Светлана Спирина. Наблюдение за наблюдающим

Перформанс уже давно стал неотъемлемой частью современного искусства: его зрелищность, полифоничность, неоднозначность привлекают не только художников, но и зрителей. Светлана Спирина — как раз одна из тех, кто активно работает в области перформанса. В последнее время, помимо художественной деятельности, она курирует перформативные лаборатории в Екатеринбурге («Самочувствие» в 2021 году, «Формы проживаемой абстракции» в 2023-м). Куратор Лев Шушаричев рассмотрел художественную практику Светланы Спириной и рассказывает о том, как время, окружающий мир и йога могут стать проводниками в искусство.

Светлана Спирина. Фото: художница. Courtesy автор

Светлану Спирину нельзя назвать типичной представительницей современной уральской арт-среды, хотя она выросла и состоялась именно на Урале. Спирина работает в рамках классического художественного перформанса, которым мало занимаются в регионе. В своих ранних опытах она явно вдохновлялась классическим перформансом и его представителями: Тейчин Сье, Мариной Абрамович, Крисом Бёрденом. Так же, как и они, художница подвергает свое тело испытаниям, пусть и не настолько радикальным. Спирина идет вслед за этими авторами, выбирая одно действие и доводя его до физического предела, тем самым трансформируя в художественный акт.

Очевидно и влияние профессора Пражской школы, заведующей фотографической мастерской Александры Вайд, настоявшей на переходе от личного перформанса к делегированному, который и совершился в середине творческого пути Светланы Спириной. Сегодня ее интересует проявление перформативных свойств изображений, а сам перформанс она трактует как череду визуальных образов. Художница также признается в увлеченности работами Александры Пирич, создающей живые картины и подвижные скульптуры — в октябре 2023 года Светлана поступила к ней на курс в Мюнхенскую академию художеств. Выбор не случаен: именно эти формы отвечают интересу Спириной и соответствуют темам, с которыми она работает. Именно они часто выходят за пределы ее не формализованной, но устоявшейся матрицы. Художница размышляет о темпоральности, гармонии, природе и космосе, здоровье и психологии восприятия. Ее герой не социальное существо, а мыслящее физическое тело. Даже когда в поле зрения художницы оказываются вопросы укорененности человека в культуре и обществе, на первом плане все же остаются телесные ощущения и чувства.

У Светланы Спириной трехчастный образовательный опыт. Философский факультет Уральского государственного университета (2012) дал теоретический фундамент. Студия фотографии в Высшей школе прикладного искусства в Праге (2019) позволила переосмыслить перформативную практику. Тогда же произошел и переход от исполнения собственных работ к делегированному перформансу, возросла роль фотографического, визуального начала. Наконец, менее заметный опыт обучения и преподавания йоги также отразился на художественной составляющей: от него наследуются неспешный темп перформансов, внимание к телу и космогония.

Container imageContainer imageContainer image

Впервые Спирина вышла в публичное поле Екатеринбурга в 2012 году. Художница заявила о себе нежными, эстетскими перформансами. Их объединило минималистичное (без)действие, растянутость во времени, исследование тела и его лимитов, сентиментальный тон. Зритель здесь не важен, его присутствие опционально. Ряд ранних перформансов напоминает скорее духовно-психологическую практику автора, облеченную в художественную форму. Например, работа «Между нами (обе стороны сражались зажмурившись, не видя друг друга)» (2012) длилась две недели, в ходе которых стены комнаты планомерно покрывались текстом — бесконечным письмом, адресованным близкому человеку. Но был ли нужен этим откровениям читатель?

Серия публичных перформансов «Теперь я думаю, я знаю, почему красивые вещи это трудно» (2013) состоит из четырех обособленных действий. Здесь предметы помогают визуализировать абстрактные понятия, найти форму для выражения внутреннего состояния, которое трудно вербализировать. В первом перформансе «Работа по уничтожению пустоты» Светлана находится внутри очерченного квадрата и постепенно заполняет его тыквенными семечками, пока в границах заданного пространства не остается места для нее. Во втором действии «Воспоминания — это пули» художница носит горсти гильз на вытянутых вверх руках. Она ходит по зеркальному полу на цыпочках, пока не устанет. В третьем перформансе «Так долго, как только может длиться ожидание» она обматывает себя канатом и вплетает в него цветы. Художница затягивает веревку до тех пор, пока может дышать. В финальном, четвертом действии «Легкость, тяжесть, что лучше?» она ложится животом на верхушку стремянки и так висит на ней, удерживая в равновесии на своей спине широкую доску с разными предметами по краям. Вся серия строится как смесь метафор и телесных ощущений, буквальности и тонкости. Важным здесь оказывается баланс между личным характером высказывания и его универсальностью. Удержание этого равновесия станет сквозной линией творчества Спириной. Предельная обнаженность (телесная и духовная) всех ранних работ сочетается с тем, что в их документации мы никогда не видим лица художницы. Подобно героям романтических пейзажей Каспара Давида-Фридриха, перформер-автор обращен к нам спиной, быть может, предлагая соотнести себя с ним.

На первом этапе художница опиралась на феноменологию восприятия Мерло Понти и его метод непосредственного артикулирования чувствования. В ее ранних работах чувственное и созерцательное — единственная правда. Одновременно с этим предельная субъективность мешала дальнейшему развитию: невозможность прожить свой перформанс как зритель не позволяла критически его оценить. Художница оказалась в череде самоповторов. После обучения в Чехии баланс персонального и общего стал разрешаться по-другому: Светлана ушла «из кадра» и превратилась в режиссера, фотографа. Непосредственность первых опытов тускнела с ростом профессиональных навыков. Несмотря на трансформации, художественная практика Спириной сохранила целостность. Несколько сквозных линий-стратегий объединяют ранний, чешский и текущий периоды. Вот некоторые из них.

Container imageContainer imageContainer image

Борьба с репрессивностью времени

Первая — это борьба с репрессивностью времени. Художница стремится замедлить его и если не остановить, то хотя бы задокументировать его течение. Она ищет образ, который запечатлел бы незаметную постепенность происходящего. Первой находкой станет куб снега в перформансе «6 часов таяния снега» и акции «Холод» (оба — 2014). В «6 часах» художница сидит с кубом снега на коленях и наблюдает за тем, как он тает. Ход секунд, минут, часов ощущается физически и художницей, и зрителем.

Вместе с тем Спирина осознает невозможность победы над временем. Это ясно видно в перформансе «Мы, кто никогда не прибудет» (2015), снятом в Праге. Художница и перформер пытаются спуститься или подняться по эскалаторам, бегущим им навстречу. Даже чтобы остаться на месте, надо идти; чтобы куда-то добраться, нужно двигаться в два раза быстрее. А эскалаторам не видно конца.

В работах художницы в бесконечном движении пребывают не только люди, но и природа, и даже небесные светила.

Наблюдение за окружающим миром

Второй сквозной мотив — наблюдение за окружающим миром. В серии акций «Я там, где тихо / Я там, где ветер» (2013), задокументированных на фото и видео, художница вписывает себя в разные пейзажи, смотрит и слушает, на некоторое время сливается с местом. Эти простые действия близки к медитации.

Позже, в Чехии, Спирина направит свой взгляд уже наверх. В перформансе «35 часов наблюдения неба» (2015) она документирует состояние неба каждый час. Это попытка через фотографию уловить безостановочный процесс движения и изменения. Здесь зритель оказывается в ситуации наблюдения за наблюдающим. Минималистичная документация не скрывает почти детской непосредственности, с которой сделаны работы. Художница (пере)открывает для себя устройство мироздания и хочет рассказать о том, что ее завораживает.

В следующем проекте «45 стадий падения метеорита» (2016) Спирина документирует свое падение с холма с зажатым в руке фрагментом небесного тела. Художница создает рекурсивную метафору: кусочек метеорита падает вместе с телом человека, в то время как человек в свободном падении вместе с планетой летит в бесконечности космоса.

Вылазки на природу ощущаются и как побег. Сквозь изящество акций художницы сквозит надлом. В ранних работах болевые точки остаются скорее непроговоренными, а художественные акты воплощают попытку скрыться. Постепенно позиция автора и инструкции, которые она предлагает себе и перформерам, становятся более инициативными: не избегать, а действовать. Очерчивается круг проблем: усталость, навязчивые мысли, тревога, депрессия. Перформативный скрипт Overcoming Over-thinking Transformation Practice (примерно можно перевести как «Трансформирующая практика преодоления чрезмерного мышления», 2020) предлагает серию упражнений в сауне, чтобы вернуть в тело сознание и освободиться от психологических блоков. Вновь художественная практика почти сливается с телесно-психологической.

Container imageContainer image

(Само)исцеление

Отдельной линией творчества Светланы Спириной становятся возможности и практики (само)исцеления тела. В 2020 году вместе с группой Collective Inactions она создала перформанс Awakening Your Inner Healer («Пробуждая твоего внутреннего целителя»). Основным выразительным средством в нем становятся медицинские тейпы, которые эстетически переосмысляются. С помощью них участники создают на своих телах графические формы. Перформерам предлагается исполнить коллаж из набора соматических практик, включающих в себя технику Александера, идиокинезис, аутентичное движение, методы Фельденкрайза и Хакоми, методику Вильгельма Райха, рейки и прочее. Художница изымает телесные действия из медицинского контекста и переносит их в художественное пространство. Участники формируют текучую скульптуру, находящуюся в поиске излечения, плавном, но почти иступленном движении.

В тот же ряд встраивается перформанс «А т о н и я» (2021) — первый проект, который Спирина сделала в Екатеринбурге, вернувшись из Чехии. Это своего рода пластическое исследование современной усталости. Группа перформеров воплощает по текстовым инструкциям сцены «бессилия и совместного отдыха, статичного бездействия и восстановления»[1]. Произведение обозначено как динамическая скульптура. Участники медленно перетекают из картины в картину. В перформативном полотне без начала и конца художница вновь фиксирует невозможность остановить ход времени, победить усталость. Вместе с тем динамика напряжений и расслаблений позволяет замечать движение жизни, а потому главный вопрос заключается в том, как проживать эти состояния осознанно.

На сломе двух своих периодов, уже обучаясь в Чехии, в рамках выставки «Приручая пустоту. 50 лет современного искусства Урала» художница представила перформанс «Ослепление» (2017): она лежала на полу музейного зала под десятками ярких ламп, которые свисали с потолка почти до пола. Простота и обычность действия, в которое добавлен необычный элемент, превращающий его в искусство, — таков рецепт произведений Светланы Спириной на первом этапе творчества.

Светлана Спирина. Ослепление. Фотодокументация перформанса в рамках выставки «Приручая пустоту. 50 лет современного искусства Урала». Екатеринбург, 2017. Источник: seaseas.livejournal.com

Метаморфичность изображения

Проекты, созданные в Екатеринбурге, после обучения в Чехии, отличаются новым визуальным качеством. Свой подход Спирина сформулировала в авторском курсе «Цифровое разрастание всевозможного изобразительного» в рамках Лаборатории молодого художника (ЛМХ, Уральский филиал ГМИИ им. А.С. Пушкина, 2022). Если раньше в ее работах герои плавно перетекали из одного состояния в другое, то теперь текучесть, метаморфичность становятся свойствами изображения. Художница вместе с группой студентов исследовала, что происходит с фотографией в условиях развития цифровых сред. Лаборатория стала набором гибридных практик, каждая из которых продуцировала изображения, а те, в свою очередь, вливались в общий визуальный поток.

Ежедневно в 15:00 участники должны были фотографировать себя и свое окружение. Из массива снимков других людей каждый выбирал один и на день делал своей заставкой на телефон. Так перемешивались визуальные реальности участников, находящихся в разных географических точках. Углубило эту идею задание на путешествие по случайным координатам: художники генерировали друг для друга геопозицию, в которую надо отправиться и сделать цифровой слепок места. Погружение в мир другого человека продолжилось на скролл-медиации, когда участники приоткрыли свои ленты соцсетей для других. Это были альтернативные способы решения старой задачи: уловить время, погрузиться в место, поймать мимолетное. Итогом работы лаборатории Спириной стал сайт, собравший вместе десятки изображений. Визуальным потоком они «выливаются» на зрителя, который может управлять лишь скоростью своего погружения.

Другой проект в рамках ЛМХ — инсталляция «Цифровая кожа» (2022) — представляет собой фотографии кожи разных людей. Вместе они собираются в паттерн, который модифицируется при помощи компьютерной обработки. В самом названии работы уже заложено столкновение цифрового и телесного. Единое цифровое полотно может размещаться на разных носителях, которые пародируют эластичность кожи. У проекта потенциально нет конца, он может разрастаться, интегрируя новых людей. Здесь художница одновременно размышляет о постгуманизме, о гибридном будущем человека и формально исследует рисунок эпителия.

Container imageContainer image

Еще одним проектом 2022 года стала выставка «Заболачивая обличье», коллаборация с художницей Ксенией Маркеловой и куратором Никитой Перфильевым. По формату это интервенция в пространство фотографического музея «Дом Метенкова». Проект отражает состояние художниц двух художниц в 2022 году. Основной массив произведений составляют фотоскульптуры, покрытые орнаментом, который создан из лиц художниц, окружающих их предметов, примет времени. Проект является попыткой зафиксировать исторический слом, выраженный через персональные переживания. Художница вновь возвращается к работе с психологическим состоянием, на этот раз вызванным политическими событиями и глубоким кризисом общества.

Еще до учебы в Европе Спирина была творцом европейского типа на уральской сцене, что отражалось в визуальной выверенности ее работ, углубленности в теорию и текст. Этим и последовательной работой с перформансом она особенно выделяется в художественной среде региона. Несмотря на недостаточную представленность перформанса на Урале, последователей (или конкурентов) у Спириной практически нет. А художники, работающие с телесностью, вопросами психологии и восприятия, как правило, далеки от характерных для нее теоретических подходов и формального воплощения. Даже при обращении Спириной к типично уральским темам — индустрия и труд — терпкая фактура, на которой основано ее исследование, растворяется в минимализме концептуальных и визуальных решений. Это ярко иллюстрирует последний проект художницы в Екатеринбурге — инсталляция «Формы проживаемой абстракции». Корни этой работы уходят в архивные материалы завода «Уралэлектротяжмаш», посвященные отдыху жителей района Эльмаш (на севере Екатеринбурга). Архив содержал в том числе фото- и видеодокументацию спортивных парадов, и художницу заинтересовал феномен атлетических пирамид, которые воплощают для нее триумф воли советского времени. Инсталляция была создана по результатам перформативной лаборатории. Ее суть заключалась в том, чтобы деконструировать и пересобрать пирамиды на основе хрупкости и бережного отношения друг к другу. Вместе с перформерами художница создала каталог пластических форм и отношений, которые основываются на эмпатии и уязвимости, но при этом предлагают идеи для устойчивой поддержки и баланса.

Может ли тихое, вдумчивое искусство Спириной сломать устоявшиеся взгляды на человеческое тело, сознание, взаимодействие друг с другом? Вопрос открытый, но как минимум ее работы дают возможность увидеть эти проблемы под новым углом.

Источники

1. Филосян А. «Кто будет слушать поэта, который не ведает смерти?» // It’s My City. URL: https://itsmycity.ru/2023-04-17/zamenyatli-nejroseti-realnogo-hudozhnika-intervyu-sosvetlanoj-spirinoj-kuratorom-vystavki-cifrovogo-arta.

2. Интервью с художницей Светланой Спириной // Группа «Уральский филиал Пушкинского музея» Вконтакте. URL: https://vk.com/video-1564906_456239398.

Примечания

  1. ^ Перформанс «А т о н и я» // Ельцин Центр. URL: https://yeltsin.ru/affair/performans-a-t-o-n-i-ya/.

Публикации

Rambler's Top100