Выставки недели в России: выбор «Артгида». Ноябрь 2023

Новости из городов России. Екатеринбург: художница Лилит Матевосян вышла из дома ранним утром. Красноярск: в Енисее синева. А в Нижнем Новгороде введен режим особого осмотра пространства.

Лилит Матевосян. Ты так похожа на маму 2. Из проекта «Я вышла из дома ранним утром». 2020. Фотография, печать. Фрагмент. Courtesy Ельцин Центр

Я вышла из дома ранним утром
Ельцин Центр

«Живя с отцом, я слышала рассказы ⁠о месте моего рождения, родне и именах. Они казались ⁠мне источником ответов на вопросы о своих корнях и семейности. ⁠<…> ⁠Я чувствовала, что ⁠должна все узнать, но чтобы узнать, нужно увидеть». Так, в проекте «Я вышла из дома ранним утром» Лилит Матевосян восстанавливает маршрут вынужденных перемещений ее семьи (Армения — Грузия — Россия) и заново фиксирует в визуальной памяти все те места, которые когда-то были ее домом.

Тема миграции неизбежно затрагивает целое поколение людей, живших на территории Кавказа и после распада Советского Союза вынужденных покинуть дом в поисках лучшей жизни. Как пишет художница в одном из ранних описаний представленной серии работ, «слово “ностальгия” образовано двумя древнегреческими корнями: νόστος — “возвращение на родину” и άλγος — “боль”. Это не только тоска по родине, но и тоска по прошлому — по детству, людям, которых потерял, прожитым эмоциям, прежнему себе и даже по тем, кого ты никогда не встречал». Сегодня эти переживания стали известны еще большему количеству людей. Личное становится общественным и на уровне пространства: выставка размещена в достаточно людном месте — фойе кинозала Ельцин Центра. Сама экспозиция совмещает в себе снимки из семейного архива, новые кадры и заметки художницы из путешествий.

[Подробнее]

Фрагмент экспозиции выставки «Солнцем» в Центре современной культуры «Смена». Казань, 2023. Courtesy «Смена»

Солнцем
Центр современной культуры «Смена»

В 1913 году состоялись две знаковые премьеры — балета «Весна священная» и оперы «Победа над Солнцем». Обе авангардные по форме, сюжетно постановки двигались в противоположных направлениях: действие первой разворачивалось вокруг ритуалов, обрядов и языческого жертвоприношения, в то время как вторая провозглашала победу машинного над природным. Эта разница отразилась и в художественном оформлении: сарафаны, рубахи и лапти Николая Рериха резко контрастировали с деформирующими фигуры актеров костюмами, созданными Казимиром Малевичем.

Сегодня к наследию художников обращаются Зухра Салахова и Артур Голяков. В работе над совместной выставкой «Солнцем» авторы задались вопросом: всегда ли противоположные движения являются взаимоисключающими? Ответ можно сформулировать так: черно-белый взгляд на мир — это упрощение, художник же должен бороться с ним и рассматривать конфликт на основе сопоставления. Визуальным воплощением таких размышлений стала экспозиция, которую художники мыслят как театральную сцену: лучший ракурс для ее просмотра один — со стороны входа. Если Зухра Салахова создает то, что называет «шкурами», то объекты Артура Голякова напоминают клетки для животных. Объемные распластанные на полу тканевые объекты Салаховой становятся актерами, а плоские решетчатые экраны Голякова — декорациями или постаментами для них. Первые напоминают об эскизах декораций и костюмов Николая Рериха к «Весне священной», а вторые — о черном заднике в «Победе над Солнцем», из которого впоследствии родился «Черный супрематический квадрат».

[Подробнее]

Фрагмент экспозиции выставки «Живу и вижу. Художники и поэты круга Всеволода Некрасова» в Арсенале. Нижний Новгород, 2023. Фото: «Геометрия», Илья Ермаков. Источник: Арсенал via Вконтакте

Живу и вижу. Художники и поэты круга Всеволода Некрасова
Волго-Вятский филиал ГМИИ им. А.С. Пушкина (Арсенал)

Собрание поэта, эссеиста и теоретика московского концептуализма Всеволода Некрасова складывалась в течение почти пятидесяти лет. Спустя три года после смерти автора, в 2012 году, наследники передали 335 произведений в Отдел личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина. Графические работы составили выставку «Живу и вижу», которая уже была показана в Самаре и Воронеже, а этим летом открылась в Нижнем Новгороде.

Коллекция Некрасова скорее собиралась не целенаправленно, но выросла из постоянного общения с художниками. В кругу «Лианозовской группы» поэт формирует лаконичный, но глубоко образный язык своего творчества: по его собственному признанию, «…стихи стали получаться с конца 50-х годов». Представленные на выставке работы тушью Оскара Рабина и графика Евгения и Валентины Кропивницких отличаются той же скупостью средств и метафоричностью. Вообще, произведения в экспозиции лучше всего описывает сам Некрасов: «становлением и осознанием живописи в условиях осадного положения» он называет абстрактные эксперименты Лидии Мастерковой и Владимира Немухина, а об Эрике Булатове пишет: «Эрик ходит напрямик — / как привык. / Эрик знает как. / И я хочу так…» Кроме работ упомянутых авторов на выставке представлены вдохновленные произведениями поэта литографии Олега Васильева, фотографические композиции Франциско Инфанте и графика Михаила Рогинского — всего более шестидесяти произведений.

[Подробнее]

Из проекта «Будьте осторожны! Ваша неосмотрительность может быть чревата последствиями» в студии «Тихая». Нижний Новгород, 2023. Фото: Анатолий Козьма. Courtesy «Тихая»

Будьте осторожны! Ваша неосмотрительность может быть чревата последствиями
Студия «Тихая»

Словарь терминов современного искусства пополнился новым жанром — «режим особого осмотра пространства». Именно так художник и основатель студии «Тихая» Артем Филатов, исследователь игр Евгений Кузьмичев и композитор Дмитрий Крылов определяют созданный ими проект.

«Будьте осторожны!..» — тот редкий случай, когда «Артгид» может сообщить читателям о проекте не больше, чем рассказывают о нем сами авторы: любые детали здесь будут не уточнением, а спойлером. Сосредоточим внимание на имеющихся инструкциях: посещение студии строго индивидуально, по регистрации, в течение 15 минут, коммуникация с организаторами происходит через чат в Телеграме (даже входная дверь разблокируется автоматически). Информации мало — и это интригует. Сами авторы не будут встречаться со зрителями до окончания «режима особого осмотра пространства». Обсудить загадочный проект можно будет на встрече 5 декабря — а после и опубликовать, наконец, фотографии в социальных сетях.

[Подробнее]

Фрагмент экспозиции выставки «А в Енисее синева» в Музейном центре «Площадь Мира». Красноярск, 2023. Фото: Руслан Максимов. Courtesy «Площадь Мира»

А в Енисее синева
Музейный центр «Площадь Мира»

Старейшая в России, Красноярская биеннале проводится с 1995 года и большую часть этого времени остается верна своему стратегическому интересу — концептуализации и художественному освоению сибирского пространства. В этот раз исследование концентрируется вокруг географии Енисея.

В музеях городов и районов, расположенных на Енисее, была организована сеть временных арт-резиденций. Вглядываются в синеву реки и ищут глобальное в локальном художники основного проекта: Юра Адомейко, Александр Мортаев, Анастасия Безвершук и Анастасия Михалёва из Красноярска и их коллеги из других уголков страны — Василий Кононов-Гредин, Владимир Марин, Петр Белый, Владимир Наседкин, Дамир Муратов, Андрей Исаенков и Дмитрий Рекин. Пока одни художники, оставаясь в мастерской, совершали «внутренние» путешествия вдоль водной артерии, другие посетили Музей-заповедник «Шушенское», изучили архивные фотографии наводнений в Енисейске, нашествие летучих мышей в начале XX века в Минусинске, создали эскизы гнуса в Дудинке и превратили Норильск в компьютерную игру. Результаты их работы представлены на двух этажах Музейного центра «Площадь Мира».

[Подробнее]

Читайте также


Rambler's Top100