Музейный эксперимент
Potanin
В сотрудничестве с

Локальная идентичность: что и как регионы рассказывают о себе

Нередко «локальное» понимается как синоним «традиционного» и даже «устаревшего». Однако ряд музейных проектов опровергают этот тезис, находя такие языки диалога с наследием, которые позволяют увидеть местную специфику в контексте глобального настоящего и прощупать корни локальности. «Артгид» рассказывает о пяти таких инициативах в Москве, Екатеринбурге, Красноярске, Волгограде и Калининграде.

Courtesy галерея «Беляево»

«Развитие Беляево»
Галерея «Беляево», Москва

Проект «Развитие Беляево» был призван сформировать новый образ района при участии местных жителей. В его основе лежит Школа городской идентичности, результатом работы которой стало проведение районных исследований, а также составление методического пособия по подготовке и проведению подобного локального исследования. «Ориентация на местных жителей стала не просто… модным методом функционирования музея района, но и основала его фундамент, — говорит руководитель проекта Юлия Балдина. — Идентичность — это то, что формируется и переосмысляется самими участниками. В результате вокруг галереи стали формироваться различные по возрастному и социальному статусу районные сообщества. Центр стал комфортным пространством для встреч и диалога, пространством возможностей не только для творческой самореализации жителей, но и арт-терапии, социальной адаптации и взаимоподдержки людей пожилого возраста, граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, переживающих личностный кризис, потерю работы, утрату и так далее».

В итоге команда проекта построила базовую модель смыслов Беляево, так называемую модель «регенерации идентичности», и запустила на ее основе Центр идентичности — экспозицию, собранную из воспоминаний жителей района и документов. Параллельно заработал сайт с информацией о центре (выставки, лаборатории, события, коллекция музея) и материалами обо всех объектах района. Здесь каждый житель может заполнить специальную форму и добавить на интерактивную карту свою «точку» с описанием или историей.

«С открытием Центра идентичности — музея района галерея “Беляево” стала выстраивать новую систему отношений с целевой аудиторией, практикуя новые методы вовлечения и соучастия жителей района, — говорит Юлия. — Полученный в ходе реализации проекта опыт, когда применяются технологии социокультурного проектирования и художественных стратегий, масштабируется. Увеличилось общее количество художественно-исследовательских проектов объединения “Выставочные залы Москвы”, в основе которых — рассмотрение этнической, территориальной, культурной идентичности».

Комплекс зданий ДОСААФ «Дом обороны» в Свердловске (Екатеринбурге). 1930-е. Фотография 1989 года. Источник: tatlin.ru

Новая публичность авангарда. Авангардный квартал
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург

Первой и, возможно, самой ценной аудиторией любого локального проекта становится местное сообщество: именно его отклик позволяет оценить эффективность инициативы и иногда даже изменить ситуацию в отношении культурного наследия региона. Так, проект, организованный УрФУ в 2020–2023 годах, был направлен на популяризацию наследия архитектурного авангарда Екатеринбурга среди жителей города. В рамках проекта состоялись события разного масштаба. Одно из них — конкурс видеороликов «Мой авангард», итогом которого стало появление 12 музыкальных клипов с образами конструктивизма.

Следующим шагом стала «Народная выставка». «Мы предложили горожанам, интересующимся историей и культурным наследием Екатеринбурга, попробовать себя в роли кураторов и художников и создать собственную выставку, посвященную памятникам свердловского конструктивизма, — рассказывает доцент УрФУ Лариса Пискунова. — Участники девяти команд — жители Екатеринбурга, большинство из которых прежде не имели опыта участия в выставочных проектах, — говорят, что “Народная выставка” дала им возможность “открыть для себя конструктивизм”, “принять участие в художественном проекте”, “стать частью команды”, “принять новый вызов для себя”».

Наивысшей точкой развития проекта стало основание Центра авангарда, ведущего научно-исследовательскую деятельность и открытого для всех интересующихся конструктивистским наследием. Среди своих целей Центр отмечает формирование сообщества экспертов, горожан, представителей бизнеса и власти, заинтересованных в изучении и сохранении авангардного наследия. По свидетельству руководителей проекта, эти немногочисленные, но важные шаги смогли изменить отношение к «теме авангарда» в Екатеринбурге: связанные с ней события теперь проходят регулярно и ориентированы на разные возрастные аудитории.

Фрагмент интерактивной панорамы «Воскресение на площади» в Музейном центре «Площадь Мира». Courtesy Площадь Мира

Интерактивная панорама «Воскресение на площади»
Музейный центр «Площадь Мира», Красноярск

В конце 1980-х в здании Музейного центра «Площадь Мира» находился филиал Центрального музея Ленина, после закрытия которого в наследство Центру досталась диорама «Старая Россия». Эта многофигурная композиция с гипсовыми скульптурами в человеческий рост, появившаяся в 1987 году, была посвящена типовому сюжету «воскресный день на базарной площади города средней руки». В 2019 году Центр с помощью мультимедийных технологий оживил гипсовых горожан, создав интерактивное пространство «Воскресение на площади».

По словам руководителя проекта Сергея Ковалевского, «унаследованный от прежнего Музея Ленина “оптический театр”... преобразован в экспозиционную среду предчувствия встречи традиции, повседневности и утопии. Имея... “немую сцену” из двадцати гипсовых человек, мы стояли перед задачей “оживить” эти тела. С одной стороны — дать голос и язык русскому хору, с другой — выделить плоть сообщества. Отсюда генеральный творческий вызов проекта — взаимодействие телесного и нарративного». В появившейся «иммерсивной панораме», открывающей основную экспозицию музея, традиционные фронтальные виды сочетаются с возможностью заглянуть «за спину» изображения и погрузиться в происходящее.

Позднее панорама обрела новое измерение благодаря аудиоэлементу: на ее фоне зазвучали голоса, зачитывающие имена и профессии тех, кто погиб в лагерях ГУЛАГа. По мысли создателей, в инсталляции эти имена обрели свои тела, безымянные фигуры на площади вдруг оказались названы, а в «дореволюционной ситуации» проявилось «постреволюционное будущее»: «Так на историческую сцену пробился голос “проигравшей ХХ век” несбывшейся России».

Примечательное развитие «Воскресение на площади» получала в различных проектах Музейного центра. Один из них — работа «Пионеры» Дарьи Рябченко и Ксении Ячменёвой, разместившаяся под входом в панораму и так же объединившая пластическую составляющую — гипсовые ноги пионеров — со звуком — бодрыми советскими песнями: по мнению создателей панорамы, эта «парадоксально-телесная инсталляция… продолжает движение “воскресенской” антропомассы наружу».

Новые дома на улице Мира в Сталинграде (из журнала «Огонек» №44, 1954). Фото: Н. Грановский. Источник: pastvu.com

Первая улица Мира
Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова, Волгоград

Улица Мира — одна из первых восстановленных в возрождавшемся после войны Сталинграде, единая и совершенная в своих архитектурных, социологических, философских устремлениях, практически реализованный фрагмент «идеального города». Именно она стала точкой отсчета для просветительского проекта «Первая улица Мира» (2018–2020) — примера того, как музейная институция может менять город и отношение жителей к нему.

Работа над проектом строилась вокруг осмысления культурного наследия и культурного ландшафта, выросших на руинах большой войны, а также понятия ностальгии как культурного и социального феномена нашего общества. Музей провел междисциплинарное исследование первоначальной концепции улицы Мира, истории ее строительства, повседневной жизни людей и, обратившись к своей коллекции, изучил произведения волгоградских художников о городе. На стыке локальной истории и неотделимых от нее локальных же художественных практик удалось проговорить такие актуальные проблемы, как брендирование территории средствами и языком искусства, старение музейного сообщества и музейной аудитории, сущность патриотизма по отношению к своей малой Родине и другие.

Вклад проекта в изучение и развитие городской среды измеряется десятками научных докладов и статей, лекций, мастер-классов, встреч с художниками, экскурсий, видеоинтервью со старожилами, общегородских праздников. Кроме того, в числе важных результатов, отмеченных организаторами, — противостояние вандализации городской среды, благоустройство дворов и придомовых территорий, появление мест коллективного отдыха жителей. Самому же музею проект позволил популяризировать свою коллекцию и изучить ее через призму зрительских воспоминаний и семейных архивов.

Фрагмент постоянной экспозиции Музея-квартиры «Дом китобоя». Courtesy музей

Дом китобоя
Музей Калининграда советского периода, Калининград

Спустя шесть лет активной работы, три гранта Фонда Потанина и одну масштабную реконструкцию в центре Калининграда в 2021 году открылся Музей-квартира «Дом китобоя». На первом его этаже расположились кафетерий и экспозиция, а на втором — продолжение кафетерия, которое легко трансформируется в лекционный зал и пространство для временных выставок. Интерьер основной экспозиции воспроизводит советский коммунальный быт 60–80-х годов. Калининград — город моряков и рыбаков. А по словам создателей музея, самые легендарные моряки — это китобои. Вокруг них бушует огромное количество легенд и историй, и вымышленных, и вполне настоящих. Поэтому в коммуналке поселили воображаемую семью китобоя: его самого, жену и двоих детей. Кроме них в квартире «проживает» их сосед, который отвечает за диссидентский дух эпохи оттепели: в этой части музея разместились разделы, посвященные фарцовке, самиздату, «вражеским голосам», иностранным пластинкам.

Через всю экспозицию зритель проходит в сопровождении аудиоспектакля, созданного на основе 200-часового аудиоархива с личными историями и воспоминаниями горожан. Эти записи были собраны в процессе исследовательской работы и вошли в «Народный архив: повседневность Калининграда 1960–80-х годов», также появившийся по инициативе создателей музея. Дополняют спектакль интерактивные объекты и световой дизайн, помогающий посетителю ориентироваться в экспозиции.

Важной составляющей работы стало включение калининградцев в процесс создания музея. С самого начала проект был призван отразить историю города через воспоминания горожан. Кроме колоссального архива историй, музей получил огромное количество вещей: почти все в его коммунальном интерьере — мебель, посуда и другие объекты — передано неравнодушными калининградцами. Так общими усилиями было создано пространство «коллективной памяти».

 

Читайте также


Rambler's Top100