Выставки недели: выбор «Артгида». Январь 2019
Куда пойти на выходных и не только.
Валентин Коржов. Шпиль. 2018. Courtesy Фонд культуры «ЕКАТЕРИНА»
Валентин Коржов. Бытие и Время
Фонд культуры «ЕКАТЕРИНА»
до 24 марта
Художник Валентин Коржов известен своим умением рассуждать об универсальных законах бытия и глобальных исторических проблемах посредством скульптуры, видео и фотографии. Ранее он показывал мавзолей из фарфоровых черепов, которые символизировали бывшие советские республики («Археология памяти»), и рассказывал о сотворении мира с помощью фотографий («Плоть и небо»). Нынешний проект вдохновлен геометрией космических тел, которые Коржов использует как прототипы для создания художественных объектов. Соединения точки источников света на фотографиях космоса, он создает «космические слепки». Всего на выставке представлено более 50 произведений, среди которых встречаются скульптуры, объекты, фотографии и видео.
Хаим Сокол. Мессия придет зимой
Галерея «Роза Азора»
до 10 февраля
Выставка Хаима Сокола «Свидетельство», прошедшая год назад в ММОМА, была посвящена всем, кто столкнулся с политикой исключения. Графическая серия «Мессия придет зимой» продолжает ее. Здесь вновь появляются главные герои Сокола — мигранты, бездомные, демонстранты, от которых остались лишь черные сгорбленные тени, бредущие незнамо куда сквозь бесконечную зиму. Эти работы пронизаны меланхолией, тоской и страхом. В них нет места историческим деталям, которые позволили бы соотнести их с конкретными событиями или явлениями. Но вечная зима, тем не менее, и оказывается тем самым образом мировой истории, который художник старается описать в своем искусстве. Сам он также уверяет, что серия логично продолжает один из последних его перформансов, где Ангел Истории размахивает крыльями, сшитыми из половой тряпки, перенося воду из одного ведра в другое («Мера труда»).
Меер Айзенштадт. К синтезу 1930-х
Галерея «На Шаболовке»
до 3 февраля
Путь Меера Айзенштадта — это интенсивный поиск возможностей слияния архитектурных и скульптурных форм. На рубеже 1920–1930-х годов он стремился наполнить новым, адекватным времени содержанием классическое наследие, экспериментировал с жанрами и материалами. До сих пор его скульптура и графика остаются малоизученными. Выставка в галерея «На Шаболовке» под кураторством Александры Селивановой восполняет этот пробел. Здесь можно увидеть гипсовые, мраморные и бронзовые скульптуры, графику, фотографии несохранившихся произведений и письма. Большая часть произведений и документов показывается впервые и позволяет погрузиться в пластический мир, созданный художников, где образы современной ему действительности соседствовали с мотивами, навеянными античностью.
НЭР: По следам города будущего. 1959–1977
Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева
до 10 февраля
Проект НЭР («Новый элемент расселения»), который был создан в СССР на рубеже 1950–1960-х, — дитя оттепели. После смерти Сталина группа студентов МАРХИ пыталась нащупать новые формы быта и матрицу идеального города будущего. Они хотели создать «мир, принадлежащий всем и каждому». В основе их теории — идея гуманизации городской среды, разделение пространства производства и пространства жизни, отказ от неуправляемого роста городов. Результатом их трудов стала книга-манифест «Новый элемент расселения: на пути к новому городу», вышедшая в 1966 году, а в 1968-м проект выставлялся на Миланской триеннале. Экспозиция знакомит зрителя с основными этапами становления теории города. Здесь показаны материалы из личных архивов НЭРовцев, воссозданные макеты, эскизы и другие документы. Курируют выставку архитектор Александра Гутнова, дочь Алексея Гутнова, одного из лидеров НЭР, и историк архитектуры Мария Пантелеева.
Ткань процветания
Анри Сала. The Last Resort
Музей современного искусства «Гараж»
до 27 января
Последние выходные работают две выставки в Музее современного искусства «Гараж». Название проекта «Ткань процветания» взято из трактата философа Иеремии Бентама (1748–1832), придумавшего тюрьму-паноптикум, но мечтавшего сплести «ткань процветания» общества по лекалам провозглашенного им «принципа полезности». Ткань представлена на выставке в буквальном смысле: в работах из текстиля, предметах одежды и проч., обладающих свойством «полезности» и отражающих социальный статус обладателя. Инсталляция Анри Салы The Last Resort основана на концерте для кларнета с оркестром ля мажор Моцарта, который в атриуме музея «Гараж» «исполняет» установка из 38 барабанов, приводимая в движение вибрацией динамиков. Музыка здесь фигурирует не только как самостоятельный вид искусства, но и как средоточие противоречий эпохи Нового времени.