Что такое социалистический реализм?
В 1964 году издательство «Молодая гвардия» выпустило глянцевое издание под названием «Сто вопросов — сто ответов». Небольшая врезка вначале объясняла, что оно призвано ответить на «наиболее типичные вопросы, которые задают наши зарубежные друзья, а порой и недоброжелатели. Ответы на них помогут иностранцам лучше понять нашу действительность, а советской молодежи — еще раз осознать значение процессов и событий, происходящих в нашем мире». Что же интересовало советскую молодежь, а также друзей и недругов СССР, кроме важного «когда Советский Союз отправит космический корабль на Луну?», «как используются достижения науки и техники в сельском хозяйстве?» и «что такое спартакиада?»? Неожиданное. Например «почему советский киноэкран не создал “секс-бомбу” типа Мерилин Монро?», «преследуют ли моду в СССР?» и «почему у нас нет ночных клубов?», а также вопросы экзистенционального характера вроде «для чего люди живут на Земле?» или «в чем разница между моральным кодексом коммунизма и христианской моралью?». Мы понимаем, что нашему читателю интереснее узнать, почему в СССР не было ночных клубов, но «Артгид» — издание по искусству, поэтому мы ответим на вопрос под номером 74 — «что такое социалистический реализм?»
Владимир Нестеров. Земля слушает. 1965. Холст, масло. Фрагмент. Частное собрание
Обычно задающих такой вопрос смущает слово «социалистический». «Не является ли этот реализм искусственно созданным направлением, не имеющим реальной почвы?» — говорят они.
Предоставим слово основоположнику социалистического реализма, великому писателю Максиму Горькому.
«Творцы рационалистического и критического реализма XIX–XX веков, — говорил он, — были и есть люди, которые интеллектуально переросли свою среду и за грубой физической силой своего класса ясно видят его социально-творческое бессилие…»
Но, обличая пороки общества, религиозные догмы, буржуазные правовые нормы, критический реализм не мог указать человеку выхода из их плена. Утверждать представителям этой школы было нечего, кроме явной бессмысленности социальной жизни.
Мы преклоняемся перед величием таланта многих представителей критического направления, но говорим, что их скепсис очень близок к пессимизму. А пессимизм чужд пролетариату — классу, который смело смотрит на будущее, потому что это будущее безраздельно принадлежит ему. Новое, социалистическое искусство, искусство победившего пролетариата, не только отрицает старое, но прежде всего утверждает новое.
Что же касается «реальной почвы», то разве бесконечно многообразная жизнь первого в мире социалистического государства, победное шествие коммунистических идеалов по земле, торжество прогресса в мире — не «самая реальная» реальность нашего времени?
Социалистический реализм охватывает собой великое многообразие художественных талантов, различающихся не только национальной окраской, но и тональностью голоса, ракурсом видения мира, манерой и приемами мастерства.
Партия никогда не переставала подчеркивать это многообразие форм и течений внутри единого русла социалистического реализма, призывать художников к совершенствованию мастерства.
«Жизнь идет, правота одних ее общественных выражений подтверждается историей, ложность других обнаруживается, — говорил на Пленуме ЦК КПСС писатель Константин Федин. — Социалистический реализм продолжает утверждаться — таково наше убеждение, и в защиту его мы не перестанем выступать со всей страстью, без которой немыслим никакой настоящий художник».