UP & DOWN. Сентябрь 2011

В рубрике UP & DOWN «Артгид» подводит итоги каждого месяца, отмечая людей или институции, проявившие себя «за отчетный период» с положительной и с отрицательной стороны.

UpDown

Виктор Мизиано

После долгого отсутствия на московскую художественную сцену триумфально (по-другому и не скажешь) вернулся куратор Виктор Мизиано, за две недели до начала биеннале открывший в Московском музее современного искусства выставку «Невозможное сообщество». Семь лет назад, незадолго до открытия 1-й Московской биеннале, идеологами которой были кураторы Иосиф Бакштейн и Виктор Мизиано, первый пожаловался Федеральному агентству по культуре на коллегу, который якобы «утратил моральное право участвовать в проекте, а его дальнейшее пребывание на посту куратора биеннале будет продолжать оказывать самое разрушительное воздействие на ход дел». Агентство приняло это к сведению и фактически отстранило Мизиано от курирования. Мизиано обиделся и несколько лет подряд скептически отзывался о возможности вообще работать в России. Вероятно, сейчас он поменял мнение. В любом случае, очевидно, что проект Мизиано отчасти создавался как «ответный удар» по «биеннале Бакштейна». И он действительно конкурирует за симпатии зрителей и особенно профессионалов с основным проектом 4-й Московской биеннале, вайбелевским «Переписывая миры». И кажется, в некоторых аспектах выигрывает.

Московская биеннале

Бессменному комиссару Московской биеннале современного искусства Иосифу Бакштейну не повезло — в этом году организация биеннале, что называется, «оставляет желать». Нынче модно жаловаться на биеннале в светских беседах и особенно в интернете, где появилось несколько блогов, принимающих жалобы от населения (как правило, художников, ассистентов, волонтеров и пр.) Но есть и более существенные причины. Ряд художников, приглашенных Петером Вайбелем в основной проект, все же не смогли принять в нем участия по причине отсутствия денег на производство работ. Ситуацию комментирует участник группы ABC Максим Илюхин: «В январе мы получили письмо с приглашением для группы ABC принять участие в Московской биеннале, но так и не поучаствовали. У меня есть два объяснения этому факту. Во-первых, группа АБС — это проект трех художников: Максима Илюхина, Наташи Стручковой и Михаила Косолапова, своего рода произведение трех авторов. И когда прислали приглашение группе ABC — грубо говоря, пригласили участвовать произведение, от которого ждали новой работы для биеннале. Поэтому возникали сложности коммуникации. Вторая причина более прозаичная — организация биеннале заявила, что у нее нет бюджета, чтобы сделать проект, который мы предложили. Производство этого проекта стоило всего €1500. Первый вопрос, который я задал организаторам биеннале, получив зимой приглашение к участию: как происходит финансирование? Меня заверили, что сначала проект утверждается с куратором, а потом выделяются средства. Но дальше было немного странно: хотя мы предлагали не готовые решения, а только концепции проектов, они сразу отвергались, так как их осуществление, по словам организаторов, было очень дорого».

ЦДХ (Центральный дом художника)

Наконец-то ЦДХ начал меняться, причем с мест самого что ни на есть общего пользования — с туалета, где переложили плитку, и общепита. Стараниями ресторатора Дмитрия Борисова и команды «Жан-Жака» реконструирован ресторан ЦДХ. Теперь вместо реликтового постсоветского кафетерия появилось элегантное (выдержанное в черно-белых тонах) кафе, получившее название «Клуб рисовальщиков». В ближайших планах открыть при «рисовальщиках» еще один клуб, на этот раз детский. Жаль только, что ЦДХ начал меняться к лучшему с барной стойки и новой сантехники, а не с экспозиционной деятельности, ведь к арт-площадке современного уровня институцию приближает не симпатичный дизайн кафе, а выставочная программа, с которой у ЦДХ все-таки большие проблемы.

Марат Гельман

Президент Дмитрий Медведев обновил состав Общественной палаты. Из нее исключен директор Пермского музея современного искусства Марат Гельман (признан иноагентом Министерством юстиции РФ,включен в список террористов и экстремистов), место которого заняла директор Мультимедиа Арт Музея, Москва Ольга Свиблова. Сам Гельман считает, что не попал в новый состав палаты из-за конфликта с главой Росмолодежи Василием Якеменко, которого он объявил причастным к избиению журналиста Олега Кашина. В интервью порталу Slon.ru Гельман подвел итоги своей деятельности в Общественной палате. Среди своих побед он называет приостановку реализации генплана роеконструкции Москвы и строительства депозитария на Боровицкой. Кроме того, «корочка» члена Общественной палаты помогала ему осуществлять его собственные арт-проекты. В целом Гельман смотрит в будущее без пессимизма. В интервью «РИА Новости» он заявил: «Если при Медведеве моя цель была в том, чтобы транслировать опыт Перми на другие регионы, то теперь я буду просто стараться хотя бы сохранить этот исключительный статус Перми, которой позволено больше».

Менеджерская команда Центра дизайна ARTPLAY

В Москве появилась новая выставочная площадка, первым событием на которой стал главный проект московской биеннале современного искусства «Переписывая миры» Петера Вайбеля. Арт-директор ARTPLAY Алина Сапрыкина заверила «Артгид» в том, что и после закрытия биеннале пространства, где сейчас открыта биеннальская экспозиция, в течение нескольких лет будут функционировать исключительно как выставочные и принимать 4–5 крупных выставок в год. В ближайших планах — Международная студенческая выставка-ярмарка (17–18 декабря 2011 года), в которой бесплатно примут участие студенты творческих вузов со всей России.

Центр современного искусства «ВИНЗАВОД»

Летом на «Винзаводе» изменились условия аренды. Надо ли говорить, что для многих ее стоимость выросла? В результате с «Винзавода» съехало сразу несколько галерей: Art+Art (на ее месте будет танцевальная школа), «Ателье № 2» и дочерний проект галереи «Риджина» «АртБерлога», веселивший нас почти два года. Еще один съехавший арендатор — KINOCLUB (экс-«КИНОклуб на Винзаводе»). Его учредители объяснили свое решение покинуть арт-центр экономическими причинами, тем, что заметно упала посещаемость «Винзавода», а также тем, что центр препятствовал развитию необходимой инфраструктуры кинотеатра, направленной на удобство посетителей. «Те партнерские условия, как и все взаимные опции, о которых мы договаривались с “Винзаводом”, в какой-то момент превратились в черепки. “Винзавод” мягко стелет, но жестко спать. Вся история наших взаимоотношений с руководством “Винзавода” скорее укладывается в модель “заказчик — исполнитель”, но не в модель “партнеры”. К сожалению, конструктивных отношений за два года нам выстроить не удалось. Мы, конечно, не утверждаем, что проблема только в “Винзаводе”. Обе стороны выстраивают отношения, и если что-то не так — это, как правило, проблема двусторонняя. Но, возможно, это просто нам не повезло, а у других арендаторов все хорошо складывается. Хотелось бы в это верить». В связи с массовым оттоком арта «Артгид» предлагает убрать из официального наименования «Центр современного искусства Винзавод» словосочетание «современное искусство», ведь занимающихся именно искусством арендаторов на «Винзаводе» становится все меньше и меньше.

Rambler's Top100