгнуть в светлое будущее прямиком из неблагополучной социальной среды: «В Калуге должно быть известно то же, что и в Нью-Йорке, — заметил он, — и в то же самое время, а не с 10-летним опозданием, как это принято в России».
Владислав Сурков (в центре) выступает на презентации Домов новой культуры в Калуге
Речь Суркова для многих прояснила цель этого масштабного проекта: очевидно, правительство объявляет поиск талантов, которым предлагают, вместо того чтобы увлекаться всякими вредными привычками и идеями, заниматься творчеством в опрятных помещениях. Для этого по стране собираются открыть некое подобие «пунктов приема» талантливых молодых людей, которые будут отбираться по самому широкому списку признаков. Символически все это изображается в виде science-art , наиболее приемлемого для солидных чиновничьих презентаций направления в современном искусстве (в своей речи Сурков заметил, что компьютер и телефон сегодня — такие же инструменты для создания произведений искусства, как устаревшие кисти и краски). И в итоге все должно получиться очень красиво и очень похоже на Сколково.
Презентация Домов новой культуры в Калуге
Александр Мамут также считает, что трудным подросткам надо ««предлагать что-то человеческое — ДНК, например, — и делать это систематически и профессионально. Другого решения нет». Остается вопрос: как, по мнению разработчиков этой программы, будет строиться творческий процесс в ДНК? Учитывая, что потенциальные посетители новых домов культуры — подростки или дети (причем, возможно, из неблагополучной среды или имеющие проблемы со сверстниками), можно себе представить, какими радикальными способами они захотят выразить свое видение мира. Впрочем, основная потенциальная аудитория нового проекта, по его мнению, Александра Мамута, — это все же, помимо старших школьников, «студенты, молодые профессионалы, и в том числе иностранные специалисты, работающие в Калуге, объединенные желанием посвящать свободное время просвещению и творчеству». Нельзя не задаться вопросом, насколько в принципе возможно насаждение творчества и креативного мышления — ведь, например, британские художники из rAndom Interntional явно создавали свою работу не с целью донести до кого бы то ни было знания о передовых технологиях. Они просто использовали эти технологии в своих целях.
Николай Полисский, Владислав Сурков и Владимир Мединский на презентации
Однако на презентации Домов новой культуры речь шла все же не об использовании новых технологий, а о просвещении в высшем смысле. В стенах Музея истории космонавтики, где застала во всей своей утопической красе мечта о покорении космоса, идеологическая часть проекта тоже приобрела черты утопии. Практическая же часть, а именно вопрос о конкретных формах реализации культурно-просветительских замыслов, так и осталась расплывчатой. Между тем успеха можно будет добиться лишь в том случае, если практические действия будут действительно практическими, а не останутся лишь на уровне благих намерений, «как это принято в России».