Выставки недели в России: выбор «Артгида». Октябрь 2024

В Махачкале подводят итоги первой местной арт-резиденции, в Перми изучают открытые тела, а в Звенигороде любуются природой. Чем еще занимаются на российских выставках, читайте в нашей подборке.

Иван Айвазовский. Закат солнца у крымских берегов. 1856. Холст, масло. Фрагмент. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Преображенная природа. Пейзаж XIX–XX веков из собрания Русского музея
Звенигородский государственный музей-заповедник, Манеж

«Преображенная природа» — второй совместный проект Звенигородского музея-заповедника и Русского музея. В центре выставки — образ пульсирующей и изменчивой природы, его подвижность, а также напряжение между шедеврами русской пейзажной живописи XIX–XX веков. Проект состоит из разделов, группирующих произведения по сюжету: «Облака и тучи», «Радуга», «Светлый день», «Рассветы и закаты», «Лунная ночь», «Стихия воды». Встроенные в архитектуру выставки зеркала и видеозона превращают ее в подобие лабиринта.

В экспозицию вошло более сорока работ мастеров пейзажной живописи из собраний Русского музея и Звенигородского музея-заповедника, в том числе произведения Ивана Айвазовского, Алексея Саврасова, Архипа Куинджи, Ильи Репина, Игоря Грабаря, а также их учеников и последователей.

[Подробнее]

Моисей Синявер. Соцгород в Дербышках. Выезд на рынок. Начало 1940-х. Courtesy Центр современной культуры «Смена»

Восточный стиль
Центр современной культуры «Смена»

«Восточный стиль» — первая выставка в серии проектов Центра современной культуры «Смена», связанных с архивами культуры Казани и Татарстана XX–XXI веков. Она занимает сразу два пространства («Смена» и Фонд «Галеев-Прометей») и посвящена трем малоизвестным нереализованным проектам первой половины ХХ столетия. Главным героем выставки стал ленинградский архитектор Моисей Синявер: его работы были недавно обнаружены в Санкт-Петербурге при расселении коммунальной квартиры на Васильевском острове и попали к основателю Галеев-Галереи Ильдару Галееву. Теперь рисунки и чертежи Синявера отправились в Казань — город, в котором архитектор, занятый вопросами эвакуации промышленности, оказался перед началом войны. Здесь он создает серию рисунков Казанского кремля, производит обмеры башни Сююмбике, а также участвует в проектировке соцгорода в Дербышках. С юности очарованный руинами и тяготевший к классицизму, Синявер пытается связать градостроительные принципы соцгорода с мотивами татарского орнамента и архитектуры, но его проект города-спутника, соединяющего Казань с промышленной инфраструктурой завода, так и остается на бумаге.

В экспозиции графика, чертежи и планы Синявера встречаются с ранее не исполнявшимися фрагментами «Татарской симфонии» Игоря Миклашевского — ученика Александра Скрябина, ленинградского композитора, дирижера и пианиста, погибшего во время блокады, — а также фрагментами нереализованной графической системы фирменного стиля Национальной библиотеки, открытие которой стало одним из главных культурных событий для региона. Также в рамках проекта будет воссоздана выставка Синявера, прошедшая в Казани в 1944 году.

[Подробнее]

Игорь Обросов. В старом парке Паланга. 1994. Картон, темпера. Собрание семьи художника

Игорь Обросов. Живопись, графика из собрания семьи художника
Ярославский художественный музей

Игорь Обросов — один из основателей «сурового стиля», появившегося в 50–60-е годы в противовес соцреализму с его тягой к идеализированному, иногда почти сказочному образу советского общества. В случае Обросова за этим противостоянием стоит и личная драма: его отца, известного советского врача и директора Института им. Н.В. Склифосовского Павла Обросова репрессировали и расстреляли в 1937 году. В произведениях Обросова характерные черты «сурового стиля» воплотились, вероятно, наиболее ярким и радикальным образом: лаконичность художественного языка, тонкий психологизм, строгость линий. Поздние работы, в которых Обросов практически отказался от цвета, отдав предпочтение черно-белой гамме, нарушают границу, разделяющую живопись и графику.

В экспозицию вошло более тридцати графических и живописных работ, созданных с 1960-х по 2000-е годы: городские и деревенские пейзажи, натюрморты, ню 90-х, а также портреты Беллы Ахмадулиной, Таира Салахова и Наталии Белохвостиковой. Все работы выставляются в Ярославле впервые.

[Подробнее]

Творческое объединение «Куда бегут собаки». Символизм в электросхемах. Божественная комедия. 2018. Перевод поэмы «Божественная комедия» Данте Алигьери в графические символы электросхемы, по которой собирается электромеханическое устройство. Собрание автора. Courtesy PERMM

Art & Science: Открытые тела
Музей современного искусства PERMM

Что такого может искусство, чего не может наука? Этот вопрос лежит в основе междисциплинарного выставочного проекта «Art & Science: Открытые тела» в Музее PERMM. Куратор программы, художник и теоретик искусства Дмитрий Булатов уверен, что искусство (не будучи обязанным интерпретировать логические связи так, как наука) способно создавать альтернативные версии реальности и выходить за пределы возможностей науки, опираясь на интуицию и эмоции. На выставке — в этой своеобразной лаборатории — зритель сможет познакомиться с альтернативной архитектурой тела, электроакустическим спектральным синтезатором, переводом «Божественной комедии» Данте Алигьери в графические символы электросхемы, синтетической скульптурой и другими вариантами симбиоза науки и искусства.

[Подробнее]

Полина Вязовая. Портрет города — автопортрет. 2024. Видео-ассамбляж. 5 минут 36 секунд (режиссер, хореограф, танцхудожник — Полина Вязовая; оператор, режиссер монтажа — Магомедхан Темирсултанов)

Махачкала. Элементы содержания
Музей истории города Махачкалы

Этим летом в столице Республики Дагестан прошла первая в истории города арт-резиденция «МАХАЧКАЛА». Она была посвящена интерпретации городского наследия с помощью языка современного искусства, художественному исследованию пространства и визуализации образа города. Ее участниками стали шесть художников: Арина Ломакина (Махачкала), Кристина Хайманова, Алеша (Санкт-Петербург), Полина Вязовая (Томск), Наталия Балута (Москва) и Сергей Потеряев (Екатеринбург). Каждый из них в течение десяти дней исследовал город, используя свою оптику и отталкиваясь от личного опыта и ощущений. Выставка «Махачкала. Элементы содержания» знакомит с итогами этих исследований — шестью индивидуальными проектами, среди которых аудиовизуальная инсталляция, книга художника, объекты, гравюры, зин и даже кинотанец.

[Подробнее]

Читайте также


Rambler's Top100