Выставки недели: выбор «Артгида». Март 2019
Куда пойти на выходных и не только.
Виталий Комар и Александр Меламид. Дружба народов (№107). 1974. Картон, смешанная техника. Собрание Екатерины и Владимира Семенихиных, Москва
KOMAR & MELAMID (9 июня 2019)
Московский музей современного искусства на Петровке
Виталий Комар и Александр Меламид вошли в историю искусства как изобретатели соц-арта и главные трикстеры неофициальной художественной сцены, хотя творчество их гораздо шире и богаче одного лишь насмешничества над советской идеологией. Выставка в ММОМА, которую курируют Иосиф Бакштейн и Андрей Ерофеев, раскрывает творчество дуэта в полном объеме. До отъезда из СССР художники изучали изнанку официальной советской эстетики — присваивали абсурдные тексты лозунгов, жутковатые портреты вождей, фигурки пионеров и государственные символы, лишая их, таким образом, власти. После эмиграции Комар и Меламид обратились к американской массовой культуре: начали иронизировать над обществом потребления и окончательно утвердились в образе борцов с любыми идеологическими клише.
Алексей Булдаков. Дюймовочка (до 19 апреля 2019)
Галерейное пространство Christie's
Для многих неофициальных художников оформление детских книг было вынужденной мерой — их «взрослое» искусство не давало средств к существованию и было исключено из институциональной жизни страны. Обращение современных авторов к этой традиции не несет в себе идеологического подтекста, но позволяет познакомить детей с новейшими художественными практиками. Серия графических работ Алексея Булдакова сопровождает выход сказки Ханса Кристиана Андерсена «Дюймовочка» в издательстве фонда V-A-C, который недавно открыл направление, посвященное детским книгам. Предполагается, что современные художники смогут предложить свое прочтение известных произведений. Так, например, иллюстрации Булдакова поднимают важные для него темы самозарождения жизни и обитания животных и растений рядом с человеком.
Головой о стену. Живопись и графика Б.А. Голополосова 1920–1930-х годов (до 2 июня 2019)
Новая Третьяковка
Борис Александрович Голополосов (1900–1983) учился во ВХУТЕМАСе, был участником «Цеха живописцев». Писал бурильщиков, солдат и моряков, но не совсем так, как того требовало молодое советское государство, наказывающее изображать труд строителей социализма исключительно в героических тонах. В 1938 году Голополосов был исключен из Союза художников за формализм, а всего за год до этого написал одно из своих главных произведений — ни на что не похожее полотно «Человек бьется головой о стену», изображающее изможденного человека с искаженными пропорциями, который напоминает сведенных судорогой персонажей Фрэнсиса Бэкона. Выставка в Третьяковской галерее соединила работы, созданные между 1923 и 1937 годами и относящиеся к периоду, когда Голополосов вдохновлялся европейским экспрессионизмом.
Влад Кульков. Дневник Орфея. Берега Гигантов / Дмитрий Булныгин. Что дано / Вероника Актанова. Санация Вероники / Лев Бородулин. FOM (до 24 мая 2019)
АРТ4
Музей АРТ4 открывает сразу четыре новых проекта. Влад Кульков предлагает совершить путешествие в царство теней вслед за Орфеем и понаблюдать, как трансформируются архетипические образы. Дмитрий Булныгин показывает две серии работ — коллажи, навеянные воспоминаниями о старых советских обоях, и объекты, сделанные из шелухи от семечек. Последние продолжают проект «Терминитки», посвященный современной московской архитектуре. Вероника Актанова размышляет о способах взаимодействия с реальным миром и мечется между пассивным принятием жизненных обстоятельств и сопротивлением. Последняя выставка представляет работы девятилетнего Левы Бородулина — фантазийные рисунки, сделанные от имени несуществующей корпорации
Сокровища императорского дворца Гугун. Эпоха процветания Китая в XVIII веке (до 30 мая 2019)
Музеи Московского Кремля
Пекинский Музей дворца считается самым большим дворцовым комплексом в мире. В его основе — богатейшие императорские коллекции династий Мин и Цин. Выставка в Москве посвящена повседневной жизни и придворному церемониалу эпохи Цин. Из Пекина прибыли артефакты времени правления императора Цяньлуна (1736–1796). С его именем связаны многочисленные военные успехи и повышенное внимание к древнему культурному наследию. Большая часть экспонатов рассказывает о ритуале интронизации. Среди них — символы власти, парадные одеяния императоров и императриц, украшения, портреты, произведения живописи и каллиграфии, документы и парадная утварь.