Рабочая аристократия

Времена, когда слова «представитель знати», «аристократ» и «состоятельный человек» были фактическими синонимами, давно прошли. Сегодня за титулом может и не стоять больших капиталов. Анна Арутюнова задалась вопросом, на что живут и как зарабатывают члены королевской фамилии Англии, и выяснила, что многие из них подвизаются в арт-индустрии.

Хелен Маршал. Мозаика, изображающая Елизавету II в год восшествия на престол (1952) и в год Бриллиантового юбилея (2012). Источник: www.helenmarshall.co.uk

Королевская семья вызывает у британцев чувства, в которых трудно разобраться стороннему наблюдателю. Вроде бы без нее нельзя, ведь эта семья — лестное подтверждение способности находить компромиссы в самых сложных ситуациях и следовать здравому смыслу во что бы то ни стало. Но финансовая сторона вопроса — а именно то, за чей счет существует монархия, — становится причиной бурных споров почти каждый год. Одни говорят, что королевская семья зря тратит деньги налогоплательщиков. Другие считают, что прибыль, которую приносят в казну недвижимость, принадлежащая монархии, и туристы, мечтающие попасть в королевские покои или купить на память сувенир, оправдывает ее существование сполна.

Как бы то ни было, жизнь Елизаветы II и ее родственников — пример того, что у современных представителей голубых кровей гораздо больше обязанностей, чем прав. Так, в год члены британской королевской семьи должны побывать более чем на 3000 официальных мероприятий по всему миру, и только на долю Елизаветы II приходится около 500 подобных визитов. Присутствие на торжественных церемониях и званых обедах становится работой, уволиться с которой невозможно. Конечно, у каждого родственника королевы есть подобающее аристократу хобби, вроде игры в гольф, охоты или конного спорта. Юным леди и лордам не возбраняется изучать в университетах историю искусства, театра или кино.

Свои счеты с искусством есть у многих членов королевской семьи. На ее официальном сайте сообщается, что принц Чарльз увлечен акварелью и старается рисовать при первой же возможности. Литографии его картин продаются, а доход идет в благотворительный фонд его имени.

Container imageContainer imageContainer imageContainer imageContainer image

Принц-консорт Филипп еще в 1959 году учредил награду для дизайнеров, которую до сих пор вручают во всех возможных областях, от графического и промышленного дизайна до архитектуры и градостроительства (среди лауреатов — основатель компании Dyson Джеймс Дайсон, Теренс Конран — дизайнер, декоратор, ресторатор и владелец крупнейший интерьерных магазинов, архитектор Норман Фостер).

Осенью стало известно, что супруга герцога Кембриджского Уильяма Кэтрин Элизабет, герцогиня Кембриджская (ранее известная как Кейт Миддлтон) будет патронировать работу некоторых британских музеев и художественных галерей (квалификация у Кейт для этого вполне подходящая: в университете она изучала историю искусства и увлекалась фотографией).

Впрочем, зарабатывать деньги искусством получается далеко не у всех титулованных особ. Среди тех, кому это удается, — племянник Елизаветы II Дэвид Линли, точнее, Дэвид Армстронг-Джонс, виконт Линли. Он тринадцатый претендент на британский трон и одновременно дизайнер мебели и предметов интерьера. Виконт увлекся искусством под влиянием родителей. Его мать — принцесса Маргарет, сестра Елизаветы II — была хорошей пианисткой, занималась пением, интересовалась балетом и театром. Перед объективом отца Дэвида Линли — британского фотографа Энтони Армстронга-Джонса, получившего титул лорда Сноудона после женитьбы на принцессе, — побывали все самые знаменитые личности ХХ века: Сальвадор Дали, Д. Р. Р. Толкиен, Марлен Дитрих, Агата Кристи, принцесса Диана.

Юного виконта отдали в частную школу Бидейлс, известную особым вниманием к преподаванию искусств. Затем он отучился в Парнхам-хауз — специализированном колледже для мастеров по дереву, и уже в возрасте 24 лет решил основать собственную мебельную фирму, которую возглавляет по сей день. Профессиональная подготовка и обширные связи виконта обеспечили компании прекрасную клиентуру — LINLEY выполняла заказы Опры Уинфри, Каролины Эрреры, Джо Малоне, занималась отделкой номеров лондонского отеля Клэриджес и московского Балчуга Кемпински, а также яхт российских олигархов. К слову, в 2008 году часть акций фирмы LINLEY приобрел давний знакомый виконта, предприниматель Сергей Пугачев.

Помимо активного руководства дизайнерской фирмой лорд Линли с 2006 года занимает пост президента Christie’s в Великобритании и немало способствует развитию клиентской базы аукционного дома и росту его доходов. В 2006 году именно на аукционе Christie’s были проданы украшения, мебель и предметы декоративно-прикладного искусства, принадлежавшие матери виконта принцессе Маргарет. Торги принесли 14 млн фунтов.

Дизайн интерьеров и искусство превратились в источник дохода и для австро-венгерской баронессы Марии Кристины. Еще до того как стать женой принца Майкла Кентского, двоюродного брата британской королевы, она изучала дизайн в Англии и даже открыла собственное бюро Szapar Designs.

Container imageContainer imageContainer imageContainer image

Выйдя замуж за принца, она переключилась на сочинение книжек и преподавание, гастролируя с обширной лекционной программой по самым разным культурным институциям. В 2007 году она все же реанимировала компанию Szapar Designs и оформила Президентский люкс в московском Балчуге Кемпински, который тут же переименовали в номер «Принцесса».

В трудные для крупнейших британских антикваров Partridge Fine Art времена Мария Кристина пыталась пустить в ход свои связи и статус, чтобы не допустить разорения галереи, которую называли не иначе как «Хэрродс антиквариата». Она проработала там почти три года, но спасение пришло от английского предпринимателя сэра Ричарда Сайкса, который выкупил галерею; а принцесса осталась без работы, за которую получала шестизначную зарплату.

Принц и принцесса Кентские — пожалуй, самые работящие из всех членов королевской семьи, — а вернее, зарабатывающие. Дело в том, что Майкл Кентский не входит в состав так называемого цивильного листа и не получает от британской короны никакой финансовой помощи, он не выполняет официальных представительских функций, а после женитьбы на баронессе к тому же потерял право наследовать престол — ведь Мария Кристина католичка. Тем не менее семейство обитает в Кенсингтонском дворце, за который с января 2010 года вынуждено платить аренду на уровне рыночной, то есть порядка 120 тыс. фунтов в год. Раньше квартира с пятью спальнями и пятью гостиными обходилась им всего в 70 фунтов в неделю; остальное платила королева. Но 120 тыс. фунтов — внушительная сумма даже для монарха. Елизавета II уже давно разрешила кузену и его жене зарабатывать на жизнь, занимаясь бизнесом, так что с 2010 года принцу Майклу пришлось активнее развивать свою консалтинговую компанию, а принцессе Марии Кристине взяться за новые книжки и декораторские заказы. Не так давно принцесса стала международным представителем Gmurzynska Galerie — одной из самых авторитетных европейских галерей, супермаркета искусства ХХ–ХХI веков, где можно найти совершенно все: от художников русского авангарда, Моне, Пикассо и Мондриана до советских нонконформистов и американских минималистов.

В галерейном бизнесе работает леди Хелен Тейлор — дочка кузена Елизаветы II и 32-я претендентка на британский престол. В конце 1980-х леди Хелен была сотрудницей галереи Karsten Schubert, где в 1988 году прошла одна из первых выставок художников, которые позже стали группой Young British Artists (среди них Ян Девенпорт, Гэри Хьюм). Но прозорливость владельца галереи, видимо, не сразу передалась его юной на тот момент подопечной, — известно, что много позже в одном из интервью леди Хелен призналась, что когда-то отказалась от сотрудничества с Деймианом Херстом. Сегодня она занимается делами галереи своего мужа Тимоти Тейлора и трудится на благо ее коммерческого процветания.

Container imageContainer imageContainer imageContainer imageContainer image

В 2007 году Timothy Taylor Gallery с помпой открылась в новом помещении в Мэйфере экспозицией Алекса Каца, наняла нового выставочного директора Эмму Декстер (бывшего старшего куратора Тейт Модерн), но, как и многие галереи современного искусства, с трудом пережила кризис. Именно тогда в дело включилась леди Хелен, до этого работавшая в качестве «посла» марки Giorgio Armani.

Профессию, связанную с искусством, выбрала и младшая сестра Дэвида Линли леди Сара Армстронг-Джонс — она получила художественное образование и в 1983 году, еще студенткой, подрабатывала ассистентом художника по костюмам фильма «Пыль и жара» Джеймса Айвори. Сейчас она сотрудничает с лондонской галереей Redfern, где с завидной регулярностью показывают ее абстрактные пейзажи и декоративные, похожие на гербарий натюрморты.

Еще одна представительница королевской семьи и претендентка на трон — Леди Роуз Уиндзор — работает художником в киноиндустрии. Пока что среди ее основных заслуг — участие в создании нескольких фильмов про Гарри Поттера и телесериала о Маргарет Тэтчер.

Читайте также


Rambler's Top100