Просвещение трудящихся

Небольшие музеи и галереи все чаще отказываются от традиционной выставочной программы в пользу экспериментальных форматов. Они исследуют историю места, конструируют его идентичность и стремятся вписать искусство в определенную социальную ситуацию. «Артгид» рассказывает о пяти московских институциях, которые работают с локальными сообществами, и их стратегиях.

Музей авангарда на Шаболовке. Источник: Центр авангарда

Музей авангарда на Шаболовке

Все началось в 2014 году, когда искусствоведа Александру Селиванову внезапно уволили из Еврейского музея и центра толерантности, а возглавляемый ею Центр авангарда ликвидировали. Вскоре он возобновил работу в библиотеке «Просвещение трудящихся», которая на тот момент существовала через стенку от галереи «На Шаболовке». Сегодня институция о трех головах, в которую входят Центр авангарда, возникший на его основе музей и галерея, действительно стала «интеллектуальным ядром шаболовского культурного кластера», как и планировалось четыре года назад. Она существует где-то между условным домом культуры, включенным в процесс производства околохудожественных событий для жителей района, и традиционным музеем, посвященным истории места, которое в советское время мыслилось как экспериментальный район новой Москвы.

Музей авангарда на Шаболовке. Источник: Центр авангарда

Музей авангарда заработал в полную силу в 2017 году. Он вырос из двух небольших исследований: выставка «Топография счастья» была посвящена социокультурному ландшафту Даниловского района, а проект «Шаболовка. Модель для новой жизни, масштаб 1:1» рассказывал о нескольких архитектурных объектах, появившихся на Шаболовке в 1920–1930-е годы и расположенных в радиусе одного километра от Шуховской башни. Можно сказать, что музей, исследующий авангард на локальном материале, и сам воплотил экспериментальную модель художественной институции. Ядром его экспозиции стали собранные всем миром документы, свидетельства, вещи из личных архивов жителей района.

Таким образом, с помощью вещей на первый взгляд ничем не примечательных авангард вновь приобрел человеческое измерение — такая стратегия идет вразрез с аккуратно сконструированной историей авангарда, от которой, как правило, не остается ничего, кроме эскизов в рамочке и разговоров об утраченной утопии. Здесь с утопией сталкивают совершенно новые современные сообщества. Они далеко не всегда оказываются связаны общим прошлым, поэтому попытка заставить их посмотреть на себя сквозь призму советского нового быта и дискуссий тех лет сама по себе заслуживает внимания.

Галерея «Чрезвычайная коммуникация» в «доме на ножках» на ВДНХ

Еще один вариант «краеведческого музея» нового типа появился в конце 2017 года в знаменитом «доме на ножках» на ВДНХ. В сущности, об этой инициативе не следует говорить в привычных для художественной системы терминах. Во-первых, это не совсем галерея. Во-вторых, то, что она делает, едва ли можно назвать выставками в традиционном понимании этого слова. Да и работают кураторы пространства не столько с художниками и краеведами, сколько с жителями дома, их гостями и близкими. Для того, чтобы создать горизонтальную структуру, они попросту убрали институциональные границы и предоставили всем участникам процесса полную свободу самовыражения.

Галерея презентует себя как совместный проект жильцов дома, который располагается напротив павильона «Рабочий и колхозница», и современных художников. Идея создать здесь выставочное пространство у организаторов проекта появилась в ноябре 2017 года. В тот период они писали, что хотят сделать публичные пространства (подъезды, лестницы, сквер, пространство под домом) по-настоящему общими и действующими: «Для коммуникации нужен повод. В “доме на ножках” таким поводом станет современное искусство, работающее на создание новых коммуникативных ситуаций».

«Дом на ножках», ВДНХ. 2017. Фото: Иван Пушкин. Courtesy Отдел проектов «дома на ножках»

В августе 2018 года выставка, посвященная 50-летию «дома на ножках», переехала в «Манеж» и стала частью проекта «Здесь и сейчас!» — точнее, ее частью стал в деталях воссозданный подъезд, в пространстве которого проходили экскурсии, акции и перформансы под зорким наблюдением жильцов дома. Таким образом, изначально антиинституциональная история стала частью конвенционального выставочного процесса, и такая ее подвижность чрезвычайно любопытна. Сегодня галерея сосредоточена на исследовании отношений между соседями, гостями дома, художниками и зрителями и производстве новых художественных форматов. Это, например, дискуссии, которые вливаются в праздничное застолье или чаепитие, и выставки в подъезде, исследующие культуру гостеприимства.

Музей Вадима Сидура

К сегодняшнему дню Музей Вадима Сидура пережил несколько смертей и рождений. Его история началась в 1987 году с камерной выставки скульптур и графики художника в его мастерской, которая спустя год превратилась в постоянную экспозицию и получила музейный статус. До 2018 года он существовал в составе музейно-выставочного объединения «Манеж», а недавно стал частью Московского музея современного искусства. Сегодня музей позиционирует себя как место без барьеров — это относится и к взаимоотношениям посетителей с экспозицией, и к способам культурного производства.

Ирина Поволоцкая, слепоглухая писательница и художник, участница перформансов в рамках проекта «Общее целое» (совместно с Файен д’Эви) у работы Юрия Альберта в Музее Сидура. Фото: courtesy V—A–C

Начиная с 2015 года музей ведет активную работу с людьми с физическими и ментальными особенностями, стараясь включить их в процесс создания культурных и общественных практик. Во многом это делается в противовес музейному дискурсу инклюзивности, который чаще всего подразумевает создание «доступной среды» и не более того. Наиболее полно эта стратегия воплотилась в проекте «Общее целое». Его придумали руководитель Музея Сидура Ярослав Алешин и куратор из фонда V-A-C Анна Ильченко в 2016 году. Он включал в себя серию дискуссий и экспозицию, работающую с темой «инвалидности». Музей Сидура в этом смысле — пространство со сложившимися традициями. В конце 1980-х годов здесь проходили знаменитые экскурсии воспитанников и выпускников Загорского детского дома-интерната для слепоглухих.

Сама попытка разрушить привычные представления о том, что существуют «полноценный» и «неполноценный» способы взаимодействия с искусством, которые зависят от физических и ментальных особенностей зрителя, очень ценна. Кураторы площадки стремятся создать универсальную среду, где все практики и способы коммуникации будут одинаково нормализованы. Кроме того, сейчас в музее проходит проект «Районная резиденция», который обращается к жителям ближайших спальных районов. Его цель — вписать художественные практики в контекст Восточного округа и показать, как можно взаимодействовать с городским пространством с помощью искусства. Многие из этих инициатив выглядят как утопия, но практика доказывает, что в миниатюре она вполне реализуема.

Анна Ильченко и Ярослав Алешин, авторы проекта «Общее целое» в Музее Сидура. Courtesy V—A–C

Центр Гиляровского

Под руководством Алины Сапрыкиной Музей Москвы изо всех сил старается стать живым и модным, и его маленькие филиалы активно работают в этом направлении. Центр Гиляровского открылся в декабре 2017 года. Он посвящен Владимиру Гиляровскому — одному из главных бытописателей Москвы, автору «Трущобных людей» и «Москвы и москвичей» и первому городскому журналисту, который жил в доходном доме в Столешниковом переулке неподалеку от флигеля, где сейчас расположился музей.

Сегодня Центр Гиляровского находится на пути превращения в «социальный музей» и «центр современной городской культуры». К истории района здесь можно подходить по-разному. В XVIII веке в этом переулке располагались дворы князей Долгоруких, Козловских и Трубецких, в XIX появились купеческие лавки и доходные дома, а в советские годы он оброс лучшими в Москве букинистическими магазинами. Сегодняшний Столешников — вотчина Louis Vuitton и подобных бутиков, а также одна из самых дорогих с точки зрения аренды московских улиц. Поэтому отказ Центра Гиляровского от концепции традиционного музея-квартиры очень примечателен. Интервенция музея на улицу в нынешних условиях вполне может быть прочитана как социальный эксперимент.

Центр Гиляровского. Courtesy Музей Москвы

Центр делает ставку на демократичные форматы — выставки-путеводители (такие, как проект «Москва пешком. Из истории Китай-города»), городские квесты и экскурсии. Осенью здесь заработала «Школа Гиляровского» для детей и подростков, которые хотят изучить историю Москвы. Показателен с точки зрения стратегии центра проект «Postscriptum. Восточные рабочие в Третьем рейхе», над которым его сотрудники работали вместе со школьниками и студентами. Они оцифровали более 14 тысяч документов из архива остарбайтеров — советских людей, которые были угнаны на работы в Германию во время Второй мировой. Центр планирует продолжить исследование темы миграции и ее влияния на городскую среду.

Третьяковская галерея и «Музеи по соседству»

В 2016 году Третьяковская галерея утвердила в Минкульте концепцию развития до 2025 года и всерьез взялась за небольшие мемориальные музеи — Аполлинария Васнецова, Виктора Васнецова, Анны Голубкиной и Павла Корина. Первым делом решено было вывести их из тени ГТГ и, выражаясь языком маркетологов, провести ребрендинг. Согласно новой стратегии дом-музей Виктора Васнецова — построенный по авторским эскизам особняк в неорусском стиле — станет центром декоративного творчества, который должен заработать в 2019 году, а музей-квартира его брата, художника и исследователя истории Москвы Аполлинария Васнецова, постепенно превращается в центр москвоведения. В 2018 году здесь уже прошел цикл встреч, посвященных быту и культурной жизни Москвы начала XX века, и несколько небольших выставок, связанных с жизнью и творчеством художника.

Дом-музей Павла Корина. Источник: Музеи по соседству

Еще два музея пока закрыты на реконструкцию, но предполагается, что мастерская Анны Голубкиной, которая ремонтируется с осени 2017 года, станет центром скульптуры. Что будет представлять собой дом Павла Корина, расположившийся близ Новодевичьего монастыря, пока не очень понятно. Он закрыт для посетителей аж с 2009 года, и единственный способ познакомиться с ним на данный момент — это виртуальная прогулка с помощью медиапроекта «Музеи по соседству», который сделали для Третьяковки студенты ВШЭ.

До сих пор дома и квартиры-музеи, за которые отвечает Третьяковская галерея, не очень-то пользовались популярностью. Их посещали в основном экскурсионные группы, а потому привлечение новой аудитории — одна из главных задач, которые ставит перед собой ГТГ. В случае с домом Корина галерея рассчитывает на студентов ближайших вузов. Музей Аполлинария Васнецова находится в жилом доме в Фурманном переулке, так что работа с соседями и жителями расположенных поблизости домов здесь в приоритете. Сможет ли галерея уйти от формата традиционного мемориального музея, куда силком приводят скучающих школьников, будет понятно в 2019 году — именно к этому времени должны открыться все четыре музея. Однако уже сейчас можно говорить о том, что если интерес к локальным сообществам стал частью программы крупнейших государственных институций, то работы в этой области будет много. 

Читайте также


Rambler's Top100