Frieze — FIAC: проигравших нет

Ни для кого не секрет, что между Англией и Францией веками идет негласное соревнование за признание своего величия. И если в прежние времена речь шла о количестве колоний, могуществе монарших особ или даже масштабности светских приемов, то сейчас эти страны все больше соревнуются в культурно-эстетическом аспекте. Достаточно взглянуть хотя бы на ежегодные ярмарки современного искусства.

Random International. Комната с дождем. 2012. Инсталляция. Источник: carpentersworkshopgallery.com

Организаторы парижской FIAC изо всех сил стараются вывести данное мероприятие на нужный уровень, дабы не уступать более молодому, но уже зарекомендовавшему себя на рынке конкуренту — лондонской ярмарке Frieze. Не случайны и даты проведения ярмарок — при удобной разнице в неделю между двумя событиями коллекционеры, критики и просто любители искусства, отсмотрев все самое интересное в Лондоне, имеют возможность сразу же отправиться в Париж.

Container imageContainer image

Мы не стали исключением и решили сравнить, чья же ярмарка и сопутствующие ей мероприятия интереснее. В Лондон мы прилетели за несколько дней до официального открытия Frieze, и потому у нас было достаточно времени, чтобы пройтись по основным музеям современного искусства и заглянуть в любимые галереи. Так, в Тейт Модерн была представлена выставка двух мэтров – «Уильям Кляйн+Дайдо Морияма», по праву названная критиками «главным фотографическим событием осени». В Saatchi Gallery помимо любопытного стенда Yoko Ono: The Story of My Long Life, была показана уже знакомая и нам совместная экспозиция The Little Black Jacket. Chanel’s Classic Revisited by Karl Lagerfeld and Carine Roitfeld. Большой ажиотаж вызвали и новые работы Аниша Капура (Anish Kapoor), выставленные в Lisson Gallery. Художник продолжил эксперименты с формой, трансцендентным качеством цвета и независимым существованием объектов, а в качестве материалов выбрал грязь, цемент и металлические пигменты. Но лично для меня самым ожидаемым было посещение центра искусств Barbicane, где Carpenters Workshop Gallery демонстрировала нашумевшую инсталляцию «Комната с дождем» (Rain Room) студии Random International. Заходя в полутемную комнату, вы видите перед собой некое пространство, над которым идет дождь. Однако попадая в это самое пространство, вы ощущаете, что именно над вами дождя нет, и вы в буквальном смысле выходите сухим из воды. Достигается подобная тонкость благодаря работе нескольких камер, фиксирующих передвижения людей и отправляющих информацию компьютеру, а он в свою очередь передает сигналы на каждую из интерактивных панелей размером 25х25 см, которыми выложен потолок.

Ощущения, честно говоря, непередаваемые! Меня посетило чувство восторга, удивления и какой-то детской радости одновременно. Оглянувшись вокруг, я поняла, что не одинока. Абсолютно все «участники инсталляции», которыми, по сути, и являются посетители выставки, были охвачены такими же чувствами.

Художник Марк Куинн в своей мастреской. Фото: Peter Marlow. Источник: magnumphotos.com

В который раз я порадовалась за Carpenters Workshop Gallery и то, каких талантливых и креативных художников они открывают. И, судя по колоссальной очереди из желающих попасть внутрь, думаю, у этого молодого коллектива отличное будущее. Конечно, мы не могли обойти своим вниманием и крупнейшие аукционные дома Sotheby’s, Christie’s и Phillips de Pury, которые в преддверии Frieze не только выставили большое количество хороших работ, но и устроили ужины-знакомства для коллекционеров, пригласив именитых художников. К примеру, на ужине Phillips de Pury глава российского представительства Светлана Марич не только познакомила нас со своим давним приятелем, влиятельным английским художником Марком Куинном (Marc Quinn), но и организовала поездку в его студию, где мы смогли увидеть, что называется, изнутри, как создаются его картины, скульптуры и арт-объекты. Ну а днем позже наступило то самое событие, ради которого мы и приехали в Лондон, — официальное открытие и VIP-preview 10-й Международной ярмарки современного искусства Frieze.

На церемонии открытия директор Тейт сэр Николас Серота (Nicholas Serota) в своем вступительном слове обратил внимание собравшихся на то, что Frieze сегодня — это прежде всего успешное сотрудничество фонда, музея и непосредственно самой ярмарки, созданное на благо развития и поддержки современного искусства, Великобритании в частности, и мирового сообщества в целом.

Container imageContainer image

Благодаря созданию Outset Contemporary Art Fund в рамках ярмарки Frieze, в коллекции Tейт появилось 86 работ 56 художников, среди которых и такие международные новаторы форм, как Олафур Элиассон (Olafur Eliasson), создавший The Weather Project (инсталляция на излюбленную тему англичан — погоду, соединяющая солнце, туман и темное небо), Андреа Фразер (Andrea Fraser), одним из самых знаменитых перфомансов которой был Museum Highlights (нетривиальный тур по музею под вымышленным именем), Томас Хиршхорн (Thomas Hirsсhhorn), известный побуждающими к размышлению о справедливости и несправедливости, силе и слабости, а также моральной ответственности работами, созданнымииз подручных материалов, таких как пленка и картон. В общей сложности фонд потратил более 1 млн фунтов на пользу национального достояния, и коллекция Тейт сегодня считается одной из лучших в мире. Среди приобретений 2012 года — работы Кары Туринг (Caragh Thuring), Хидеко Фукусимы (Hideko Fukushima) и Джека Уиттена (Jack Whitten), а также скульптура Николаса Хлобо (Nicholas Hlobo).

За всего каких-то 10 лет существования лондонская ярмарка стала не только привлекательным пространством для именитых галерей, коллекционеров и, как следствие, инвестиций, но и помогла открыть много новых громких имен. К примеру, в этом году на Frieze приехало 175 галерей из 34 стран, которые привезли работы более чем 1000 художников общей стоимостью около $1,5 млрд. По сравнению с прошлым годом, однако, было чуть меньше посетителей. Но, как объяснили сами организаторы, это было связано прежде всего с принятым решением напечатать меньшее количество билетов во избежание столпотворения в павильонах.

Сесил Би Эванс. Straight Up. 2011. Кадр из видео. Courtesy автор и Frieze

Как всегда, на ярмарке в разделе Frieze Projects были представлены новые проекты, среди которых работа Томаса Байрле (Thomas Bayrle) — именно его принт 1967 года, созданный для модных в то время «пластиковых» плащей, мы видим в коридоре при входе на ярмарку, — Аслы Чавушоглу (Asli Cavusoglu), написавшей сценарий для несуществующей передачи о преступности, Dis Magazine (группа дизайнеров, стилистов, фотографов и технологов, выпускающая онлайн-журнал, ориентированный на текущую ситуацию в мире), Сесил Би Эванс (Cecile B. Evans) — победителя ежегодной премии Emdash Award, разработавшей аудиогид по Frieze, Иоанны Райковской (Joanna Rajkowska ) — проект «Вера в чудо», где она объясняет силу веры, и наконец, Yangjiang Group, сумевшей объединить принятие пищи, перфоманс, обсуждение и ивент. Конечно, не стоит забывать и об основной программе и стендах уже знаменитых галерей, таких как 303 Gallery, Lehmann Maupin Gallery, Lisson Gallery.

Россию вновь представляла московская галерея «Риджина», привезшая работы порядка десяти художников, включая Олега Кулика, персональная выставка которого сейчас проходит в лондонском филиале «Риджины», Павла Пепперштейна, Егора Кошелева, Евгения Антуфьева и других. Прошлый Frieze был для галереи успешным — проданы все привезенные работы.

Вообще Frieze в этом году рекордсмен не только по количеству заявленных галерей, обилию интересных программ, но, в некотором роде, новатор.

В параллель современному искусству организаторы решили устроить показ и классического искусства (датируемого от древних времен до конца XX века), основав дочернюю ярмарку Frieze Masters. Благодаря этому, Frieze приближается по статусу к таким маститым ярмаркам, как швейцарская Art Bazel и французская FIAC.

Container imageContainer imageContainer image

Закончив все дела в Лондоне, мы направились в Париж. Прошлую FIAC я пропустила и потому сравнить, изменилась ли она за год, не смогу. С другой стороны, некоторые нововведения бросались в глаза с первого взгляда, а именно, хорошо продуманная и разнообразная программа мероприятий.

За день до начала ярмарки предполагалась встреча коллекционеров и небольшая ознакомительная экскурсия по Сене, а также посещение нового выставочного пространства R4. Нам предстояло отправиться на остров, который усилиями французского архитектора Жана Нувеля (Jean Nouvel) буквально на глазах из промышленной зоны превращается в район искусства и дизайна. Официальное открытие площадки намечено на 2015 год, но специально для FIAC-2012 17 художников из 15 международных галерей представили свои арт-объекты уже сейчас.

Приятно отметить, что создавать такие районы стало мировой тенденцией и что Москва тоже уже может похвастаться «Красным Октябрем», ARTPLAY и Arthouse.

Саймон Стартлинг. Углерод. 2010. Велосипед, бензопила, дерево. The Modern Institute / Toby Webster Ltd. Фото: Евгения Попова

Само же открытие ярмарки носило очень напряженный характер: все представители арт-сообщества были обеспокоены слухами о том, что правительство намеревается внести шедевры искусства в перечень предметов роскоши, которые, в свою очередь, облагаются налогом «солидарности на богатство». Масло в огонь подлило и руководство FIAC, заявив, что арт-рынок, пожалуй, единственный не пострадал от мирового кризиса. Кроме того, со следующего года начнет действовать закон о налогообложении в 75% при доходе свыше 1 млн евро, а также активно рассматривается предложение депутатов-социалистов о включении произведений искусства (стоимостью более €50 тыс.) в перечень предметов, облагаемых налогом. Вся эта финансово-политическая ситуация не самым лучшим образом отразилась на ценах, подогрев их, на мой взгляд, почти до предела.

Свое официальное обращение директор FIAC Дженнифер Флэй (Jennifer Flay) начала с минуты молчания, дабы почтить память ушедших из жизни художников Майка Келли (Mike Kelley) и Франца Веста (Franz West), галериста Доналда Янга (Donald Young), а также бизнесмена и владельца арт-фонда Патрика Рикара (Patric Ricard), чья внезапная смерть от сердечного приступа стала поистине шокирующей для всего бизнес- и арт-сообщества. Современное искусство понесло большую потерю и в лице одной из известных приверженцев геометрической абстракции и оп-арта, президента COFIAC 1991–1995, легендарной галеристки Дениз Рене (Denise Rene), которой в каталоге FIAC-2012 посвящен целый разворот.

Container imageContainer imageContainer image

Тем не менее, вот уже в 39-й раз FIAC распахнула свои двери для 182 галерей из 25 стран, среди которых две трети — иностранные. России в списке участников, к сожалению, нет, а вот таких редких гостей, как Дания, Румыния, Польша и дебютант FIAC ОАЭ, можно заметить.

Естественно, одним из самых ярких стендов был у парижской Galerie Perrotin, которая представляет таких маститых художников, как Мураками, на скульптуру которого просто не возможно не обратить внимание, прогуливаясь по выставке, и Вима Дельвуа (Wim Delvoye), работа которого экспонировалась и при входе в Лувр. Также хотелось бы отметить галерею из Франкфурта Babel Grassling и работу ее художника Рейнхарда Мухи (Reinhard Mucha) Seelze (2012), а также бельгийскую галерею Albert Bardonian с художником Флорианом Майер-Айхеном ( Florian Maier-Aichen).

Помимо основной части ярмарки в Гран Пале, по всему Парижу проходят параллельные программы. В Саду Тюильри можно полюбоваться работами Мирчи Кантора (Mircea Cantor), Тадаси Каваматы (Tadashi Kawamata), Карлоса Крус-Дьеса (Carlos Cruz-Diez), Еппе Хейна (Jeppe Hein), Уильяма Кентриджа (William Kentridge), Марка Куинна. В Саду растений (Jardin des Plantes) представлены Одиль Декк (Odile Decq), Марк Дион (Mark Dion), Дэвид Нэш (David Nash). Ну и конечно, мы не могли пройти помимо знаменитого Хайме Пленсы (Jaume Plensa) у Вандомской площади.

Строительсво здания фонда LouisVuitton. Париж. Фото: Евгения Попова

Однако программа, приуроченная к FIAC, выходила и за границы Парижа. Особенно мне запомнилась организованная руководством ярмарки экскурсия в Булонский лес, в строящийся фонд компании Louis Vuitton. По сути, это частный музей, здание которого уже самого по себе, на мой взгляд, претендует на звание арт-объекта. (Автор проекта Фрэнк Гери. – «Артгид») Кроме того, вся концепция стройки рассчитана таким образом, чтобы минимально вмешиваться в окружающую среду. К примеру, само здание будет погружено на один этаж в воду, что позволит избежать проседания окружающего грунта.

Ну и заключительной частью французско-русской программы стал ужин, собравший арт-критиков, кураторов, деятелей искусств, художников и коллекционеров, которые смогли пообщаться на тему прошедшей ярмарки, обсудить достоинства и недостатки и, конечно же, так или иначе, решить,кто же лучше — Frieze или FIAC?! Для меня вопрос так и остался открытым.

Rambler's Top100