Елена Ермаковишна: «Раньше мы сталкивались со стереотипами об Урале как о месте, не совместимом с модой»
В последние годы в креативной сфере наметился новый тип специалистов: род их занятий редко можно описать одним словом — они живут и работают на два города, реализуя собственные инициативы и крупные проекты на стыке искусства, моды, дизайна, технологий и образования. Специально для «Артгида» куратор Эльмира Минкина поговорила с одним из таких деятелей — искусствоведом и продюсером культурных событий Еленой Ермаковишной — о развитии модной индустрии в России и на Урале в частности, а также о разных форматах, объединяющих людей, от дефиле и лекций до выставок и городских фестивалей.
Елена Ермаковишна. Фото: Анастасия Романова. Courtesy Елена Ермаковишна
Эльмира Минкина: В анонсах различных профессиональных и образовательных мероприятий тебя указывают как руководителя HSE CREATIVE HUB, выпускника Аспирантской школы по искусству и дизайну НИУ ВШЭ, руководителя проекта LongFashionWeekend Ural, продюсера культурных событий, искусствоведа, дизайнера, преподавателя Школы дизайна. Порядок перечисления регалий везде разный — какая из них самая ранняя?
Елена Ермаковишна: Регалий действительно много, количество и порядок указания часто зависят от темы мероприятия: в одних случаях важнее сделать акцент на моем бренде одежды Ermakovishna, в других — на продюсерских и просветительских проектах. Хронологически первое определение — искусствовед.
Эльмира Минкина: Где ты училась?
Елена Ермаковишна: В 2006 году я с отличием окончила Челябинский государственный университет по специальности «Искусствоведение». Интересно, что кафедра открылась за год до моего поступления, в 2000-м, и закрылась через два года после выпуска. У нас была достаточно прогрессивная программа: теория и история искусства, живопись и графика, один день в неделю мы обязательно проводили в библиотеке в зале искусств. Но в Москве, в Аспирантской школе по искусству и дизайну НИУ ВШЭ, мне, классическому искусствоведу с прикладными навыками, не хватало знаний о современном искусстве, и я много читала и добирала самостоятельно. Почти через десять лет после первого высшего я поступила в магистратуру «Дизайн костюма» Омского государственного технического университета — моя третья специальность. Почти нигде об этом не упоминаю, но между дипломами искусствоведа и модного дизайнера я получила еще один — преподавателя-хореографа современного танца. На Урале одна из сильнейших в мире школ contemporary dance, а Челябинский театр современного танца под руководством Ольги Пона дважды награжден «Золотой маской». Именно этому коллективу с более чем 30-летней историей я посвятила дипломную работу о синтезе искусств в современном танце. Педагогическое образование помогает мне сейчас в Школе дизайна НИУ ВШЭ.
Эльмира Минкина: Если бы ты остановилась на первой специальности и осталась в Челябинске, чем бы занималась?
Елена Ермаковишна: На момент моего выпуска в городе были Музей изобразительных искусств и краеведческий музей, сейчас Исторический музей Южного Урала. Но я не видела себя там и решила двигаться дальше. За последние пару лет появилось поколение молодых художников, искусствоведов и кураторов, созрели культурные проекты и профессиональная среда — во многом благодаря близости Уральской индустриальной биеннале современного искусства, которая хотя и проходит в основном в Екатеринбурге, все же захватывает и Челябинскую область.
Эльмира Минкина: Не знаю, насколько это уместно — попросить описать себя, выбрав одну из твоих профессиональных ипостасей, или придумать какое-то одно емкое определение.
Елена Ермаковишна: Искусство — основа всей моей работы, поэтому я бы сфокусировалась на искусствоведении. Или культуртрегерстве в смысле создания проектов, меняющих среду вокруг себя, если не рассматривать термин в рамках постколониальной теории.
Эльмира Минкина: В разделе «Арт-сообщество» на сайте «Артгида» все, кто не художники, те культуртрегеры — условно деятели искусства и двигатели художественных процессов. Чем ты занимаешься как культуртрегер?
Елена Ермаковишна: Я организую проекты на стыке моды, современного искусства и дизайна, объединяющие профессионалов и тех, кто интересуется этими сферами.
Эльмира Минкина: Как в этой триаде появилась мода?
Елена Ермаковишна: В период увлечения хореографией я не только преподавала и выступала, но и занималась сценическими костюмами для нашего коллектива и коллег — пригодились навыки рисунка, полученные в университете. Но вообще, кажется, интерес к моде сам по себе присущ поколению 90-х, даже в регионах. В 2015 году ко мне обратились друзья с предложением организовать на Южном Урале неделю моды. Так в Челябинске начался проект LongFashionWeekend Ural — сезонное событие с двухдневной программой модных показов, поп-ап-сторов и лекторием. Одновременно, опять же, с подачи друзей, я основала собственный бренд одежды Ermakovishna.
Эльмира Минкина: Почему именно Челябинск, а не тот же Екатеринбург, который гораздо больше на слуху в плане моды?
Елена Ермаковишна: С одной стороны, Челябинск и Южный Урал не ассоциируются с модой, даже телеграм-канал LongFashionWeekend Ural называется «Мода, которой нет». С другой стороны, это, конечно, ирония: исторически регион считается одним из лидеров легкой промышленности, в систему советского Уралшвейпрома входило около пятидесяти предприятий. Буквально в каждой второй семье кто-то работал на фабрике — мама или бабушка, предрасположенность к ремеслу и интерес к моде буквально передается из поколения в поколение.
Эльмира Минкина: Как развивался проект?
Елена Ермаковишна: С 2015 по 2019 год LongFashionWeekend Ural проходил дважды в год, осенью и весной, в течение двух выходных дней в разных городах региона — Челябинске, Екатеринбурге, Тюмени и Перми. Для каждого сезона выбиралась своя тема, нарратив и локация. К участию в показах и шоурумах приглашались дизайнеры со всей России и из стран СНГ, готовилась лекционная программа. За последние пять лет спектр форматов наших мероприятий расширился: это своп-уикенды и ателье, продвигающие практики осознанного потребления, акселерации и образовательные проекты для локальных брендов. В прошлом году мы в соавторстве с местной командой провели Sister Fashion Weekend в Казахстане, а в этом — открыли в Челябинске выставку-исследование «Мода, которой нет».
Эльмира Минкина: Давай вернемся в 2015-й. Для любой недели моды, пусть даже региональной, нужна инфраструктура, нужны спонсоры, дизайнеры, зрители и потенциальные покупатели. Как обстояли дела на старте?
Елена Ермаковишна: Начиная почти десять лет назад, мы часто сталкивались со стереотипами о Челябинске и Урале в целом как о суровом месте, не совместимом с модой. Но именно тогда впервые появилась идея, что есть локальные дизайнеры, которые предлагают качественный продукт, учитывающий местную специфику — от визуальной культуры до климатических условий, и им нужны внимание и поддержка. Интерес со стороны городских жителей и властей был действительно невысок, и вплоть до 2019 года я объясняла администрации важность локального дизайна с экономической и культурной точек зрения. Ситуация изменилась: на недавней Российской креативной неделе, на которой я выступала в секции «Модные бренды Урала: направления и потенциал», были объявлены два приоритетных вектора развития региона — мода и кино. Это значит, что годы методичной командной работы прошли не зря.
Эльмира Минкина: При этом часто говорят, что в России нет модной индустрии. Так ли это и с чем связано?
Елена Ермаковишна: Этот тезис подтвердился во время подготовки нашей выставки. «Свободной» российской моде всего около тридцати лет, и этого мало, чтобы система выстроилась. Особенно повлияла разрушительная свобода в начале 90-х: практически уничтожена советская легкая промышленность, множество предприятий так и не восстановились, отсутствуют целые отрасли по производству тканей и фурнитуры. За редким исключением, в регионах нет ни профильного образования, ни регулярной поддержки локальных брендов со стороны администрации. Помимо проблем с общей структурой, есть сложности и с внутренней организацией: небольшим региональным проектам сложно бить в одну точку, делать одно дело слаженно и системно. Поэтому бренды появляются так же быстро, как исчезают, и хорошо, если кому-то удалось перейти трехлетний рубеж. Вспоминается теория экономиста Александра Аузана о культурных кодах в экономике, согласно которой Россия — спонтанная страна, богатая на креативные решения, но претворять их в жизнь и превращать в устойчивую практику ей не свойственно.
Эльмира Минкина: А есть среди брендов на LongFashionWeekend Ural те, что участвуют с самого начала? За кем из локальных проектов стоит следить?
Елена Ермаковишна: Не много, но есть. Например, современная классика Adored и Ksenia Gertz, вышедшие на американский рынок Сaboclo bad, Specifica и POP&POPL из сегмента масс-маркета, проект «Цех #11», предлагающий верхнюю одежду в холодное время года и купальники в летний сезон, амбассадоры женственности Paseshnic и KOTOVA. Возвращаясь к проблемам локальных брендов: большинство не понимает, чем отличается от других, а если понимает, то недостаточно четко это различие артикулирует и транслирует. У упомянутых мной проектов есть аудитория и ассортиментная узнаваемость, есть «лицо».
Эльмира Минкина: Самое время поговорить о Ermakovishna. Как появился твой бренд?
Елена Ермаковишна: Я с детства увлекалась рукоделием, занималась в кружках кройки и шитья и даже участвовала в школьных олимпиадах по труду. Затем, как уже рассказывала, были сценические костюмы по собственным эскизам, и постепенно я начала много шить для себя. Одновременно с предложением о запуске уральской недели моды с участием местных брендов пришла идея создать собственный. В каком-то смысле он продолжил тему одежды для танцев: свобода движений стала одной из концептуальных основ Ermakovishna. Кроме телесности меня интересовали практики осознанного потребления, с которыми я познакомилась в 2011 году во время поездки в Финляндию: меня настолько поразила забота местных жителей об окружающей среде, что я решила внедрить экологически осознанные привычки сначала в повседневную жизнь, а потом и в производственные процессы. У нас нет сезонных коллекций и полноценного размерного ряда: работаем в формате тематических дропов, в которых представляем образцы моделей и отшиваем их под заказ. Исключение — юбки и баски, которые продаются в московском магазине Others и пользуются большим спросом.
Мы практикуем апсайклинг, но не с точки зрения уменьшения затрат, а как разновидность ремесла. Сначала мы создавали одежду, пересобирая бывшие в употреблении вещи, а с прошлого года перешли к ткачеству: распускаем готовые изделия и ткем из получившегося сырья новые. Например, сумки из нового дропа BUGdrop сотканы из распущенных мужских сорочек, которые нам предоставил фонд «Второе дыхание». Это соответствует девизу бренда — «С любовью к искусству, с вниманием к осознанности».
Эльмира Минкина: Рассказывая о проектах, ты много говоришь во множественном числе. Кто твои единомышленники? Сколько человек работают над проектами?
Елена Ермаковишна: В бренде на постоянной основе работают три человека: я, конструктор и SMM-специалист, по необходимости мы дополнительно привлекаем швей. LongFashionWeekend Ural — самоорганизованный проект, работающий на энтузиазме. Энтузиазм имеет свойство заканчиваться, поэтому два года назад команда кардинально обновилась: одно поколение подросло, и ему на смену пришло другое, неопытное и энергичное. Сейчас нас девять, и мы с креативным директором Юрием Бородиным в проекте с самого начала. HSE CREATIVE HUB — площадка Школы дизайна и Института развития креативных индустрий НИУ ВШЭ, и как руководитель я отношусь к большому штату Вышки. Непосредственно в моем отделе есть еще один человек, с которым мы организуем дискуссии, презентации и лекции на стыке тем искусства, моды и бизнеса.
Эльмира Минкина: Как у продюсера событий в Москве и на Урале у тебя есть возможность сравнить аудитории. Чем интересуются люди в разных городах?
Елена Ермаковишна: Можно очень грубо и условно разграничить так: московская аудитория больше интересуется теорией моды, исследованиями моды как системы, тогда как в Челябинске посетители мероприятий предпочитают развлекательный формат и моду как шоу.
Эльмира Минкина: При этом, как я понимаю, выставка «Мода, которой нет», которую ты с командой LongFashionWeekend Ural открыла весной в челябинской Larisa Depershmidt Art Gallery, объединяет оба формата?
Елена Ермаковишна: Да, мы позиционировали проект как выставку-исследование южноуральской моды. И по статистике за месяц ее посетили около четырехсот человек — в основном представители местного творческого комьюнити. Широкая публика, для которой и предназначался проект, до галереи не дошла, несмотря на популярность темы в контексте выставок последних лет.
Эльмира Минкина: Расскажи, как появилась и реализовалась идея проекта.
Елена Ермаковишна: Тема выставки связана с диссертацией, которую я сейчас пишу, — «Децентрализация системы моды и роль локальных проектов», и тезисом о том, что именно события вроде LongFashionWeekend Ural презентуют, поддерживают и актуализируют местную индустрию. При этом отсутствуют инициативы, изучающие и осмысляющие исторические предпосылки. Выставка состояла из пяти хронологических разделов: 1990-е, 2000-е, 2010-е, которые мы поделили пополам из-за расцвета Инстаграма[1] — до и после 2015 года, и 2020-е. В каждом временном отрезке мы исследовали четыре аспекта: образование, ретейл, дизайнеры, СМИ или другие специфические явления. Например, отличительная черта парадоксальных 90-х — перформативность: дефиле проходили в клубах, на рейвах и выставках, модельеры создавали одежду не на продажу, а для эффектных шоу, работая больше как промоутеры. В это же время появляется свободная торговля — от стихийных рынков до магазинов с франшизами западных брендов. В нулевые — сотовая связь и интернет, глянец и культ американских поп-звезд. 2010-е ознаменовались международным интересом к российской моде благодаря дизайнерам Денису Симачеву, Гоше Рубчинскому, Ульяне Сергеенко и инфлюэнсерам Мирославе Думе и Лене Перминовой, что через социальные сети повлияло и на южноуральские бренды. И так далее.
В каждом зале была интерактивная зона, где можно было примерить, скажем, шапку-кубанку, челночную сумку или послушать CD-диски в окружении постеров, а нынешнее десятилетие мы отразили в инсталляции из худи — как напоминание о тренде на комфорт, который принесла пандемия. Самым сложным было собрать экспонаты: одежду, обувь, аксессуары, журналы и фотографии мы искали своими силами и объявили опен-колл для горожан. И если предметов из архивных коллекций локальных модельеров оказалось достаточно, то контекстуальных артефактов, наоборот, очень не хватало. Переписка с владельцем условного билетика могла вестись месяцами, и в итоге его просто невозможно было включить в экспозицию, поскольку он в ней потерялся бы. В процессе мы поняли, что нужно больше времени и усилий для сбора сопутствующих вещей. По завершении выставки мы всё отфотографировали, чтобы начать каталогизировать и продолжать углубленные поиски. Кроме экспонатов, не хватало и специального экспозиционного оборудования: та материальная культура, с которой мы работали, еще не получила полноценного музейного статуса, и отсутствие специального подхода к ее экспонированию превращает выставку в подобие барахолки. Нужен правильный оттенок стен, витрины, манекены, свет — тогда даже небольшой объект займет свое место и не будет обесцениваться. Все это тянет на полномасштабную постоянную экспозицию, а не на поп-ап-выставку, и, надеюсь, это наш следующий шаг.
Эльмира Минкина: Одним из первых направлений, характеризующих модные эпохи на выставке, ты назвала образование. Расскажи о дисциплинах, которые ты преподаешь, и студентах.
Елена Ермаковишна: Как приглашенный лектор на курсе «Основы fashion-дизайна» в Британской высшей школе дизайна я рассказываю студентам, еще только начинающим свой путь в модной сфере, о визуализации себя и своих идей. В Школе дизайна НИУ ВШЭ я преподаю факультативный курс «Менеджмент культурных событий, или как организовать события, учитывая региональный контекст», на него записываются студенты разных направлений — кураторы, художники, графические дизайнеры. Их задача — презентовать свой проект в формате культурного события, выбрав в качестве места проведения любой регион России.
Эльмира Минкина: Переходя от российских регионов к международным проектам: как уральские дизайнеры под эгидой LongFashionWeekend оказались в Казахстане?
Елена Ермаковишна: Идея давно витала в воздухе: в 2019 году в LongFashionWeekend Ural участвовал бренд Close your 'awrat из Алматы, предлагающий современную мусульманскую одежду для женщин. С тех пор мы с Зейли, основательницей бренда и казахстанского фестиваля Sisters Bazaar, были на связи, обсуждали проведение недели моды в духе modest fashion («благопристойной моды»). Случилась пандемия, все отложилось, но в 2023 году все же решили вернуться к замыслу. Мы с командой LongFashionWeekend передали коллегам наработки для организации двухдневного ивента Sisters Fashion Weekend и удаленно консультировали, я выступила продюсером, и благодаря поддержке Агентства международного сотрудничества Челябинской области участвовать в показах в Алматы отправились четыре бренда: Paseshnik, KOTOVA, CHUMA и Ermakovishna. Первый опыт проведения мероприятия за рубежом вдохновил нас повторить его в этом году — теперь в Минске.
Эльмира Минкина: Из этого следует вопрос — какой у тебя горизонт планирования, и что он охватывает?
Елена Ермаковишна: Планирую жизнь и работу на два-три месяца вперед, из ближайших событий — городской фестиваль СВОП Weekend, на который приглашаем всех неравнодушных к моде и творчеству жителей Челябинска обменяться ненужными вещами, послушать лекции о бережном потреблении и музыку, принять участие в мастер-классах по починке одежды. Сам по себе формат свопа — безвозмездного обмена — важен сейчас, когда кажется, что мы перестали слышать друг друга и разучились договариваться. Еще хочется довести до ума идею с постоянной экспозицией южноуральской моды по мотивам выставки «Мода, которой нет»: после «первой пробы пера» появилось понимание, каким в идеале должен быть проект. Мои личные планы — дописать диссертацию, интегрировав в нее материалы с выставки, и получить допуск к предзащите.
Примечания
- ^ Социальная сеть, запрещенная в России.