«Пересматривать и пересматривать»
Мы предложили детям и подросткам от 6 до 14 лет полистать книги издательства V–A–C Press, иллюстрации к которым создали современные художники, и рассказать о том, что они в них видят.
Евгений Антуфьев, Любовь Налогина. Смерть. М.: V–A–C Press, 2019. Фото: Дарья Избаш. © Дом культуры «ГЭС-2»
Уже несколько лет в издательстве V–A–C Press выходят книги для детей в оформлении современных художников, которые по приглашению куратора серии Дарьи Атлас сами выбирают любимые тексты и сказки. Так, Алексей Булдаков проиллюстрировал «Дюймовочку» Ханса Кристиана Андерсена, Света Шуваева — «Замечательную ракету» Оскара Уайльда, Павел Пепперштейн — «Приключения Алисы в Стране чудес» Льюиса Кэрролла, а Ольга Чернышева — «Денискины рассказы» Виктора Драгунского. Отдельно стоит упомянуть «Новый наряд короля» Андерсена с иллюстрациями дизайнера одежды Тиграна Аветисяна и книгу про Смерть, которую сочинили, нарисовали и сконструировали Евгений Антуфьев и Любовь Налогина. Детскую серию V–A–С Press уже полюбили многие взрослые, но как эти книги (а главное, необычные иллюстрации) воспринимают те, кому они изначально адресованы, — сами дети? Мы задались этим вопросом и попросили детей друзей и знакомых членов редакции, а также посетителей художественных кружков в Доме культуры «ГЭС-2» полистать эти книги и описать свои ощущения от них. Некоторые из наших экспертов создали свои варианты иллюстраций к книгам, которые прочитали и посмотрели.
Влад, 6 лет
Виктор Драгунский. Денискины рассказы. Иллюстрации: Ольга Чернышева
Сразу скажу: очень прикольная книга. Иллюстрации не очень понятные. Я назвал их «кубическими», то есть они как будто из ярких «кубиков» сделаны. Есть еще фотки из старого времени. Тут они даже лучше, чем рисунки. Когда увидел фото на одной из страниц, я сначала подумал: «Что это? Что это?» Спросил у мамы: «Это песок?» А она ответила: «Нет, снег!»
Соня, 14 лет
Ханс Кристиан Андерсен. Новый наряд короля. Иллюстрации: Тигран Аветисян
Произведение «Новый наряд короля» очень разностороннее. Его можно рассматривать как детскую историю о глупости и гордыне или же как философские комментарии автора о массовом мнении, самооценке и нестабильности общества. Поэтому, чтобы получить более обширное мнение о данной работе, я прочитала книгу два раза. Первый раз сама, второй раз — с младшим братом.
Когда мы покупаем современные детские книги, с точки зрения оформления я обычно остаюсь разочарованной. Они яркие, но очень простые, и их не нужно разглядывать. Я такое не люблю ни в современном искусстве, ни в иллюстрациях. И от этой книги я не ожидала ничего интересного. Но, увидев обложку, сразу поняла, что внутри что-то красивое. Мне очень понравились иллюстрации, несмотря на их простоту и в какой-то мере комичность (например, король с его зеленым телом). Единственное, что меня напугало, — это их пустота. Есть персонажи, их яркие костюмы и волосы, а вокруг — ничего. Наверное, это создает баланс, чтобы читатель не чувствовал перегруженность иллюстрациями. Учитывая фокус сюжетной линии, я хочу отметить свою любимую иллюстрацию со всеми нарядами короля. Понравилось, насколько они современные и простые. Мне показалось, что они продуманы. Их хочется рассматривать и даже повторить.
Если же смотреть с перспективы младшего брата, то «странность» и нереалистичность иллюстраций была очень интригующей. Элемент тактильности в виде закладки тоже очень развлек.
В заключение хотела бы сказать, что данное произведение очень разностороннее, глубокое и, конечно, сделает идеальную coffee table book за счет своего яркого дизайна.
Елисей, 12 лет
Ханс Кристиан Андерсен. Дюймовочка. Иллюстрации: Алексей Булдаков
В книге отмечаешь не только замечательное и всеми любимое произведение, но и подход художника. Замечательно подобраны цвета. Хочется пересматривать и пересматривать. Сначала мне не хватало красочности и яркости, но потом я понял всю красоту и полноту рисунков. Иллюстрации получились объемные, хочется в них погрузиться. Их много, они классные. По некоторым без чтения текста можно понять суть сказки. Еще я отметил, что иллюстрации представлены в виде картин — как будто попадаешь в галерею.
Несмотря на то, что сама сказка рассчитана на младший и дошкольный возраст, благодаря иллюстрациям она будет интересна и более взрослым детям.
Ева, 12 лет
Оскар Уайльд. Замечательная ракета. Иллюстрации: Света Шуваева
Эта книга о ракете (замечательной!), которая считала, что она лучше всех и что ее никто не может понять, ведь она такая единственная. Книга учит не расхваливать себя, а проявлять свое достоинство поступками.
Книга выглядит очень продуманно в плане дизайна. Например, мне показалось интересной идеей написать номера страниц сверху, а не привычно внизу. И иллюстрации Светы Шуваевой мне также понравились, хотя я не поняла, к чему относятся некоторые из них. Иллюстрации понравились тем, что их решили сделать современными, хотя книга о давних временах. Например, серьезный и величественный король нарисован в короне из «Бургер Кинга» и штанах в две полоски! Еще мне понравилась простота цвета. Поэтому иллюстрации выглядят, как абстракции, но при этом абсолютно понятно, что нарисовано. В иллюстрациях есть и более классические черты, это придает гармонию стилю Светы Шуваевой.
Петя, 12 лет
Смерть. Текст и иллюстрации: Евгений Антуфьев, Любовь Налогина
На самом деле с темой смерти в книгах или фильмах я встречаюсь редко, почти никогда. О ней мало говорят, а здесь это главная тема. Книга так и называется — «Смерть». Она необычна тем, что в ней сочетаются довольно простые иллюстрации и сложные темы. Поэтому смерть не выглядит, как что-то страшное, а просто представлена как этап жизни, такие же, как детство или старость, — то, что неизбежно происходит с каждым.
В книге очень мало текста, и в основном текст — это комментарии к иллюстрациям. Если убрать текст, будет понятно, что имеется в виду. А вот если убрать иллюстрации, мне кажется, будет более запутанно. Но все самое главное о смерти и том, что происходит после нее, чтобы не превращать книгу в серьезный том, тут есть.
Главная особенность — объемные объекты внутри книги. Когда я был маленьким, мне очень нравились такие книги (у меня была одна про Новый год). Также внутри есть небольшие задания, они будут интересны детям помладше.
Мне запомнилась страница, где рассказано, как люди чаще всего представляют, что будет после смерти: превращение в ангела, призрака или в других существ. Когда я был маленьким, главное, что меня интересовало в смерти, — это то, что будет после нее. Мне ближе всего идея превращения в другое существо. Когда мне было мало лет и я говорил с мамой, папой, бабушкой или дедушкой о смерти и о будущем, мы представляли, что после смерти человек превращается в птицу. И как раз на этой странице книги одна из иллюстраций — птица.
Наверное, я буду возвращаться к этой книге, потому что ее можно хоть бесконечно листать туда-сюда.
Нелли, 13 лет
Льюис Кэрролл. Приключения Алисы в Стране чудес. Иллюстрации: Павел Пепперштейн
У книги очень красивое и креативное оформление: красивый и необычный стиль иллюстраций, рисунки яркие, но не вычурные. Они хорошо пропечатаны, расположены рядом с тем эпизодом, который изображают. Стиль художника интересен и креативен, для данной истории очень подходит. Величина книги 38 сантиметров в длину и 31 сантиметр в ширину, а поверх основной обложки есть еще одна — величиной 29 сантиметров на 21 сантиметр — с информацией о книге. Из минусов: из-за большого размера книгу неудобно читать, большие отступы от текста (если их убрать, то книга была бы меньше). Финальная оценка — 8 из 10.