Сомнительные картины

В начале февраля в газете The Guardian появилась сенсация — хрестоматийный «Святой Иво» мастерской нидерландского мастера XV столетия Рогира ван дер Вейдена из собрания лондонской Национальной галереи — подделка 60-х годов прошлого века. Так, во всяком случае, считает британский искусствовед Кристофер Райт (и в качестве одного из доказательств приводит невозможную для XV века стрижку святого «под битлов»). Собрание Национальной галереи уже не раз и не два критически оценивалось «экспертами». Больше ста лет назад, например, «сомнительной» была объявлена «Венера перед зеркалом» Веласкеса. Вот как писал об этом истории дореволюционный журнал «Нива»  (1910, № 22. С. 408).

Диего Веласкес. Венера перед зеркалом. 1647–1651. Холст, масло. Национальная галерея, Лондон

Художественный мир за границей взволнован неожиданным происшествием. Одна из драгоценнейших картин Национальной галереи в Лондоне — «Венера с зеркалом» работы знаменитого Веласкеса — объявлена «ненастоящей». А между тем за нее в свое время было уплачено 1 125 000 франков. Весь этот шум поднял небезызвестный английский художественный критик Джеймс Григ, который в своем письме, адресованном в газету Morning Post, заявил, что «Венера с зеркалом» приписывается Веласкесу ошибочно, а на самом деле принадлежит кисти Хуана Батиста дель Моцо, зятя и «подделывателя» Веласкеса. В доказательство своего мнения Григ указал на якобы обнаруженные им в углу картины буквы J. В. D. М., то есть таинственную подпись «зятя Веласкеса».

Письма Джеймса Грига произвели в художественных кругах Англии и Франции вполне понятную сенсацию. Национальная галерея поручила особой комиссии из шести членов проверить «донос» Грига. Члены комиссии бесконечно долго исследовали знаменитую картину, вооружившись очками и лупами, и в конце концов торжественно опровергли заявление беспокойного критика. Буквы J. В. D. М. не были ими найдены. <...> 

Почти одновременно с этой историей разыгралась и другая в том же роде. Некий американский богач приобрел за два с половиной миллиона франков превосходную картину голландского мастера Франца Гальса, представляющую портреты самого художника, его жены и их детей. Теперь и эта картина, к прискорбию ее американского владельца, опровергается. В этих историях характерно и любопытно то, до какой степени вздуваются теперь цены за картины старинных мастеров. Авторам таких картин, как «Венера с зеркалом», и одна сотня теперешней стоимости их произведений показалась бы колоссальной суммой.

Rambler's Top100