Каких коллекционеров не хватает России?
В заголовок этого материала вынесен вопрос, как будто не имеющий права на существование в России 2023 года. На фоне политических и общественных процессов последних лет культура — и особенно ее негосударственная сфера — словно перестали играть существенную роль в создании того, что мы когда-то называли «образом будущего». Однако остались люди, которые не только продолжают верить в культуру, но и даже сегодня видят для нее возможности независимого развития. 1 ноября 2023 года в Москве прошла презентация Фонда «Новые коллекционеры». Кто они и чего хотят — разбиралась Мария Кравцова.
Группа «МишМаш» (Миша Лейкин и Маша Сумнина). Сверху вверх. 2018. Скотч, гипс, пластилин, веревка, краска, лак, фотография, лампа. Собрание Антона Козлова
В Москве прошла презентация Фонда «Новые коллекционеры», который стал инициативой бывшего директора ГМИИ им. А.С. Пушкина Марины Лошак, директора Музея современного искусства «Гараж» Антона Белова, искусствоведа Михаила Каменского, коллекционеров Антона Козлова и Екатерины Лапшиной. Вернее, так: все его основатели — коллекционеры. Марина Лошак, и это известно давно, собирает народное искусство, коллекция Антона Белова, по его собственным словам, посвящена «очень странным вещам, странным художникам и маргинальным течениям», Михаил Каменский хранит архивную коллекцию материалов по истории российского искусства второй половины ХХ века, Антон Козлов любит нонконформистов и концептуальное искусство (и за несколько лет собрал коллекцию музейного уровня), а Екатерина Лапшина — одна из немногих в нашей стране коллекционеров видеоарта и новых медиа.
Но какие цели заставили этих людей объединиться и заявить о себе именно как об организации, и чем деятельность нового фонда будет отличатся от уже существующих объединений вроде «Клуба коллекционеров графики» или Collectors Club ярмарки Cosmoscow? Изложенная в пресс-релизе миссия «Новых коллекционеров» звучит подобно резолюции ООН: «создание платформы для поддержки, настройки и укрепления связей между всеми участниками современного культурного процесса». Впрочем, как разумно заметил на пресс-конференции Антон Белов, горизонт планирования в современной России не превышает одного месяца, поэтому глобальных планов перед собой пока никто не ставит (хотя планируется запуск издательской и просветительской программ, рассказывающих о важных коллекциях и именах). «Новые» (хотя давно хорошо известные художественному сообществу) коллекционеры видят свою задачу, скорее, в воздействии на среду, продвижении самой идеи коллекционирования как деятельности, необходимой всем сегментам художественной системы. Они готовы предоставить начинающим коллекционерам (и тем, кто из просто посетителя музеев и галерей вдруг превратился в обладателя предметов искусства) свою экспертизу, касающуюся в том числе таких редко обсуждаемых в разговорах о коллекционировании проблем, как профессиональное хранение, реставрация, экспонирование, взаимодействие с музеями и так далее. Основатели Фонда верят, что он благодаря их профессиональному весу станет тем самым секретным алхимическим элементом, который при взаимодействии с различными людьми и институциями будет запускать процессы позитивной трансформации и приводить к появлению новых проектов и инициатив.
Первым событием Фонда станет выставка «Горизонт. К 90-летию Эрика Булатова» — она откроется 11 ноября в нижегородских Пакгаузах. Также в партнерстве с правительством Нижнего Новгорода «Новые коллекционеры» планируют провести в сентябре следующего года Биеннале частных коллекций, которая пройдет на 18 площадках.
На вынесенный в заголовок статьи вопрос — каких коллекционеров не хватает сегодняшней России (а заодно чего не хватает действующим собирателям, и какие преимущества есть у тех, кто начинает коллекционировать сегодня) — «Артгид» решил ответить пятью тезисами основателей Фонда, озвученными на пресс-конференции.
Марина Лошак, куратор, коллекционер
Мир переполнен искусством, но его у нас никто не видит. Поэтому моя личная мечта — привести в коллекционирование человека, который видит искусство в не-искусстве. Что я имею в виду: у нас в стране практически нет коллекционеров тканей, японской керамики и так далее. И мы решили, что наш фонд посвятит себя формированию этих новых коллекционеров, которых интересуют не только понятные, уже известные и освоенные сферы, но и совсем новые для нашей страны области. Мы верим в коллекционера-исследователя, человека, способного увидеть и открыть то, что еще не открыто другими, заглянуть в разные уголки. Мы знаем, что сегодня является самым важным и существенным, и готовы помочь этим новым людям в освоении пока новых для них сфер. Например, если человек хочет собирать современное искусство, мы познакомим его с уже действующими коллекционерами и их собраниями, покажем мастерские художников и так далее.
Антон Белов, директор Музея современного искусства «Гараж», коллекционер
Нам бы хотелось создать экосистему коллекционирования. Мы активно изучаем опыт других стран, чтобы понять, чего конкретно здесь и сейчас не хватает российским коллекционерам. Приведу пример. Выяснилось, что ни у кого нет нормальных условий для хранения. Да, крупные коллекционеры могут позволить себе строить для своих собраний специальные хранилища, но таких мало. Сотни не знают, как решить эту проблему. Я изучал опыт японского проекта Terrada — огромный комплекс, который включает в себя триста ячеек от шести до ста квадратных метров, выставочные помещения и другую необходимую коллекционерам инфраструктуру. Именно здесь хранит свои собрания Министерство культуры Японии, потому что доверяет частному хранению больше, чем собственным музейным хранилищам. Вокруг Terrada сегодня разрастается гигантский кластер из галерей, художественных мастерских и так далее. Мы изучаем подобные проекты, анализируем их опыт и думаем о том, как адаптировать их для нужд российских коллекционеров и частных институций.
Михаил Каменский, искусствовед
Сегодня благодаря геополитическим событиям люди, которые ищут выход для своих эмоций, обращаются к собирательству. Это логично: если вы оказались в замкнутом контуре, надо найти выход энергии, воплощением которой являются деньги. Мы, пройдя через большое количество ведомых и неведомых, осознанных и неосознанных ошибок и получая удовольствие от правильных решений, принятых за минувшее десятилетие, накопили большой профессиональный опыт. И я думаю, что сегодня у нас есть все основания предлагать свое профессиональное, компетентное мнение и давать советы, в том числе в отношении тех действий, которые начинающие коллекционеры собираются совершать на поле собирательства. Собирательства самого разного: собирательства актуального и неактуального, собирательства художественного и околохудожественного — всего того, что может приобрести характер системы, то есть коллекции. Спорадическое внесистемное приобретательство не станет предметом нашего интереса и консалтинга. Мы будем концентрироваться только на том, в чем увидим художественную, культурную перспективу. Именно ее мы считаем самым важным в нашем общем деле.
Антон Козлов, коллекционер
Я собираю искусство, созданное в России за последние 65 лет. Государству в лице его музейной инициативы это искусство так и не стало интересно, за исключением нескольких отдельных музеев вроде Третьяковской галереи, где подобная коллекция сложилась скорее благодаря отдельным энтузиастам, чем из институциональной воли. То есть этот период нашей истории искусства тотально не музеефицирован. Что это значит для рынка искусства? То, что все эти вещи доступны частному коллекционеру. Это огромное поле, где есть не только искусство нонконформистов-шестидесятников или московских концептуалистов, но и множество других интересных художественных феноменов.
Возможности, которые существовали для коллекционера в этом поле, когда я начинал собирать в 2019 году, сохраняются в России до сих пор: на мой взгляд, за четыре года не произошло качественного изменения интереса к предмету. И эти возможности феноменальны. Сегодня на рынке огромное количество программных для разных поколений художников работ, которые составляют основу отечественной истории искусства последних 65 лет. Можно прийти в галерею и купить произведение из серии «Сигнальная система» Юрия Злотникова или найти созданные до 1991 года работы Тимура Новикова.
Сегодня, как в 60-е и 70-е годы, вопрос создания коллекции — не столько вопрос каких-то особых финансовых ресурсов или инсайдерской информации, когда ты знаешь, у кого покупать. Это больше вопрос интеграции в арт-сообщество и, наверное, личной пассионарности. Конечно, сегодня странно радоваться новым открывающимся возможностям, но так сложилось, что именно сегодня в современном искусстве они колоссальны. И мы это чувствуем.
Екатерина Лапшина, генеральный директор ERA Capital, меценат, коллекционер
Мне кажется, коллекционеры — это люди, которые через создание коллекции, с одной стороны, занимаются самопознанием, а с другой — развивают художественную среду. Одно без другого просто не работает. Поэтому мне хотелось бы объединить вокруг наших идей тех, чьи ценности близки нам, и создать платформу для дальнейшего комплексного развития искусства нашей страны. Мы приветствуем тех, кто не просто коллекционирует «для себя», но понимает, что искусство не принадлежит только коллекционеру. Делая выбор, коллекционер берет на себя и ответственность, о которой не нужно забывать. И я надеюсь, что мой опыт в других областях станет для нашей команды полезным и позволит создать полноценную платформу, устойчивую экосистему, и через многие годы мы сможем сказать: «Да, мы это сделали. Наша работа привела к фундаментальным изменениям в мире искусства».