Art Basel глазами коллекционера

На протяжении всех нулевых русское художественное сообщество грезило о коллекционерах «второй волны» (хорошо образованные молодые люди со вкусом к русскому и мировому современному искусству), на появление которых возлагалось столько надежд. И они действительно появились. Евгения и Александр Поповы — пример коллекционеров новой генерации. На этот раз Поповы посетили два главных в ярмарочной табели о рангах мероприятия — ярмарку Design Miami/Basel, на которой представляют самые необычные и интеллектуально-изысканные образцы дизайна, и знаменитую Art Basel, куда раз в год, в июне, стекаются любители модернизма и современного искусства. Евгения Попова поделилась с «Артгидом» своими наблюдениями и впечатлениями, а также не стала делать секрета из того, что именно приглянулось им с мужем на ярмарках и стало частью уже довольно обширной коллекции современного искусства этой симпатичной молодой супружеской четы.

Андреа Бранци. Дерево 8. 2010. Алюминий, береза. Тираж 12. Carpenters Workshop Gallery, Лондон — Париж. Источник: carpentersworkshopgallery.com

Середина июня — пожалуй, самая горячая пора для всего мирового арт-сообщества, ведь именно в это время в уютном швейцарском городе Базель на берегу Рейна проходит крупнейшая и, пожалуй, самая авторитетная ярмарка современного искусства — Art Basel. Только представьте — около 300 избранных галерей Северной и Латинской Америки, Европы, Азии и Африки представляют на суд взыскательной публики своих художников. Конечно, здесь можно встретить много известных имен, но не стоит забывать и о том, что именно здесь, на этом небосклоне мира искусств, восходит немало новых звезд.

В этом году Art Basel посетило 65 тыс. человек, среди которых были как ведущие мировые коллекционеры, так и кураторы, арт-дилеры и прочие интересующиеся. Среди последних я заметила достаточно много забавных персонажей, что, на мой взгляд, немного разбавило пафосную статусность самого места, которое, как говорится в одном из пресс-релизов ярмарки, «пропитано роскошью и респектабельностью».

Container imageContainer imageContainer image

Для начала мы посетили знаменитую ярмарку дизайна Design Miami/Basel, которая традиционно открывается за день до ярмарки Art Basel и на которой можно увидеть много весьма любопытных дизайнерских объектов. Меня, например, заинтересовала сферическая подвесная конструкция, выполненная из невероятной красоты перламутра, которая превращалась в обыкновенную полочку для ванной комнаты. А вот гора мягких игрушек оказалась удобным креслом для детской. Кресло украшала трогательная табличка с просьбой на него не садиться, что было достаточно странно, учитывая тот факт, что Design Miami представляет прежде всего утилитарные объекты, купить которые без «примерки» мы бы не рискнули.

В этому году, на мой взгляд, на Design Miami/Basel было много вещей с налетом à la russe. К таким я бы отнесла произведение нидерландского дизайнера Эфине Болхейс (Eefiene Bolhuis), представляющее собой колоски из тончайшей металлической нити, установленные на конструкцию из плотного стекла, подсвеченные снизу и как бы обдуваемые сбоку забавным предметом, напоминающим вентилятор.

Или же целая серия «Деревья» миланского архитектора Андреа Бранци (Andrea Branzi), выполненная в интересной технике: в достаточно аскетичную, минималистическую алюминиевую мебель автор как бы «врезал» цельные стволы русских берез, создав тем самым диалог двух абсолютно не похожих материалов.

Container imageContainer imageContainer image

Бранци представляла давно любимая нами Carpenters Workshop Gallery, зайдя на стенд которой, мы, разумеется, не ушли без покупки. Нам приглянулась работа Ики Кюнцель, в которой виртуозно сочетаются развлекательность и практичность. По замыслу дизайнера, на кожаном каркасе закреплено настоящее седло, позволяющее и просто сидеть на нем, как на стуле, и покачиваться, вспомнив детство, как в кресле-качалке.

Но самой большой неожиданностью этой ярмарки стал стенд, на котором были представлены работы советских авторов периода оттепели. Я искренне поздравляю московскую галерею «Эритаж», ставшую первой российской галереей, принявшей участие ярмарке Design Miami/Basel. Экспозиция «Эритажа» привлекала внимание многих посетителей, из чего следует, что премьера русского дизайна на Западе прошла успешно!

Выставочный центр Messe Basel, где проводилась ярмарка Art Basel-2012

На следующий день начинались превью и официальное открытие ярмарки Art Basel 2012, ради которой, собственно, и съехались в Базель сливки мирового арт-сообщества. С самого утра около выставочного павильона выстроилась очередь из желающих как можно скорее приступить к осмотру работ 2500 художников, представленных лучшими галереями мира.

Как мне показалось, в этом году все рекорды посещаемости побила лондонская галерея Marlborough Fine Art, выставившая на продажу работу Марка Ротко «Без названия» 1954 года. Работы подобно уровня достаточно редко появляются на вторичном рынке, и посему для истинных ценителей, имеющих к тому же $78 млн (а именно во столько оценивается произведение, по сообщению Bloomberg), данное приобретение может стать долгожданным пополнением коллекции.

Помимо Ротко всех собравшихся интересовал еще один художник, а именно ныне живущий испанец Хуан Хеновес (Juan Genovés). Его работы пользуются невероятным успехом и, как показывает практика, где бы его ни показывали, к концу мероприятия все представленное, как правило, распродается. Мы довольно давно искали «свою работу» этого автора и, к счастью, в Базеле нашли именно то, перед чем не смогли устоять.

Container imageContainer image

Однако это было не единственное наше приобретение. Превью Art Basel прошло под знаком Яёи Кусамы (Yayoi Kusama), без работ которой, после громких ретроспектив этой художницы в Тейт Модерн, Центре Помпиду и Музее Уитни и сотрудничества с Louis Vuitton, не обходится ни одна крупная ярмарка. Разумеется, Art Basel не стал исключением: работы Кусамы украшали сразу нескольких стендов, главным из которых был стенд галереи Victoria Miro. Классические сюжеты Кусамы Infinity Dots (бесконечные точки) и Infinity Nets (бесконечные сети), как всегда, пользовались популярностью. Нам, например, понравилась работа 1992 года «Ранние весенние звезды» (Early Spring Stars), которую мы в результате и купили.

Что касается других громких имен, то нельзя не отметить работу самого дорого ныне живущего художника Герхарда Рихтера A.B. Courbet 1986 года, которая оценивалась в $20 млн, а также картину Сая Твомбли «Холм» («Рим») стоимостью $12 млн.

Container imageContainer imageContainer imageContainer image

Но не стоит забывать о том, что современное искусство — это наиболее непредсказуемый и молодой сегмент рынка, и то, что сегодня вы купили скажем за €5 тыс., завтра вполне может стоить миллионы. Вспомнить хотя бы историю с Херстом или Мураками, стоимость работ которых за 5–7 лет выросла в разы, хотя поначалу в их успех мало кто верил. Сейчас лучшие мировые галереи сражаются за право представлять этих художников на мировой арене, а коллекционеры стоят в очереди за их работами.
С Херстом, правда, в этом плане проще. Его работ достаточно много на рынке, но интерес у коллекционеров так и не проходит.

Еще нам было приятно встретить работы Марины Абрамович, в том числе реперформанс ее знаменитой работы с Улаем 1977 года Imponderabilia — его показывали некоторое время назад и в Москве, в Центре современной культуры «Гараж».

Марина Абрамович. Imponderabilia. 1977. Реперформанс 2012 года на Art Basel в Sean Kelly Gallery, Нью-Йорк

Россию на Art Basel в этом году (как и в прошлом) представляла галерея «Риджина», которая привезла работы таких художников, как Семен Файбисович и Сергей Братков, а также подающего большие надежды молодого и талантливого Евгения Антуфьева.

Прогуливаясь по стендам, я ловила себя на мысли, что современное искусство — не только многообещающий актив рынка, но и то, что помогает развивать вкус, интуицию и, конечно, азарт молодому коллекционеру. И вам не обязательно тратить миллион на то, чтобы в будущем стать счастливым обладателем редкого произведения. Просто коллекционируйте то, что вам по душе… Ведь даже организационный комитет Art Basel пошел навстречу начинающим покупателям искусства, поместив рядом с произведениями стоимостью менее €5 тыс. желтые значки. Ведь нет ничего более захватывающего, чем угадать, кто же станет через пару лет звездой художественного Олимпа.

Rambler's Top100