Выставки недели в Москве и Санкт-Петербурге: выбор «Артгида». Май 2023
В Петербурге рассказывают историю Свободы, в Москве разговаривают на языке правил и исключений, а мы советуем выставки, которые можно посетить и там и там.
Елена Стерлигова. Эскиз зимних спортивных костюмов. Фрагмент. Начало 1970-х гг. Бумага, темпера, карандаш. Частное собрание. Courtesy пресс-служба Музея Москвы
Дом моделей
Музей Москвы
Массовое «переодевание» советского общества после Октябрьской революции началось в Общесоюзном доме моделей одежды на Кузнецком мосту. Здесь появлялись идеи мужских, женских и детских коллекций, которые находили свое воплощение на швейных фабриках по всей стране, и выходил собственный «Журнал мод» — главное советское издание о моде. В свою очередь, сотрудники ОДМО — от Вячеслава Зайцева и Веры Араловой до их менее знаменитых коллег — стали теми, кто определил очертания советской и российской моды.
Рожденный революцией
KGallery
Агитационный фарфор в советское время соединял в себе множество форм и образов нового мира. В изделиях свое отражение нашли авангардные художественные идеи и новая символика: изображения рабочих, крестьян, красногвардейцев, индустриальные или сельские сюжеты наравне с супрематическими фигурами, революционными лозунгами или эмблемами советской власти. На выставке в KGallery представлены фарфоровые работы Государственного фарфорового завода, который в 1920-х годах стал центром производства агитфарфора. В центре экспозиции — художник Сергей Чехонин. Именно он во многом определил художественный подход к фарфору в 1920-х годах и повлиял на целый ряд художников. Кроме него на выставке можно увидеть работы Наталии Данько, Александры Щекатихиной-Потоцкой, Натана Альтмана и других.
После импрессионизма. Русская живопись в диалоге с новым западным искусством
ГМИИ им. А.С. Пушкина
Новый проект ГМИИ имени А. С. Пушкина рассказывает о развитии западной живописи от импрессионизма 1860-х до формальных экспериментов начала XX века и одновременно позволяет проследить, как происходящие в искусстве Франции процессы отразились в творчестве русских художников. Экспозиция занимает три этажа Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков и включает более 250 произведений из 18 музеев, среди которых, кроме Третьяковской галереи, Государственного Эрмитажа и Русского музея, присутствуют также Серпуховский, Чувашский, Вятский, Нижегородский, Елецкий, Орловский, Рязанский, Тульский, Омский музеи, музей Республики Татарстан и более пяти частных собраний.
Николай Суетин. Илья Чашник
Государственный Русский музей
Русский музей продолжает демонстрировать «Архив Лепорской» — коллекцию рисунков, архивных документов и других эфемерид, сохраненных Анной Лепорской. В этот архив входят объекты, которые так или иначе связаны с ученическим кругом, сформировавшимся вокруг Казимира Малевича, в том числе учебные записки и планы занятий. Русский музей ранее уже знакомил посетителей с фондом Малевича, затем — самой Лепорской. На этот раз выставка посвящена двум его наиболее самобытным студентам, Николаю Суетину и Илье Чашнику. Здесь представлена довольно редкая их графика, а также архивные материалы и живопись из коллекции Русского музея и частных собраний. Рассматривать Чашника и Суетина предложено через сопоставление их художественного языка: работы экспонируются по соседству друг с другом. Однако здесь нашлось место не только компаративистике, но и музеологическим открытиям, среди которых впервые представленные пудреница и брошь, оформленные Суетиным, а также специально подготовленные реконструкции архитектурных проектов Чашника.
«Художник должен быть свободен»: Чеховы-художники
Дом-музей А.П. Чехова
Выставка «Художник должен быть свободен» открывает малоизвестные стороны творчества, связанные с фамилией Антона Павловича Чехова, — а именно живопись нескольких поколений родственников знаменитого писателя. Портреты, пейзажи, наброски и эскизы Чеховых-художников расположились в интерьерах «Дома-комода», который недавно открылся после двухлетней реставрации. Авторы произведений жили в этом доме вместе с писателем или были его частыми гостями. Двоюродный дед Антона Павловича, Василий Михайлович, писал иконы (икона его авторства открывает выставку), а младшая сестра Мария Павловна брала уроки у Валентина Серова и Константина Коровина, создавала портреты и пейзажи. Наиболее изученный Чехов-художник — старший брат писателя, Николай: среди прочих его работ на выставке представлена обложка сатирического журнала «Сверчок», с которым сотрудничали оба брата — один как автор, другой как иллюстратор. Младшее поколение семьи — племянник Сергей Михайлович и внучатый племянник Сергей Сергеевич Чеховы — представляют на выставке серию работ тушью.
Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту
Государственный Русский музей
Через эксперименты с абстракцией прошли многие неофициальные художники 1960–1980-х годов, но каждый — в своей индивидуальной манере. Познакомиться с разнообразием этих подходов предлагает выставка живописи и графики шестидесятников из коллекции Наталии Опалевой — коллекционера, создателя и генерального директора Музея AZ (Анатолия Зверева).
Анфилада из семи залов вмещает более 200 работ. Московские нонконформисты — Дмитрий Плавинский, Дмитрий Краснопевцев, Олег Целков, Лидия Мастеркова — встречаются в экспозиции с петербургскими: Глебом Богомоловым, Евгением Михновым-Войтенко, Владимиром Стерлиговым. Помимо абстракции, особый интерес вызывают показанные на выставке ранние работы Оскара Рабина, Олега Целкова, Эрика Булатова и Анатолия Зверева. Показ сопровождают медиаинсталляция Платона Инфанте, музыка авангардного с и документальный фильм об эпохе оттепели, рассказывающий о времени, в котором жили и творили представленные авторы.
Диалог во времени и пространстве. Отечественное искусство XX–XXI веков
ММОМА на Петровке
Традиционный для ММОМА формат — выставка коллекции — на этот раз оказался переосмыслен. Вместо экспонатов из музейного собрания представлены работы, принадлежащие уральскому Фонду поддержки и реализации культурных инициатив «Синара». Новый проект — попытка наладить диалог между разными поколениями художников из разных регионов. С одной стороны, здесь представлены мэтры современного искусства — от Ильи Кабакова до Дмитрия Пригова. С другой — «младшее» поколение: «Синие носы», группа Recycle, Ирина Корина, Александра Паперно, Иван Горшков и другие. Кураторским жестом произведения распределены по залам по вполне привычным темам: здесь нашлось место и экологической проблематике, и вопросам урбанизации, и историческим феноменам, и культуре в общем смысле этого слова. Однако гораздо интереснее в пышных залах Петровки не искать ответы на вечные вопросы, а посмотреть на уральцев, постоянно возвращающихся к индустриальному наследию, — от легендарного в кругах свердловского андеграунда Валерия Дьяченко до Олега Елового или Владимира Селезнева.
История Свободы
Арт-центр «Пушкинская-10»
Новая постоянная экспозиция «История Свободы» ждет гостей «Пушки» на четырех этажах лестницы в корпусе С и рассказывает о разных этапах жизни культурного кластера через воспоминания и архивные материалы ее обитателей: Боба Кошелохова, Павла Запорожцева, Алексея Чистякова, Евгения Тыкоцкого и многих других. Доступные по QR-коду короткие видео с воспоминаниями Николая Медведева, первого генерального директора «Пушкинской», и художника и куратора Андрея Хлобыстина воспроизводят характерную для этого пространства особенность — возможность личного общения с участниками событий. Раздел «Выставки, изменившие историю неофициального искусства» объясняет контекст и предпосылки, позволившие появиться этому месту.
На языке правил и исключений. Наука и искусство
Еврейский музей и центр толерантности
Новая выставка Еврейского музея объединит «физиков» и «лириков» под одной крышей. Масштабный проект, организованный совместно с Политехническим музеем, прочерчивает путь длиной в пятьсот лет, в котором технологии и искусство шли рука об руку. Политехнический здесь отвечает за научную область: на выставке можно увидеть телескоп XVIII века, солнечный микроскоп XIX века, складные солнечные часы и единственный уцелевший до наших дней регистрир — прибор для записи сейсмических вертикальных колебаний. Область искусства представляют Еврейский музей и другие культурные институции: в залах наравне с произведениями Дюрера, Рембрандта и Брейгеля Младшего расположились кинетические работы Франциско Инфанте-Арана, видеоарт Билла Виолы и технократичные инсталляции ::vtol::.
«Очарованный круг “Балаганчика”»
Музей-квартира А. Блока
На заре XX столетия образы итальянского площадного театра проникли во все виды искусства и стали самостоятельным феноменом культуры Серебряного века. «Балаганчик» Александра Блока был центральным произведением и воплощением этой бешеной арлекинады. Особенно популярен он стал после одноименной постановки Всеволода Мейерхольда на сцене Театра Комиссаржевской в 1906 году. В статье «О театре» Блок писал: «Театр — это сама плоть искусства, та высокая область, в которой “слово становится плотью”. Вот почему почти все, без различия направлений, сходятся на том, что высшее проявление творчества есть творчество драматическое». Выставка «Очарованный круг “Балаганчика”» открывает цикл проектов «Театр Александра Блока» и позволяет зрителю проникнуть за кулисы «Балаганчика»: увидеть печатные издания и иллюстрации к нему, эскизы к спектаклю, созданные Николаем Сапуновым и Сергеем Юткевичем, театральные афиши и программы. Дополняют экспозицию мультимедийные программы — карта «Театральный Петербург Александра Блока» и электронный каталог «Очарованный круг “Балаганчика”».