Беседа с Гончаровой
Свою первую персональную выставку молодая художница Наталия Гончарова открыла весной 1910 года в залах Общества свободной эстетики. Впрочем, выставка проработала всего один день и была закрыта полицией. Что именно возмутило стражей общественного порядка и блюстителей нравственности, рассказывает газета «Столичная молва».
Наталия Гончарова в мастерской на улице Висконти в Париже. Конец 1920-х годов. Журнал «Третьяковская галерея». Источник: tg-m.ru
На последней среде «Общества свободной эстетики» были выставлены картины г-жи Гончаровой, и через день или два три из них были арестованы полицией. Чтобы выяснить сущность инцидента, мы обратились к Наталии Сергеевне Гончаровой. Молодая художница, окончившая училище живописи, ваяния и зодчества по классу скульптуры Паоло Трубецкого и Волнухина, уже лет 5 принимает участие в различных молодых выставках.
<...> Художница, видимо, совершенно изумлена и поражена неожиданным отношением к ее работе. Конфискованы картины: 1) «Натурщица», 2) «То же» (Та же натурщица) и 3) «Бог». Первые две представляют собой этюды с живой натуры, сделанные во время класса в школе Гончаровой, Ларионова, Машкова и Михайловского, где Н. С. преподавала. Ту же самую натуру одновременно рисовал весь класс, человек 25 обоего пола. 3-я картина представляла каменного идола; навеяна картина архаическим искусством: индусским, новозеландским и русскими «каменными бабами», находимыми в наших южных степях. Каменное божество с теми атрибутами, с какими его всегда изображают, и эти натуралистические подробности, конечно, вовсе не составляют главного фокуса внимания для неиспорченного зрителя. Что касается моей манеры, — говорит художница, — то ее никак нельзя назвать импрессионистской, как то было сделано в газетах. Ведь импрессионизм есть передача первого, часто неясного, неотчетливого впечатления. Я же, как и новейшие французы (Брак, Пикассо), стараюсь достигнуть твердой формы, скульптурной отчетливости и упрощения рисунка, глубины, а не яркости красок. Что касается до «Общества свободной эстетики», то его собрания не представляют решительно ничего таинственного. Это просто интимные вечера, на которых сходятся любители новых форм искусства. Здесь бывают гости, читаются новые стихи, делаются рефераты и т. п.
Газета «Столичная молва», 1910, 5 апреля, № 115, стр. 3