Слияние и реституция: культурный ландшафт Франции — 2022

Окончание затяжной пандемии, упадок культурного сектора экономики, громкие скандалы и важные выставки в музеях — уходящий год не назовешь скучным для культурной индустрии во Франции. Произошло множество событий, последствия которых, скорее всего, значительно повлияют и на культурную политику Европы в целом. Это и реституция культурных ценностей, и новая музейная политика, и беспрецедентная поддержка со стороны Министерства культуры. «Артгид» решил разобраться, как себя чувствует культурная индустрия Франции в 2022-м и чем этот год запомнится всем, кто связан с культурной сферой.

Лувр Абу-Даби. Источник: visitabudhabi.ae

Щедрая реституция: возвращение предметов искусства на родину и большие потери для музейных коллекций
 
Разговоры о реституции искусства во Франции ведутся уже давно. С 2017 года президент страны Эмманюэль Макрон активно транслирует, что предметы искусства и другие артефакты, привезенные из африканских стран в колониальные времена и находящиеся во французских музеях, должны быть возвращены на родину, если страна происхождения того требует. Важное замечание — реституция применяется только к предметам, вывезенным незаконным путем. Как правильно отметил директор парижского Музея на набережной Бранли Эмманюэль Казареру, «вы представляете себе ситуацию, в которой француз идет в Британский музей и говорит: “Верните нам все французское искусство”? Или что голландец приходит в Музей Метрополитен и заявляет: “Верните нам все голландское”. Это просто бессмысленно. Реституция применяется только к предметам, которые были привезены в страну незаконным путем».
 
Спустя четыре года после революционного заявления Макрона о реституции Франция репатриировала в Бенин 26 африканских предметов из Музея на набережной Бранли. Конечно, быстро такие дела не делаются: для реституции нужно сделать запрос, предоставить подтверждения того, что предмет искусства был украден или вывезен из страны незаконно, доказать его подлинность и организовать достаточно сложный логистический и документальный процесс. Однако Франция подала хороший пример другим европейским странам, и Германия обещает урегулировать подобный порядок относительно искусства, вывезенного из стран Европы во время нацистской оккупации. Например, по официальным оценкам министерства культуры, только во Франции во время войны было насильственно изъято 100 тыс. произведений искусства.

Произведения из собрания Музея на набережной Бранли, переданные в Бенин. Источник: lemde.fr

В начале 2022 года французский парламент проголосовал в пользу реституции произведений искусства, похищенных во время Второй мировой войны, наследникам еврейских семей. Вернули уже 15 работ, в том числе произведения Марка Шагала и Густава Климта. «Решение о возвращении крупных произведений искусства из публичных коллекций подтверждает нашу тягу к справедливости и возмещению ущерба пострадавшим семьям», — заявила бывший министр культуры Франции Розлин Башло.
 
Таким образом, если раньше реституция касалась лишь африканского искусства, сегодня закон применяется более широко и появляется все больше прецедентов. И хотя новая культурная политика негативно сказывается на коллекциях больших музеев Франции, она подчеркивает приверженность страны справедливости и открытости культурного сектора.
 
FYI для всех музеев: рекомендации министерства и новая музейная политика
 
В этом году одним из самых громких скандалов в культуре стал инцидент с Лувром Абу-Даби. Его куратора Жан-Франсуа Шарнье (а также бывшего директора Лувра Жан-Люка Мартинеса) обвинили в мошенничестве и незаконном приобретении для музея похищенных древностей из Египта на более чем $50 млн. Расследование бросило тень на ведущие культурные учреждения Франции, которые как дипломатические посланники поддерживают репутацию и влияние страны. Чтобы другие музеи не повторили подобную ошибку, в ноябре этого года Министерство культуры Франции выпустило специальную памятку, где рассказывается, как правильно обращаться со спорными произведениями.

Фрагмент экспозиции в Лувре Абу-Даби. Источник: smithsonianmag.com

«В других странах, обладающих обширным рынком произведений искусства или крупными музеями, неудачное приобретение музея имеет мало других последствий, кроме реституции произведения искусства частным музеем и юридических процедур для получения возмещения (так происходит, например, в США). Во Франции подобная ситуация наносит ущерб репутации государства», — говорится в докладе.
 
Авторы доклада, эксперты в сфере музейного дела и арт-рынка Мари-Кристин Лабурде, Кристиан Джакомото и Арно Осередчук, опросили более 60 профессионалов в области искусства и выработали 42 рекомендации для музеев и культурных институций. В основном рекомендации касаются усиления проверки предметов искусства, поступающих в коллекции французских музеев.
 
Так, подходить к приобретению предметов искусства следует коллегиально, в том числе стоит привлекать независимых экспертов. Среди прочего в документе фигурирует предложение создать отдельную межведомственную комиссию, в которую войдут эксперты и деятели искусств, представители министерств и даже сотрудники правоохранительных органов. Все эти меры, по задумке авторов, помогут избежать мошеннических схем при приобретении наиболее подверженных риску и деликатных археологических находок и предметов искусства не из Европы.

В египетском отделе Лувра. Источник: louvre.fr

Авторы доклада также раскритиковали существующие санкции за ненадлежащее обращение с информацией о происхождении предмета искусства и предложили усилить наказание и наладить сотрудничество с Организацией по борьбе с незаконным оборотом культурных ценностей OCBS (Office Central de lutte contre le trafic des Biens Culturels). Прежде всего предлагается ужесточить наказание за торговлю предметами искусства, находящимися в незаконном обороте, — увеличить срок лишения свободы до пяти лет (вместо двух) и ввести штраф в размере миллиона евро.
 
Чтобы позаботиться о безопасности сделки, авторы доклада предложили ввести «сертификаты благонадежности», которые подтвердят подлинность провенанса произведения и добропорядочность продавца. «В некоторых учреждениях информация о приобретенном предмете искусства систематически плохо задокументирована. Иногда это просто ссылки на презентацию экспоната аукционным домом, где часто не указаны важнейшие детали происхождения предмета искусства», — уточняют авторы доклада.
 
Для повышения квалификации экспертов предложено развить программы обучения сотрудников культурных институций. Более того, предлагается запустить новую магистерскую программу по изучению происхождения предметов искусства в главном парижском учебном заведении для искусствоведов — Школе Лувра.

Фрагмент экспозиции выставки «Коллекция Морозовых. Иконы современного искусства» в Fondation Louis Vuitton. Париж, 2021. Фото: © Fondation Louis Vuitton / Marc Domage. Источник: news.artnet.com

Хотя все шаги четко прописаны, их может быть не так-то просто реализовать. Причиной тому — бюджетные ограничения, человеческий фактор или, в конце концов, сложная цепочка согласований. Однако люди из окружения новоиспеченного министра культуры Римы Абдул Малак рассказали газете Le Monde, что «добились некоторого прогресса в выполнении ряда шагов, которые будут реализованы с 2023 года».
 
Беспрецедентная помощь министерству культуры
 
В 2022 году, впервые в истории Франции, бюджет, выделенный на культуру, превысил отметку в €4 млрд (€4,083 млрд), что на €273 млн больше, чем в 2021 году. С 2017 года бюджет, выделяемый на культуру, только растет: на 2% в 2018 году, на 4,8% — в 2021-м и на 7,5% — в 2022-м. Как верно подметила газета Le Monde, бюджет Рю де Валуа, как называют Министерство культуры во Франции, никогда не сокращался после избрания Эмманюэля Макрона, в отличие от бюджета многих других министерств.
 
Такая щедрость вызвана озабоченностью судьбой главных музеев и культурных достопримечательностей Франции, которые потерпели серьезные потери в годы пандемии из-за сокращения потока туристов. В рамках программы поддержки Лувр получил дополнительные €53 млн, Центр национальных памятников — €30 млн, Парижская опера — €25 млн, Версаль — €24,8 млн, Музей Орсэ — €18,2 млн, Парижская филармония — €8,1 млн. Немало денег ушло на Pass Culture — систему, позволяющую ученикам средних и старших классов бесплатно ходить на концерты, в музеи, кино и покупать книги.
 
По словам бывшего министра культуры Розлин Башло, в конце 2021 — начале 2022 года возобновление работы культурных институций «оставалось хрупким», а посещаемость была сильно ниже, чем до кризиса. Но такая мощная поддержка в 2022 году позволила вернуть аудиторию в музеи, театры, кинотеатры и на концерты, частично наверстав упущенное.

Фрагмент экспозиции Музея Ива Сен-Лорана в Париже. Фото: Дмитрий Костюков / The New York Times

«Постковидный синдром» культурного сектора и объединение музеев

Вплоть до начала 2022 года ковидные ограничения то уходили, то возвращались. Двухлетняя пандемия была жестока и разрушительна не только для здоровья людей и туристической индустрии, но и для культурного сектора: его прибыль за 2021 год была на €200 млрд (31%) меньше, чем в 2019-м. Так что 2022-й должен был вернуть культурную жизнь Франции на доковидный уровень. Благодаря такому запросу и увеличению бюджета Министерства культуры 2022 год оказался богат на громкие выставки. Кроме того, арт-ярмарки наконец прошли офлайн и в полном объеме, не говоря уже о новой Paris+ par Art Basel, на несколько дней превратившей французскую столицу в место силы современного искусства.
 
Одним из самых важных событий для парижских музеев стала объединенная выставка, посвященная Иву Сен-Лорану. Уходящий год стал юбилейным для карьеры модельера — шестьдесят лет с его первого показа. По такому случаю шесть ключевых парижских музеев (Центр Помпиду, Музей современного искусства Парижа, Лувр, Музей Орсэ, Национальный музей Пикассо в Париже и Музей Ива Сен-Лорана) объединились и организовали общую выставку, что несвойственно музеям Франции, соперничающим за количество посетителей. Как говорится в официальном пресс-релизе, такое единение «иллюстрирует преемственность и глубокую связь, которую дизайнер установил с французским искусством и государственными коллекциями».
 
Центр Помпиду сфокусировался на творчестве Ива Сен-Лорана как художника своего времени и важного свидетеля эволюции искусства в XX веке. Часть выставки, которая проходит в Музее Пикассо, подчеркивает очарованность модельера художником и влияние творчества Пикассо на коллекции дизайнера. В Музее современного искусства показано умение Сен-Лорана жонглировать цветами и материалами, а в Лувре — увлечение светом, золотым цветом и декоративным искусством. Музей Орсэ исследует вопросы мужского и женского начала, а также место Марселя Пруста в творчестве модельера.

Выставка «Пикассо — Роден». Фото: Филипп Пети / Paris Match

Посвященную Иву Сен-Лорану выставку можно начать осматривать с любого музея. Здесь нет хронологии и «правильной» последовательности. «Проект был задуман как созвездие, галактика, архипелаг. Открытая схема — а не линейная структура — более созвучна тому, как Сен-Лоран потреблял искусство — это было своего рода фланерством, никакой иерархии. В первую очередь модельера интересовали аспекты композиции, цвета, формы. И конечно, важную роль играло восхищение художниками», — рассказала Муна Мекуар, которая курировала проект.
 
Другой объединенной выставкой, длившейся почти весь 2022 год, стала «Пикассо — Роден». Она проходила одновременно в Музее Пикассо и в Музее Родена и подчеркивала неожиданные совпадения в творчестве художников. Это беспрецедентное партнерство между двумя крупнейшими институциями, сосредоточенными на творчестве одного мастера. Всего было показано порядка пятисот работ, а чтобы посетители точно увидели обе части выставки, действовал единый входной билет.
 
Кроме важных совместных проектов в 2022 году открылась громкая выставка работ Клода Моне и Джоан Митчелл «Моне — Митчелл» в Фонде Louis Vuitton (ее можно увидеть до конца февраля) c впечатляющей экспозицией и сопоставлением работ художников разных эпох. В Помпиду наконец привезли работы знаковой американской художницы Элис Нил, а в Музее Орсэ прошла выставка Эдварда Мунка, не говоря уже об Оскаре Кокошке в Музее современного искусства и Фриды Кало в Пале Гальера. Судя по бесконечным очередям в парижские музеи, выбор в пользу громких международных имен и больших объединенных выставок стал valeur sûre, то есть беспроигрышным вариантом.

Публикации

Rambler's Top100