Соработники Бога

Отсутствие конфессиональной монополии в украинском обществе не дает оформиться искусству, отсылающему к метафизике, в единое направление. Но крах надежд не то что на перманентное улучшение жизни, но и на всякую предсказуемую стабильность, разворачивает внимание зрителя в сторону небесной канцелярии. Украинская художественная сцена дает на это ответ в виде персональных высказываний, плотность которых в последнее время позволяет говорить о тенденции.

Оксана Мась. Алтарь наций (Фрагмент). Courtesy автор

Вручавшаяся в 2011-м премия PinchukArtCentre для молодых украинских художников поощрила моду на левое. В незатейливо гламурном клубе с официантами-мулатами мастер революционного говорения Никита Кадан получил первое место и не отверг буржуинского поощрения. Российский критик Екатерина Деготь, оторвавшись от креветок банкета, сообщила со сцены, что на самом деле хотела бы в этот момент быть вовсе не здесь, а в Москве на Болотной. Галеристки в лабутенах готовы были скандировать: «Революцьонный держите шаг». Однако международное жюри проявило идеологическую гибкость: лауреатом премии стал не только Кадан, но и Сергей Радкевич, принимавший участие в создании мозаик в львовском храме Рождества Богородицы. Занимаясь стрит-артом, он много лет обращается к сакральной христианской тематике. А для конкурса РАС Радкевич создал фреску «Евхаристия» под потолком Бессарабского рынка, самого дорогого и знаменитого в Киеве.

«Должна была быть Тайная вечеря, но там немножко богословский контекст не подходит. Потому взяли Евхаристию…», — говорит автор в видеопояснении к произведению

Container imageContainer image

Советское православное богословие выработало концепцию «социальной диаконии». Согласно ей «служение славе Божьей посредством личного самосовершенствования и участия в совершенствовании окружающей действительности — таково подлинное назначение человека, добровольно подчинившего свою волю воле Всевышнего и ставшего свободным соработником в Его творческом деле» (Журнал московской патриархии, 1976, № 3). Сегодня такое соработничество приносит зримые мирские дивиденды. Продолжается путешествие по украинским городам «Алтаря наций» — циклопических размеров инсталляции Оксаны Мась из деревянных яиц-писанок, воспроизводящей фрагменты Гентского алтаря братьев Ван Эйк.

Художница представляла Украину на прошлогодней Венецианской биеннале, и ее алтарь стал самым внятным высказыванием за время участия страны в этом форуме. Произведение госпожа Мась превратила в масштабное интерактивное шоу: яйца для него расписывали широчайшие слои населения — от министра культуры Украины Михаила Кулиняка до тюремных заключенных. Работа кипит до сих пор по всем правилам массовой культуры: яйца для «Алтаря наций» уже разрисовали в Одессе дельфины Лиля и Гаврюша.

Популярная аллилуйщина — не единственное направление творчества Мась. Художница вообще искренне увлечена темой сакрального во всем ее разнообразии, как и поиском собственного художественного языка. Живописные работы на грани фигуратива и абстракции, маркированные смутным термином «биоаморфный реализм», интересны в первую очередь с формальной точки зрения. Написанные лаками, они из станковой картины превращаются в неожиданный декоративный объект, отходя от иллюстративности. Как в серии «Они среди нас», где идея присутствия в повседневном мире не замечаемых нами святых не лишает авторский изобразительный язык самодостаточности.

Размывание фигуративности характерно для почерка современных художников, ищущих духовности вне канона или несущих некую свою весть. Они, не сговариваясь, реанимируют списанную в архив схему Вильгельма Воррингера, противопоставлявшего «поверхностному» мирскому антропоморфическому искусству тягу к трансцендентности, тайнознанию в абстрактном.

Размывание — подходящее определение для живописи итальянского маэстро гуру-бизнеса Антонио Менегетти, участника параллельной программы биеннале Arsenale 2012 (проект «Пейзаж XXI века»). В его онтопсихологии, учении о пробуждении лидерства в любом платежеспособном субъекте, краеугольное место занимают «онейромантия» (искусство предсказания по сновидениям) и «имагогика» (учение о значении символов и влиянии их на человека). Имагогика Менегетти трактует все цивилизационные образы, включая религиозные, всплывающие в сознании и подсознании, как вредоносные, а природные, в первую очередь связанные с едой, — как позитивные. К примеру, по «Словарю образов» Менегетти «образ Христа означает два негативных аспекта: во-первых, крах жизни личности, а во-вторых, ущерб, наносимый ей при беспрекословном следовании установкам социального “Сверх-Я”». А вот яйца (возвращаясь к Оксане Мась) «представляют собой питательный позитивный элемент; образ может также указывать на положительные эротические потребности. Но если образ не относится к еде, то он негативен, так как яйцо — это стереотипный знак оболочки, из которой может родиться нечто чуждое».

Оксана Мась. Из серии «Биоаморфный реализм». Courtesy Mironova Gallery

Реализуя на практике позитивную имагогику, Менегетти пишет в основном пейзажи абстрактного толка. OntoArtGallery, открытая в 2010-м под творчество Менегетти Олегом Мазиным, коммерсантом в области торговли продовольственными и сопутствующими товарами, сегодня представляет также двух совсем разных классиков украинского искусства — постмодерниста Олега Тистола и модерниста Анатолия Криволапа. Последний является нынче самым дорогим здешним художником (работа «Конь. Ночь» продана на Phillips de Pury в Лондоне за $124 343). Сотрудники OntoArtGallery гордятся влиянием, оказанным на изобразительность мэтра менегеттианской резиденцией Витолга в Каневе (картины, созданные в резиденции, представлены в «Пейзаже XXI века»). «Даже в названиях у Криволапа несвойственное ему ранее появилось — “Горизонт бытия”, например. И в образах — много метафизического», — говорит менеджер галереи Наталия Скорикова. И добавляет, что выстраивать линию экспозиции помогала сотрудница Эрмитажа Татьяна Харитонова.

Прямо напротив Мыстецкого Арсенала, в муниципальной галерее Киева «Лавра» состоялась выставка другого гуру психологии и духовности, Игоря Калинаускаса «Прошло 2000 лет: лица стерлись, свет остался». Книга, представляющая его как художника, открывается статьей главного редактора ART Ukraine Алисы Ложкиной: слово «знаменитый» фигурирует в тексте четырежды, «удивительный» — трижды, также есть «уникальный», «незаурядный», «успешный». Вопреки такому запугиванию, проект не оказался беспомощным. Более того, господину Калинаускасу удалось преобразить пространство бывшего партийного гаража, образ которого десятилетиями проступал унынием в проводимых на его территории выставках. Живопись Калинаускаса предсказуемо тяготеет к нефигуративу, в данном случае — радикальному. 13 полотен, расположенных в порядке ликов «Тайной вечери» Леонардо да Винчи, написаны только белой краской. Едва уловимая разница оттенков которой соответствует в понимании автора свечению лика каждого из апостолов. В 2006-м полиптих экспонировался в Музее науки и техники Леонардо да Винчи в Милане, а для Киева был преобразован в пространственную инсталляцию: два ряда абстрактных ангелов, длинный стол, усыпанный кроваво-монохромными репродукциями леонардовского произведения, загадочное освещение, спонтанное суфийское пение a capella в исполнении созданного Калинаускасом дуэта Duo Zikr. Пространственная литургия прямого действия.

Container imageContainer imageContainer imageContainer image

В духовном Калинаускас видит прикладной механизм психической адаптивности. «Разрушая религию и все, что, как нам казалось, связано с ней, мы разрушили огромный пласт культуры, участвующий непосредственно в социализации, в процессе, грубо говоря, изготовления людей, то, что называется психокультурой, наследованием психических навыков», — пишет он. Отчужденность и неврозы современности, налагающиеся на традиционное для постсоветского человека желание делегировать кому-то ответственность за себя, право себя изготовить — благодатная почва для искусства соработников Бога в широчайшем их разнообразии.

Rambler's Top100