О массовом производстве игрушек

Журнал «Революция и культура» выходил с 1927 по 1930 год как официальный печатный орган Всесоюзной коммунистической партии (главными редакторами издания были нарком просвещения Анатолий Луначарский и член Политбюро ЦК ВКП(б) Николай Бухарин). Раз в две недели журнал рассказывал читателям о последних культурных достижениях молодой советской страны, но не только о них... Так, в №12 за 1929 год журнал обратился к проблеме детской игрушки и деятельности открывшейся в 1926 году, в самый разгар НЭПа, игрушечной мастерской, созданной в Новосибирске усилиями скульптора Степана Надольского и художника Александра Иванова. Надо сказать, что к моменту публикации в «Революции и культуре» она уже была известна на всю страну, успешно конкурируя с игрушечными мастерскими Сергиева Посада. Весной 1929 года о ее деятельности весьма положительно высказался сам Луначарский в опубликованной в «Красной ниве» статье «Четыре города». Однако текст в «Революции и культуре» сложно назвать хвалебным: проблему советской игрушки с критических позиций рассмотрел новосибирский журналист Борис Миркович и вынес свой строгий приговор: «омерзительным пеленашкам» — нет! Впрочем, он немного опоздал. К моменту выхода материала почти все работавшие в мастерской творческие кадры были уволены, а сама она — перепрофилирована на производство портсигаров и чемоданов.

Николай Фешин. Портрет Вари Адоратской. 1914. Холст, масло. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань

Игрушки в небогатых семьях обыкновенно делились на две группы: солдатики — для мальчиков и куклы — для девочек. Эти традиционные куклы и солдатики приносили больше вреда, чем пользы неокрепшей «психологии» ребенка.

Современное воспитание считает, что детям нужна такая игрушка, которая содействовала бы общему развитию ребёнка. На провинциальных рынках до сих пор было мало хороших игрушек. Игрушка была привозная — из Москвы — да и к тому же дорогая, малодоступная семье совслужащего и рабочего. Что же касается Сибири, то на ее рынок попадала большей частью мещанская и антихудожественная игрушка.

Это можно объяснить отсутствием какого-либо руководства и государственной Монополии в области производства игрушек.

Поэтому возникшая в Ново-Сибирске «Первая Государственная мастерская игрушек» представляет интерес не только для Сибири, но и для всего СССР. У Передовой части работников сибирского изобразительного искусства давно возникла мысль об организации производства игрушек. Но равнодушие широких кругов общественности к изоискусству не позволяло долгое время это осуществить.

Наконец, после долгих и упорных настояний открылась мастерская скульптора С.Р. Надольского. Усилиями Надольского мастерская за полгода существования разрослась в механизирующуюся большую фабрику.

Под руководством Художников и Технических специалистов в мастерской работают 250 беспризорных ребят, взятых из детдомов и прямо с улицы.

В мастерской вырабатывается игрушка четырех типов: этнографическая (т.е. отражающая быт и жизнь народов), зоологическая (мир животных) палеонтологическая (доисторические животное — ихтиозавры, бронтозавры и др.), политическая и социальная. Правильнее было бы назвать продукцию этой мастерской «учебно-показательными пособиями».

«Красная кавалерия» («Будёновский отряд»). Продукция «Первой Государственной мастерской игрушек» при «Сибдеткомиссии». Конец 1920-х. Источник: infonarod.ru

Материал для игрушек — преимущественно папьемаше, потом идет деревянная, гипсовая, мягкая и комбинированная игрушка. Большинство игрушек отливается по моделям С. Надольского. Он же руководит всей технической стороной дела.

Раскраска и мягкая игрушка производится под руководством худ. Н. Яновой. Деревянная, примитивная (для совсем маленьких детей) игрушка выпиливается и раскрашивается по эскизам худ. Ал. Иванова.

Плановость художественной работы должна быть тесно увязана с чисто коммерческой стороной дела. Но в данном случае происходит поглощение коммерцией художественной ценности и робких попыток новшества. «Рынок диктует свои условия», — говорят панически настраивающиеся хозяйственники. Потому-то рядом с действительно нужной и полезной игрушечной продукцией выпускаются глупо традиционные и прямо-таки вредные игрушки.

К числу последних как раз относится разряд полит.-социальной игрушки. Игрушка должна быть обязательно такой, чтобы она привлекала ребенка и чтобы ребенок ее любил... Но вглядитесь в группу полит.-социальной игрушки (нэпач, кулак, поп и др.). Ребенок интуитивно воспримет (по яркости ли, по смешному ли виду) такую игрушку, при условии, если он ее полюбит (по моим наблюдениям, дети, в большинстве, восприняли и полюбили ЭТОТ тип игрушки). Ребенок любуется ею, ребенок ее ласкает: «Ах, ты, мой буржуйчик, попик и т. д.». Следовательно, вместо подчеркивания «классовой разности», вместо внедрения трезвых, коммунистических взглядов с детства, мы такой игрушкой побуждаем ребенка любить то, против чего он, ставши взрослым, будет бороться. То же самое относится и к народоведческой[1] шаржированной игрушке.

Мало удовлетворительны также «ангелоподобные куклы в локонах, гологоловые бэбэ и омерзительные «пеленашки». Ведь постоянная возня с куклами прививает будущим женщинам неправильный взгляд на детей и порождает в них черточки мещанства.

Несомненно, более удачна зоологическая игрушка. Она разнообразна и красочна. Несмотря на излишнюю экзотичность и отчасти игнорирование более близких ребенку животных (собака, кошка и т. д.), об успехе этой игрушки красноречиво свидетельствует большой спрос на нее.

«Наши враги» и «пионеры». Продукция «Первой Государственной мастерской игрушек» при «Сибдеткомиссии». Конец 1920-х. Источник: infonarod.ru, «Революция и культура» (№12, от 30 июня 1929 года).

Теперь — о диктатуре рынка. Производство игрушек у нас вообще хромает — хорошей игрушки нет. Средне-российская кустарная не доходит до рынков окраин, в том, числе Сибири. Производительность первой государственной мастерской игрушек в Ново-Сибирске велика. Продукция распространяется через кооперацию и магазины Сибдеткомиссии. Сбыт обеспечен, и производство должно и может подчинить сере рынок, а не итти на поводу у вкусов мелкой буржуазии.

Несколько слов об отражении в игрушке «туземщины». Нередко подросток, поднявшийся до средних, групп семилетки, не знает, чем отличаются крымские татары от шорцев, населяющих Минусинские степи.

На помощь школе должно, притти «дошкольное воспитание», главным образом, в ту пору, когда ребенок, еще во власти игрушек. Всякому ясно, что экзотика и романтика народного животноводческого мира джунглей Африки принесет ребенку меньшую пользу, чем художественный, честный показ Украины и Якутского Севера. Это даст возможность нашим детям с малых лет, начиная с игрушек, получать толковое представление о стране, где им предстоит жить и работать, и избавит их от бесконечного укачивания фарфоровых кукол, драк под влиянием оловянных солдатиков и выяснения маршрутов для побега на Сандвичевы острова.

В этом — основная задача советской игрушки.

Краеведческий «провал», неиспользование своеобразного быта сибирского крестьянина и ближних нацменов ярче всего сказались на «Выставке игрушек», устроенной новосибирской мастерской.

До сих пор наша, особенно провинциальная, печать почти совсем не уделяла внимания игрушке, видимо, недооценивая ее роли в общем развитии ребенка.

Выставка игрушек в Ново-Сибирске резко выдвинула дискуссионные вопросы в этой области. Педагоги и общественники должны этими вопросами заняться вплотную.

Текст публикуется в авторской орфографии.

Примечания

  1. ^ Например, китайцы с косами (типа "бибабо"). Косы для китайцев-мужчин теперь совсем уже нехарактерны.

Читайте также


Rambler's Top100