Кооперация, краудфандинг и морошка: феномен Тотемского музейного объединения
Малые музеи в России находятся в довольно уязвимом положении. Требования к ним предъявляются такие же, как и к более крупным федеральным институциям, а ресурсы часто оказываются ограничены. Рубрика «Музейный эксперимент», в сентябре нынешнего года запущенная «Артгидом» при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина, была создана, чтобы подсветить этот опыт и познакомить с наработками наиболее успешных музеев России. Один из главных кейсов, требующий к себе внимания, — опыт Тотемского музейного объединения, которое превратилось в центр музейного строительства на севере страны. Региональная культура здесь представлена на том уровне, какого она заслуживает, — обстоятельно и всерьез. Татьяна Сохарева побывала в Тотьме и рассказывает об этом феномене.
Летний вид юго-восточной части Тотьмы (с колокольни Сретенской церкви). 1909. Фотография из собрания Тотемского музейного объединения. Фото: Иван Мишуринский
Музейная сфера не отличается гибкостью, когда речь заходит о серьезных преобразованиях. Тем не менее на каждой профессиональной конференции, в каждом теоретическом трактате или методическом материале мы видим примерно один и тот же список требований к институциям. Современный музей непременно должен быть партиципаторным, доступным людям с любыми особенностями, ориентированным как на местное сообщество, так и на глобальные тренды, интерактивным и технологичным, умеющим самостоятельно зарабатывать и еще бог знает каким. Все это, безусловно, имеет ценность, но далеко не всегда оказывается возможным, если речь заходит о малых музеях с муниципальным подчинением и весьма ограниченным бюджетом. Перемены, как правило, догоняют эти институции с опозданием, а новые технологии и наработки — особенно если речь идет о программах столичных институций — неизбежно претерпевают значительные изменения, попадая в местный контекст. Тем важнее изучать опыт таких музеев, вникать в их повседневную жизнь и перенимать удачные находки.
Запущенная в 2003 году музейная программа Благотворительного фонда Владимира Потанина сразу задала новые стандарты культурного производства. Институциональная критика встретила их с известной долей скепсиса, испугавшись риторики маркетинга и менеджмента, но спустя почти двадцать лет непрерывной практики многие из предложенных моделей доказали свою жизнеспособность. С высоты сегодняшнего опыта можно сказать, что целью программы являлось перекодирование советской музейной модели, которая во многих городах не была переосмыслена ни в девяностые годы, ни в нулевые. Однако любые реформы удобнее проводить, имея под рукой яркие и понятные примеры. Тотемское музейное объединение как раз из таких. Причем внимания заслуживает как его настоящее, так и его прошлое.
Многие специалисты называют объединение воплощением современных принципов музейного строительства — музеем, изменившим городскую среду и нашедшим дорогу к молодой (и не только) аудитории. Но не менее любопытным видится путь, который он прошел в течение прошлого столетия. Музей, как и многие региональные институции такого плана, вырос в период расцвета краеведческого движения в начале XX века. С тех пор он привнес немало нового в культурный облик города. Здесь впервые была подробно исследована история тотемских купцов-мореходов, которым посвящен один из филиалов объединения, и особенности местной архитектуры. Кроме того, сотрудники музея на разных этапах участвовали в борьбе за спасение исторического центра Тотьмы и ратовали за сохранение наиболее выдающихся ее памятников. Сегодня объединение включает в себя восемь музеев и постоянно прирастает новыми инициативами, а его опыт и методы работы постепенно перенимают в других местах.
Новый виток в истории Тотьмы начался в 2014 году с приходом на пост директора музейного объединения Алексея Новоселова. За прошедшее с тех пор время едва ли осталось направление, которое институция еще не освоила. Музейное объединение активно кооперируется с местными сообществами, проводит конференции для музейных сотрудников, работает с детьми и подростками, генерирует новые смыслы и культурные коды, занимается ревитализацией индустриального наследия, восстанавливает дома-музеи и изучает историю купеческого быта. Как же Тотьма стала центром музейного строительства на севере России? Чтобы не уподобляться советской передовице, повествующей об успехах прошедшей пятилетки, углубимся в детали.
Тотьма — небольшой городок в Вологодской области, встречающий туристов идиллическими видами северной природы и удивительной красоты храмами, представляющими особое «тотемское барокко» — образец церковной архитектуры, украшенной картушами и немного вычурными, как и все барочное, но изысканными лепными орнаментами. В прошлом он был важным центром солеварения: рассолоподъемные трубы, которые здесь использовались, чтобы добывать из-под земли насыщенные солью воды, считаются местным изобретением. Позже расположенные в других городах заводы переняли технологию, сделав ее повсеместной. Сегодня тотемская соль — часть бренда города. Ей же посвящен, наверное, самый амбициозный проект музейного объединения, ставший одним из победителей конкурса «Индустриальный эксперимент» Благотворительного фонда Владимира Потанина — сользавод в деревне Варницы, который расскажет о солеварном промысле начиная с древнейших его воплощений.
Тотемское музейное объединение работает над его восстановлением вместе со специально созданным для этого проекта Фондом развития общественных инициатив «Соль Земли». Он уже трижды получал поддержку Фонда президентских грантов, благодаря которой расчищалась территория бывшего сользавода и проводились археологические раскопки. Именно так были найдены пять рассолоподъемных деревянных труб разных веков — наиболее древняя из представленных здесь технологий. Фонд Потанина подключился к работе на этапе реконструкции солеварни, амбара и других построек, созданных по образцу реально существовавших строений XVI века. К концу 2023 года проект обретет формы ландшафтного культурно-исторического комплекса. Помимо исторической экспозиции на территории деревни Варницы, тотемской соли посвящено творческое пространство «АнтреСОЛЬ», где проводят занятия для детей и подростков.
Еще одно направление связано с популяризацией местных промыслов и ремесел. И здесь возникает извечная проблема — как подобраться к этой теме, не ударившись в национальную клюкву, простите, морошку, более характерную для северных регионов. Последняя, кстати, активно представлена в визуальной среде города — в частности, скульптурные изображения ягоды украшают вход в Дом традиций и ремесел «Морошка». Соединив, как принято писать в таких случаях, традиции и современность, он стал одним из самых популярных объектов как у туристов, так и среди местных жителей. Помимо более или менее традиционного способа репрезентации работ мастеров и ремесленников — в Центре есть небольшая экспозиция и сувенирная лавка — здесь проводят мастер-классы, отмечают праздники и угощают гостей блюдами местной кухни. Его вполне можно назвать примером эффективного использования ресурсов локальной культуры и переосмысления формата историко-бытового музея, сумевшего приспособиться к современным экономическим условиям.
Вопрос финансирования в контексте истории Тотемского музейного объединения, пожалуй, самый любопытный. Со стороны его опыт представляется реализовавшейся утопией о частном и государственном соучастии, но на деле скорее целиком и полностью держится на энтузиазме команды объединения. Тотьма — муниципальный музей и далеко не все свои амбициозные начинания может реализовать на выделенный бюджет. При этом альтернативными источниками финансирования для него становятся не только гранты, но и, как ни странно, краудфандинг. Частное участие порой ограничивается очень скромными суммами, но результат оттого получается не менее впечатляющий. Например, краудфандинг сработал, когда потребовались средства на восстановление фасада храма Рождества Христова. Еще одним проектом, реализованным таким образом, стало издание подарочных альбомов «Осколки времени» с неизвестными фотографиями города конца XIX — первой половины ХХ века. Эксперимент оказался настолько удачным, что теперь тотьмичи проводят семинары на тему краудфандинга в музейной сфере. Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов содействие частных лиц. Благодетель, пожелавший остаться неизвестным, выкупил и подарил музею дом купца Николая Токарева, который вскоре станет новым туристическим центром с интерьерами эпохи модерна.
В этой связи нельзя не вспомнить опыт Выксы, где частное участие в культуре не так активно находит отклик у жителей. Инициатором изменений здесь выступает местный металлургический завод, имеющий свои цели и представления об экспансии современного искусства в моногороде. Например, мало кто из горожан оценил многочисленные монструозные муралы на фасадах домов, требующих капитального ремонта. Этот опыт показал, что наличие благодетеля-монополиста, готового менять городскую среду, далеко не всегда подразумевает внятный диалог и внимание к реальным потребностям жителей. Тотемское музейное объединение, напротив, старается вовлекать в свою деятельность разную публику. Этому немало способствуют такие проекты, как волонтерский лагерь «Дело — в людях!». Его участники работают на объектах, недавно перешедших под крыло музейщиков, вроде полуразрушенного детского сада, который вскоре превратится в молодежный центр.
Правда, несмотря на активное включение в музейную жизнь страны, отношения с Москвой — проблемная тема для Тотьмы. Директор музейного объединения Алексей Новоселов признается, что опыт, которым щедро делятся столичные институции, мягко говоря, не всегда оказывается релевантен. Этим и ценен «тотемский кейс». Он не повторяет затверженные истины для эффективных менеджеров и фандрайзеров, а нащупывает свой путь самостоятельно.