Выставки недели в Москве: выбор «Артгида». Ноябрь 2022

Ирина Корина и Константин Станиславский, Иван Чуйков и Дмитрий Шостакович, Соломон Телингатер и Анна Ахматова. Эти и другие любопытные сочетания — на московских выставках ноября.

Владислав Мамышев-Монро, Валерий Кацуба. Грусть (из серии «Всякая страсть слепа и безумна»). 2001. Фотография. XL Gallery. Courtesy V–A–C

Настройки-3. Общество частных музыкальных представлений
Дом культуры «ГЭС-2» (до 12 марта 2023)

Дом культуры «ГЭС-2» продолжает исследовать отношения между визуальным и аудиальным искусством. Новая глава проекта «Настройки» отличается от предыдущих камерностью исполнения. В этот раз произведения разместились в семи специально построенных для них павильонах. Каждый из них посвящен собственному сюжету, который раскрывается посредством музыки и работ из различных коллекций. Основой проекта стали семь музыкальных композиций — от песнопений Хильдегарды Бингенской XII века до симфонии Дмитрия Шостаковича. Они вступают в диалог с произведениями Михаила Врубеля, Фрэнсиса Бэкона, Джованни Баттисты Пиранези, Франсиско Инфанте-Араны, Ивана Чуйкова, Ирины Кориной и других. Название проекта отсылает к истории Общества частных музыкальных представлений, которое в 1918 году организовал в Вене композитор Арнольд Шёнберг.

[Подробнее]

 

Фрагмент экспозиции выставки «Рудник Днепровский. Художественное исследование» в Государственном музее истории ГУЛАГа. Москва, 2022. Источник: gmig.ru

Рудник Днепровский. Художественное исследование
Музей истории ГУЛАГа (до 31 января 2023)

Рудник «Днепровский» — бывший сталинский лагерь на Колыме. Заключенные, осужденные по политическим статьям, добывали здесь олово. Закрыли рудник только в 1955 году. На сегодняшний день он считается наиболее полно сохранившимся объектом лагерно-промышленного комплекса на Колыме. Выставка в Музее истории ГУЛАГа показывает произведения Лукии Муриной и Николая Исаева, созданные во время экспедиции на место расположения бывшего лагеря в 2021 году. Художественное осмысление трагических страниц истории — известный прием. Он позволяет отстраниться от идеологических наслоений и кристаллизировать катастрофический опыт прошлого. Произведения дополнены лагерными артефактами из коллекции музея — пилой, кружкой, самодельным котелком и другими.

[Подробнее]

 

Зак Кахадо. Моя Земля I. 2021. Холст, масло, чернозем, индустриальная краска, березовая зола, металлическая сетка. Courtesy MMOMA

Зак Кахадо. Существование-со-Существование
ММОМА, ул. Петровка, 25 (до 5 февраля 2023)

Зак Кахадо — американский художник черкесского происхождения, с 2016 года работающий над переосмыслением культурного наследия и самобытности Северного Кавказа в трехмерных полотнах и инсталляциях. В проекте «Существование-со-Существование» смешиваются порывистость американского экспрессионизма и традиции локального декоративно-прикладного искусства, масляная краска и земля, привезенная с исторической родины художника, следы копоти, фамильные знаки адыгских родов и этнографические артефакты. Собирая архив своего народа и переводя его на язык современного искусства, Кахадо поднимает темы поиска собственной идентичности и коллективной памяти, сохранения семейных ценностей и религиозных заповедей в современном обществе потребления. Через элементы национальных черкесских костюмов, фрагменты вышивки, боевое оружие и музыкальные инструменты, интегрированные на фактурной поверхности масштабных холстов, он прокладывает путь от частного к глобальному и обратно. Ранее проект был показан в Кабардино-Балкарии, Адыгее и Северной Осетии, и с каждым разом исследование становится обширнее и глубже: часть произведений, представленных в ММОМА на Петровке, выполнена специально к московской выставке.

[Подробнее]

 

Фрагмент экспозиции выставки Ирины Кориной «Ёлка, шлейф, вулкан и т. д.» в Доме-музее К.С. Станиславского. Москва, 2022. Courtesy музей

Ёлка, шлейф, вулкан и т. д.
Дом-музей К.С. Станиславского (до 4 декабря)

Проект «Искусство жить дома», открывшийся в Санкт-Петербурге 13 октября, превратил мемориальные дома-квартиры в места диалога прошлых хозяев и современных художников. Для сайт-специфичных проектов Лизы Бобковой, Александры Кокачевой, Таус Махачевой и других свои двери открыли Музей петербургского авангарда (дом художника М.В. Матюшина), музей-квартира Н.А. Римского-Корсакова, мастерская М.К. Аникушина и литературно-мемориальный музей Ф.М. Достоевского. Для московского спецпроекта был выбран Дом-музей К.С. Станиславского в Леонтьевском переулке, где режиссер провел последние годы жизни. Художница Ирина Корина обратилась к фрагментам мемуаров «Моя жизнь в искусстве», написанным в стенах особняка, и создала инсталляцию, вдохновленную детством Константина Сергеевича. Размышляя о забавных и волнующих эпизодах его ранних лет и воплощая их хрупкость в керамических, предполагающих тактильность и взаимодействие, объектах, Корина задается вопросом о том, был ли этот дом по-настоящему безопасным пристанищем реформатора русского театра, и приглашает к исследованию биографии главного героя и его последнего адреса.

[Подробнее]

 

Фрагмент экспозиции выставки Центра исследования Оттепели. Courtesy Центр Вознесенского

Центр исследования Оттепели. Часть II
Центр Вознесенского (до 11 декабря)

Центр Вознесенского продолжает исследовать литературные и графические миры оттепельного периода. Второй эпизод проекта включил в себя три главы. Экспозиция под кураторством Рустама Габбасова представляет обложки, шрифты и графические изыскания из архива Соломона Телингатера — графика и крупнейшего типографа СССР. Совместный проект с Культурным центром «Искусство кино» раскрывает секреты непарадной истории одноименного журнала и повествует о том, как жилось кинематографистам-шестидесятникам. Третий зал знакомит с еще одним легендарным изданием — журналом «Иностранная литература». Эта часть экспозиции вобрала в себя фрагменты архива иллюстраций и истории о звездных переводчиках журнала — Анне Ахматовой, Андрее Вознесенском, Рите Райт-Ковалевой, Норе Галь, Соломоне Апте и других.

[Подробнее]

 

Вид экспозиции выставки Дмитрия Шабалина “Silentium!” в PA Gallery. Москва, 2022. Courtesy PA Gallery

Silentium!
PA Gallery (до 15 ноября)

Дмитрий Шабалин создает фантазийные объекты-маски — фетиш молодого поколения коллекционеров. Они сочетают в себе роскошь и блеск дорогого аксессуара с дадаистской подноготной: примерить это произведение вряд ли получится. В новом проекте художник вновь берет на себя роль «инопланетного» ювелира, как его определил куратор Константин Зацепин. При всей нарядности конечного продукта материалом Шабалину часто служат вещи довольно непримечательные: найденные детские игрушки, бижутерия, сувениры, значки, елочные украшения. Собранные вместе, они образуют нечто среднее между древними артефактами и ритуальными масками и объектами, порожденными массовой культурой.

[Подробнее]

Читайте также


Rambler's Top100