Выставки недели в Москве: выбор «Артгида». Февраль 2023

У московской публики масса дел: нужно прочитать дневник московской школьницы, по-новому взглянуть на Пришвина и вспомнить советские дома культуры. И посетить еще несколько выставок, которые советует «Артгид».

Гелий Коржев. Поднимающий знамя (из триптиха «Коммунисты»). 1960. Холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

ДК СССР
Центральный Манеж
(до 28 февраля)

Среди проектов, приуроченных к столетию со дня образования СССР, большая часть которых взяла курс на историческую составляющую темы, выставка в «Манеже», пожалуй, самая грандиозная и многоплановая. Она соединила тринадцать разделов, посвященных архитектуре, живописи, скульптуре, графике, кино, театру, музыке и фотографии. Каждый из них — выставка в выставке с собственным куратором. Среди них — директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, кураторы Ирина Горлова и Александра Селиванова, композитор Алексей Ретинский и другие. В итоге получилась огромная экспозиция, где нашлось место и мозаикам Надежды Ходасевич-Леже, и поискам в области беспредметного искусства (Казимир Малевич), и суровому стилю (Гелий Коржев, Таир Салахов), и эскизам проектов мавзолея, и фотографиям Евгения Халдея, запечатлевшего повседневную жизнь советских граждан. Формально выставка организована как советский дом культуры, уходящий корнями в народные дома конца XIX века. В Советском Союзе они были своего рода культурными лабораториями, где под одной крышей соединялось сразу несколько пространств: выставочные залы, театр и кинотеатр, концертный зал и библиотека. В «Манеже» формат ДК отсылает скорее к идее синтеза искусств и утопического единения конфликтующих форм, идей и образов, порожденных советским искусством и культурой в разные периоды.

[Подробнее]

 

Фрагмент экспозиции выставки Анны Казьминой «Транскодирование» в PA Gallery. Москва, 2023. Courtesy PA Gallery

Анна Казьмина. Транскодирование
PA Gallery
(до 3 апреля)

Работы Анны Казьминой балансируют между двумя традициями: от европейского искусства здесь — обращение к абстрактным формам, от азиатского — требовательное отношение к материалам и стремление к минимализму. Художница словно испытывает материал: бумага сминается и покрывается штриховкой, керамика склеивается из нескольких элементов, а олово деформируется на алюминии под воздействием ультрафиолета. На первой персональной выставке в России Казьмина представляет работы в нескольких медиумах — от масштабных инсталляций до тонкой и лаконичной керамики. При этом в ее художественной практике объекты могут свободно «перетекать» друг в друга, меняться и приобретать новые черты, так что провести четкую границу между ними не всегда возможно. Об этом говорит и название выставки — «Транскодирование», которое заранее настраивает зрителей на более поэтическое и свободное прочтение работ.

[Подробнее]

 

Наталья Смолянская. Портрет мамы. 1986. Courtesy Ruarts Gallery

Дневник московской школьницы
Ruarts Gallery
(до 3 апреля)

Персональный проект Натальи Смолянской вписывается в «архивную» тенденцию, которая в прошлом и нынешнем году стала ведущей стратегией работы многих художественных институций. Однако в случае со Смолянской речь идет об обращении скорее к индивидуальной памяти, чем к большим нарративам из истории искусства. В центре выставки оказывается дневник матери художницы — Ляли Купаловой. Будучи школьницей, она подробно документировала предвоенные и военные годы жизни в СССР: последние классы школы, начало войны, эвакуация в Ташкент, личные отношения. Описания масштабных событий эпохи перемежаются здесь с любовными признаниями и школьными заметками. Отталкиваясь от дневника матери, Смолянская составляет свою картину прошлого, где фрагменты текстов соседствуют с работами художницы и найденными объектами — ее ранними живописными опытами, новыми видеоработами, гербарием матери и фотографиями из семейного архива.

[Подробнее]

 

Исаак Бродский. Дети на берегу моря. Капри. 1909–1919. Холст, масло. Ярославский художественный музей

Отличники
Музей русского импрессионизма
(21 марта)

Для многих российских художников конца XIX и начала XX веков путешествия за границу стали настоящей школой. Ефим Чепцов и Михаил Демьянов запечатлели жизнь простых европейцев. Борис Кустодиев много времени проводил в Лувре и Прадо, копируя музейные шедевры и оттачивая технику… Словом, заграничные поездки значительно обогатили и образный язык, и тематический охват русских художников. В «Отличниках» куратор Ольга Юркина показывает результат этого культурного обмена: изменения в художественных приемах и переклички с произведениями западных художников, среди которых — Камиль Коро, Гюстав Курбе, Эжен Каррьер, Франц фон Штук. Открывают экспозицию картины Генриха Семирадского и Ивана Айвазовского из столичных и региональных собраний. Наиболее поздние произведения принадлежат кисти Ильи Репина, Исаака Бродского и других живописцев рубежа XIX–XX веков. После окончания выставки работы и их тактильные копии, созданные командной музея совместно с фондом «Искусство, наука и спорт», отправятся на гастроли в другие города России.

[Подробнее]

 

Михаил Пришвин. Дунинский дом. 1948. Архив Л.А. Рязановой

Михаил Пришвин: Главная книга
Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля
(до 25 июня)

Имя Михаила Пришвина навязло на зубах многих поколений советских и российских школьников: его рассказы о природе и охоте давно вошли в хрестоматии для учащихся, легли в основу диктантов и сочинений. Посвященные ему выставки в первую очередь призваны преодолеть инерцию восприятия материала и предложить новый взгляд на писателя. Литмузей взял за основу дневник Пришвина, опубликованный лишь в 1990-е годы: в нем он честно описал свою жизнь, начиная с событий Первой мировой войны до смерти Сталина в 1953 году. Еще одной до сих пор малоизвестной областью стали его фотографические опыты, служащие своеобразным продолжением дневника. С 1925 года писатель обращался к фотографии, чтобы зафиксировать не только излюбленную им природу, но и социальную жизнь в ее не самых приглядных ракурсах (например, быт Соловецкого лагеря). В экспозиции представлены подлинные дневники Пришвина и личные вещи: письменный стол, фотоаппарат, который был его незаменимым спутником в путешествиях, и прочие документы. В то же время организаторы пошли чуть дальше формата традиционных мемориальных выставок, представив инсталляции по мотивам жизни и творчества писателя: например, ведущим мотивом стали стволы деревьев, через «глазки» которых можно разглядеть сделанные Пришвиным макроснимки.

[Подробнее]

 

Варя Панюшкина. Проект «Бессмертные на время» на выставке Diploma22 в HSE ART GALLERY. Москва, 2023. Courtesy HSE ART GALLERY

Diploma22
HSE ART Gallery
(до 26 февраля)

В HSE ART GALLERY, существующей на базе Высшей школы экономики, открылась выставка Diploma22, где собраны студенческие проекты, уже показанные на разных площадках Москвы: в ЦТИ «Фабрика», на «Винзаводе», в экспериментальной галерее-мастерской ГРАУНД Солянка, галереях Iragui, JART и других. Художница и преподаватель Школы дизайна факультета креативных индустрий ВШЭ Диана Мачулина объединила проекты философским понятием Dasein, которое отсылает к терминологии Мартина Хайдеггера: это почти непереводимое слово, обозначающее активную вовлеченность в жизнь, ее ощущение. Тот же термин в контексте выставки указывает на аутентичность и индивидуальность каждого художественного подхода. С другой стороны, Dasein созвучно привычному слову «дизайн»: на выставке представлены студенты сразу двух программ — «Современное искусство» и «Дизайн и современное искусство».

[Подробнее]

Комментарии

Читайте также


Rambler's Top100