Прибавочный элемент
В середине июня в редакционный ящик «Артгида» упал очередной пресс-релиз, официально-сдержанно сообщивший о том, что правительство Нижегородской области запускает «направленную на развитие креативных индустрий» программу… Рука машинально потянулась к клавише delete, но остановилась: следующая строчка релиза уточняла, что речь идет о программе арт-резиденций, партнерами которой стали студии «Тихая» и dreamlaser, центр современного искусства «Терминал А», галереи «9Б» и FUTURO, а также арт-резиденция «Выкса» — площадки, не просто любимые «Артгидом», но определяющие «лица необщее выраженье» Нижнего. Заинтригованная новой инициативой, Мария Кравцова побеседовала с участниками программы и экспертами, чтобы разобраться, что она собой представляет и чем проект нижегородских резиденций отличается от уже существующих в других концах страны.
Мастер-класс художницы Тамары Шипициной в студии «Тихая», посвященный технике литографической печати. 2023. Courtesy Екатерина Белозерова
Слово «арт-резиденция» вошло в обиход российских культурных институций во второй половине десятых годов, в момент усиления межрегиональных культурных связей (во многом спровоцированных появлением крупных региональных проектов вроде Музея PERMM и Индустриальной биеннале в Екатеринбурге) и на фоне бесконечно переливавшейся из пустого в порожнее дискуссии о дефиците механизмов «художественного производства и поддержки художника».
Нет, какое-то подобие резиденций существовало и прежде: на закате нулевых знакомый художник обозначил этим словом чердак дачи, который ему «любезно» предоставил под мастерскую возникший буквально из ниоткуда «коллекционер» (на самом деле дилер), впоследствии оценивший свежий воздух и протекавшую крышу в несколько десятков готовых холстов. Подобная форма «поддержки» полностью соответствовала прагматике зацикленных на финансовых взаимоотношениях и рыночном успехе нулевых и одновременно отвечала модернистскому канону (нуждающийся гений и конвертирующий его творческую энергию в объект искусства маршан). Но что-то в ней уже смущало. Десятые предложили не просто многочисленные институциональные альтернативы этому сугубо меркантильному подходу — от стартовавшей в 2012 году программы резиденций Индустриальной биеннале до проектов, возникших на основе небольших музеев (вроде резиденции «Марьин дом» при Доме-музее сказительницы Марии Кривополеновой в Архангельской области), — но и доказали: резиденция — это не про объект, а про субъект искусства, не про безальтернативные сделки, а про отношения. А несколько лет назад «Артгид» сформулировал свою, лапидарную формулу, согласно которой целью резиденции является «создание сетей поддержки, взаимная забота и обмен информацией и навыками». Этот формат оказался невероятно эффективным инструментом работы с локальными контекстом и, по точному замечанию основательницы заполярной резиденции PolArt Натальи Федяниной, «одной из самых мягких форм прописывания современного искусства на территории». Оказалось, что он универсален, подходит как крупным институциям, так и небольшим проектам (включая самоорганизации), уживается с мегаполисами, моногородами и «историческими поселениями», а также невероятно востребован: за последнее десятилетие через российские резиденции прошли сотни отечественных и зарубежных художников, а накопленный опыт лег в основу Ассоциации арт-резиденций России, учрежденной в 2019 году куратором из Екатеринбурга Кристиной Горлановой.
Впрочем, у всех известных нам резиденций имелся общий знаменатель: как правило, их появление инициировали представители художественного сообщества, которые опирались в лучшем случае на поддержку грантовых фондов или (реже) коммерческих организаций: так, уральская резиденция «Шишимская горка» реализована при поддержке девелопера, заинтересованного в развитии одного из спальных районов Екатеринбурга. Поэтому основным лейтмотивом обсуждения любого нового кейса резиденции было рассуждение о том, как сделать проект устойчивым в ситуации финансовой неопределенности (грант можно как получить повторно, так и потерять, а у коммерческих или корпоративных партнеров могут измениться обстоятельства). Еще одной, на мой взгляд, проблемой резиденций в России была их тотальная ориентированность на художников (иногда фотографов): лишь недавно в нашей стране появились (а в некоторых случаях, как, например, в Голубицком, почти сразу исчезли) резиденции, адресованные представителям других творческих и гуманитарных профессий.
Нужно в Нижний
Тут, собственно, и настало время перейти к описанию программы резиденций Нижегородской области, которая на основе уже имеющегося опыта и при поддержке специалистов предложила новый взгляд на популярный формат. Сама идея связана с правительством Нижегородской области и АНО «Центр 800», инициировавших создание экспертного совета. В него вошли заместитель директора по региональному развитию ГМИИ им. А.С. Пушкина Анна Гор, директор Нижегородского художественного музея Роман Жукарин, директор Музея «Гараж» Антон Белов, программный директор «ГЭС-2» Алиса Прудникова, директор Музейно-выставочного комплекса «Музей Норильска» Наталья Федянина, директор Музея PERMM Наиля Аллахвердиева, председатель попечительского совета благотворительного фонда «ОМК-Участие» Ирина Седых, а также меценат и предприниматель Дмитрий Володин. В качестве программного куратора проекта пригласили Кристину Горланову.
Программа рассчитана на три года и, что отличает ее от уже существующих, опирается на широкую сеть локальных культурных институций, в которую входят как галереи современного искусства, так и культурные центры и самоорганизации. Идеолог проекта, заместитель губернатора Нижегородской области Олег Беркович, предпочитает описывать новую структуру термином «экосистема» и говорит о том, что она дает возможность поддержки не только отдельных авторов, но и важных для культурного производства локальных инициатив. «Наш проект резиденций опирается на сложившуюся за последние годы в Нижнем Новгороде институциональную структуру, которая состоит из галерей и художественных самоорганизаций вроде студии “Тихая”, центра современного искусства “Терминал А”, галереи “9Б” и FUTURO, студии dreamlaser совместно с пространством ЦЕХ и арт-резиденции “Выкса”, — замечает он. — То есть мы не только нацелены на привлечение в регион художников со всей страны, но и подставляем плечо локальным институциям, которые сегодня также нуждаются в поддержке <…> Базовый принцип этого проекта — свобода творчества, а наша задача — обеспечение системной поддержки. Мы взяли на себя техническую часть, оплачиваем художникам проживание и питание и одновременно помогаем с экспертизой — для этого был создан экспертный совет, куда вошли специалисты федерального уровня. Уже сейчас нам удалось создать шесть единовременно работающих резиденций, но в целом за три года, на которые рассчитан бюджетный цикл проекта, мы надеемся увеличить их количество. Тем самым мы не только помогаем креативным индустриям, негосударственным культурным проектам и отдельным сообществам, но и работаем над укреплением локального художественного рынка — мы очень рассчитываем, что это сотрудничество выльется в новые совместные проекты, произведения искусства и, конечно же, большой ежегодный выставочный проект, который привлечет дополнительное внимание к нашему городу и Нижегородской области».
Независимо от своего статуса, все обозначенные Берковичем институции получают грант на реализацию программы, в которой уже сегодня могут принять участие не только художники, но и дизайнеры, и архитекторы, а в перспективе — кураторы, критики, историки и социологи, проявившие интерес к исследованию особенностей искусства и культуры Нижегородской области. Все арт-резиденции существуют автономно и сами выбирают резидентов, а сверхзадача организаторов и программного куратора Кристины Горлановой сводится к ненавязчивому модерированию и помощи институциям, которые проводят свою первую резиденцию. «Нам было важно объяснить нашим институциональным партнерам, что формат арт-резиденции дает возможность экспериментировать в процессе реализации проекта, — объясняет Горланова. — Например, мы приветствуем желание принимающих институций взаимодействовать с нетипичным для их основной деятельности художником или работать с исследователем, куратором или критиком. Также мы работаем над интеграцией резидента в местное сообщество. Действенным инструментом для этого мы считаем публичную программу, которая, с одной стороны, помогает резиденту узнать локальный контекст, а с другой — представляет его местному сообществу. Казалось бы, что в этом сложного? Но наш опыт говорит о том, что формат публичных мероприятий зависит от специфики художника: кто-то хорошо делает мастер-классы и хочет участвовать в дискуссиях, кто-то лучше справляется с форматами лекции или экскурсии — и к нему тоже нужен разумный подход».
Программа не сосредоточена в столице региона — Нижнем: уже сегодня часть резидентов осваивает другие точки области, от исторических Ворсмы, Городца и Арзамаса до металлургического центра Выксы, где несколько лет назад при участии благотворительного фонда «ОМК-Участие» появилась собственная арт-резиденция, в прошлом году получившая новое пространство. «Позитивным кажется то, насколько в Нижегородской области сильны и государственные, и частные проекты в области культуры, равно как и меценатское движение, — продолжает Горланова. — Здесь много разномасштабных проектов — крупных, на уровне региона, и небольших инициатив. Местные власти уделяют внимание малым городам, и это тоже выгодно отличает Нижегородскую область от других регионов и позволяет огромному количеству классных проектов случаться именно здесь».
С Горлановой согласна директор Музея Москвы Анна Трапкова, которая пристально следит за культурными преобразованиями в столице Приволжья и отмечает именно системные изменения, произошедшие здесь. «В последние годы в Нижний Новгород стал, пожалуй, самым динамично развивающимся центром современного искусства в России, — замечает она. — К давно сформировавшейся интересной и разнообразной локальной художественной сцене добавились новые события и институции, формирующие репутацию города и повышающие интерес к нему как среди профессионалов, так и у более широкой аудитории. Проект художественных резиденций — важное продолжение культурной политики региона, которая опирается, в первую очередь, на местные культурные институции и локальную специфику. Сеть арт-резиденций может стать основой для самых интересных межрегиональных проектов, межинституциональных и межличностных связей и одновременно привлечет внимание к локальному контексту (или, правильнее, локальным контекстам) Нижегородской области. Очень важно, что проект не только охватывал весь регион, но и работал с широким перечнем тем, от промышленного наследия до традиций и промыслов».
Проект в процессе калибровки
Программа арт-резиденций Нижегородской области представляет интерес именно своим экспериментальным характером, незаконченной формой. А значит, проверять гипотезы ее идеологов и налаживать механизмы будут на наших глазах, в процессе работы. В частности, переосмыслению подверглись функции экспертного совета, от которого организаторы проекта ждут не только символического присутствия. «Обычно в подобных инициативах экспертный совет является чисто номинальным элементом, — рассказывает Кристина Горланова. — В какой-то момент ему презентуют результаты работы, и эксперты выносят вердикт — “хорошо”, “плохо”, ну или чаще всего “молодцы, держитесь!”. Но нам хотелось, чтобы совет стал активным участником процессов и от экспертов можно было бы получить честную оценку наших идей и действий. Поэтому мы представляли им программу первого сезона еще до официального открытия резиденций, а полученные комментарии сразу учли в доработке наших идей».
Сегодня в совет входят как те, у кого есть непосредственный опыт создания арт-резиденций, и представители системообразующих частных и государственных музеев, так и люди, которые непосредственно работают в регионе. Горланова считает, что мнение последних важнее: они знают, чем живет регион и что нужно делать для него в современных реалиях. «Мы готовы учитывать локальные особенности, исправлять ошибки и анализировать их, — говорит она. — И для меня это самое привлекательное в программе. Потенциально у нее есть очень классная возможность развиться в платформу, которая позволит поддерживать большое количество работающих в культуре и искусстве людей и одновременно реализовать проекты, важные как для региона, так и для российского контекста в целом». В качестве примера того, как мнение экспертов изменило взгляд организаторов на структуру проекта, куратор приводит споры вокруг необходимости закончить первый, короткий сезон резиденций групповой выставкой: «Для любой программы арт-резиденции итоговая выставка не очевидный, сложный продукт. Разные художники, разные темы, разные формы резиденций, часть из которых не подразумевает создание произведения как такового. Пока мы обсуждаем возможность выставки как формата показа общих “результатов”. Абсолютно точно будет серия показов на площадках арт-резиденций, что позволит дополнительно разнообразить публичную программу. Большую выставку, конечно, стоит делать при достаточном объеме материала для создания кураторского высказывания, в котором отразился бы опыт как резиденций, так и разных художников, успевших побывать в них».
Также в дискуссиях организаторов и членов экспертного совета родилась идея аукциона, который призван стать инструментом последующей поддержки художников, уже прошедших через программу резиденций.
Резиденция изнутри
Несмотря на то что программа резиденций только стартовала, через нее уже прошли несколько художников. В резиденции галереи «9Б» успела поработать московская художница Ирина Петракова, в FUTURO — нижегородский дизайнер Злата Корнилова, а студия «Тихая» принимает уже второго резидента — уральского фотографа Федора Телкова: в Нижнем он продолжает посвященное истории старообрядческих общин исследование в рамках своего проекта «Право веры». В резиденции он сменил Тамару Шипицину из Волгограда, семейная история которой связана с Нижегородской землей.
Каждая из институций, участвующих в программе, по-своему подходит к устройству резиденции. Галерея «9Б» переоборудовала первый этаж под мастерскую, а второй приспособила под жилое пространство. Резиденция работает в закрытом режиме, но в некоторых случаях в конце резиденциального периода публика сможет увидеть произведения, созданные за время пребывания того или иного автора. Другие участники проекта воспользовались предоставленной организаторами возможностью и поселили резидентов в одном из нижегородских отелей.
Как выглядит внутренняя механика и что собой представляют реалии работы резиденции? «Во-первых, приглашающая сторона должна быть готовой к тому, что результат резиденции непредсказуем и может сильно отличаться от изначальных представлений, — замечает нижегородский художник и руководитель студии «Тихая» Артем Филатов. — Во-вторых, обе стороны должны понимать, что резиденция — это прежде всего возможность экспресс-сближения с контекстом, и создавать условия для этого. Приезжающий к нам художник живет прямо в нашей студии. Когда он утром встает и открывает дверь в общее пространство, там уже кто-то готовит кофе. Потом каждый берет себе чашку, и начинается разговор — я сегодня буду работать над этим, а ты что собираешься делать? Мы делаем все, чтобы не дать художнику-резиденту быть отделенным от нашей деятельности. У нас нет ни одной закрытой двери, ни одного процесса, который мы хотели бы от него скрыть. Он сразу попадает внутрь нашего сообщества, начинается обоюдное сближение — он знакомится с нами, и мы, в свою очередь, начинаем узнавать человека, которого до этого знали лишь поверхностно. Причем важно не только то, какие идеи, впечатления или проекты художник увезет из резиденции, но и то, что он оставит после себя. Так, первая резидентка нашей студии Тамара Шипицина познакомила нас с легкими в исполнении техниками бумажной литографии: для большинства художников студии, которые не являются профессиональными печатниками, и для посетителей наших мастер-классов они стали хорошим профессиональным приобретением. И в этом тоже задача резиденции — поделиться с местными художниками новыми практиками, новыми техниками, увидеть другое художественное мышление».
Как уже было сказано выше, арт-резиденция является невероятно эффективным способом выстраивания профессиональных связей и отношений. Это в очередной раз доказывает опыт «Тихой»: во время своего пребывания в резиденции Тамара Шипицина пригласила в студию мецената и основателя фонда «Семь ветров» Николая Малыгина из Волгограда. «Насколько это было полезно и будет ли иметь какое-то продолжение, мы не знаем, — говорит Филатов. — Но то, что художница пригласила в Нижний человека, важного для ее художественной биографии, создала ситуацию, в которой он познакомился с нашими культурными институциями и принципами работы студии “Тихая” — это очень классно».
Прагматика культуры
У программы арт-резиденций Нижегородской области есть и еще один, прагматический аспект — сблизить современных авторов и традиции народных промыслов. «Промыслы вообще являются важнейшей для нашего региона темой, — говорит заместитель губернатора Нижегородской области Олег Беркович, — ведь мы один из лидеров не только по количеству сохраненных, живых народных промыслов, но и по системной работе с этим наследием. В одной из наших резиденций уже работает художник, который заинтересовался казаковской филигранью. Кто-то отправится в Городец изучать городецкую роспись, а кто-то, возможно, захочет побольше узнать о хохломском промысле. У нас нет цели обязательно сделать “коллаборацию” или заставить кого-то “переосмыслять” историческое наследие современными средствами. Наша задача — помочь современным авторам увидеть этот мир, погрузиться в него и через это, возможно, сломать некоторые стереотипы, с ним связанные».
Пятнадцать лет назад подобная «нагрузка» к прогрессивному в общем-то проекту воспринималась бы как желание навязать современному искусству и его деятелям мезальянс с консервативным художественным нарративом. Однако с тех пор многие художники искренне заинтересовались историей территорий, частью которой являются в том числе дореволюционные и советские промыслы. Поэтому есть некоторая уверенность в успехе эксперимента.
Попытка организаторов интегрировать в проект резиденций эту составляющую дополнительно ставит еще один вопрос — могут ли культурные проекты стать катализаторами экономического развития региона? «Может ли арт-резиденция принести ощутимый экономический эффект городу? Да, может, хотя пока и очень ограниченный, — комментирует член экспертного совета программы, нижегородский меценат и предприниматель Дмитрий Володин. — С одной стороны, в программе резиденций участвуют нижегородские галереи, за которыми стоят коллекционеры, с другой — правительство области ждет от этой программы идей по переосмыслению нижегородских художественных промыслов. Изделия промыслов сегодня почти не используются в быту: единственная современная вещь, которую выпускает АО “Хохломская роспись”, — компьютерная мышка. Чтобы снова войти в жизнь, стать современными, промыслам необходимо измениться. У них есть все, чтобы быть востребованными сегодня: природные материалы, экологичность, народной код. Не хватает лишь нового взгляда на этот феномен. Но работающие в этой сфере небольшие фабрики сами не в состоянии привлечь художников, которые смогли бы изменить представление о промысле, сделать его изделия визуально более современным и, как следствие, коммерчески привлекательными. Хотя, повторюсь, я пока не ждал бы большой экономической отдачи от этого проекта. Его эмоциональный и эстетический эффекты сейчас имеют для Нижнего гораздо большее значение».
Не заключение
Более ста лет назад, пытаясь понять механизмы эволюции искусства, Казимир Малевич ввел термин «прибавочный элемент» — некий атом «нового», который, попадая в уже сложившуюся художественную систему, радикально менял ее изнутри. Станет ли программа арт-резиденций Нижегородской области этим самым «прибавочным элементом» для локальной среды и как именно ее изменит, сейчас трудно увидеть. Пока очевидно одно: новой и сильной стороной проекта является получившая общий знаменатель арт-резиденций синергия очень разных, зачастую разнонаправленных локальных институций, каждая из которых уже сегодня понимает выгоды этой инициативы и пользуется ими. Галереи начинают сотрудничать с новыми художниками и получают новые работы, а не сосредоточенные на предметном производстве институции — опыт и связи по всей стране.