Десять фактов об агитпоездах

В московской галерее «На Шаболовке» до 21 января 2018 года проходит выставка «Агитпоезда», посвященная российскому пропагандистскому феномену времен Гражданской войны. Поезда с агитационными плакатами, представлявшие собой одновременно театр, музей и библиотеку на колесах, выполняли функции передвижного университета: с одной стороны, они демонстрировали народу искусство, поставленное на страже интересов трудящихся масс, а с другой — несли по городам и весям идеологические установки новой власти. Татьяна Сохарева собрала десять фактов об уникальном эксперименте первых лет революции.

Роспись агитпоезда «Красный казак» в мастерской. Бригада художников во главе с Игнатием Нивинским. 1920. Фотобумага, фотопечать. Частное собрание

1. Идея использовать поезда и пароходы в агитационных целях зародилась в 1918 году в издательстве ВЦИК (Всероссийский центральный исполнительный комитет), которое выпускало и распространяло среди красноармейцев «военно-популярную» и партийную литературу. Сначала под книги отдавалось лишь одно купе пассажирского поезда, которое сопровождалось специальным сотрудником. Однако по мере роста потребности в политической литературе разрасталась и идея агитационного поездного состава. По тем материалам, что показывают в галерее «На Шаболовке», можно примерно представить себе книги, которые предлагали агитпоезда: поэзия Блока (строки «Мы на гóре всем буржуям // Мировой пожар раздуем» из поэмы «Двенадцать» к тому моменту уже превратились в плакатный слоган) соседствует здесь с трудами Маркса и Энгельса, Ленина и Плеханова.

2. В 1918 году был расписан первый «военно-подвижной фронтовой литературный поезд им. Ленина», проехавший по Московско-Казанской железной дороге. Он состоял из пассажирских и товарных вагонов, в которых были оборудованы книжные склады и лавки, небольшая контора и кухня. Поезд выдвинулся в только что отвоеванную Красной Армией у белочехов Казань 13 августа 1918 года, а 1 сентября вернулся в Москву. Вслед за ним были оформлены еще пять составов, которые совершили 19 поездок через всю страну — от Одессы до Иркутска и от Вологды до Баку.

Публика у киновагона агитпоезда имени Ленина. 1919

3. Важной составляющей агитпоезда являлся политотдел; его сотрудниками были агитаторы и лекторы, которые должны были вести политическую работу с местными жителями. Однако более популярным, без сомнения, было бюро жалоб, куда каждый мог написать заявление с жалобами на местные органы власти. Кроме того, в каждом поезде был информационный отдел, составлявший программу выступлений и собиравший необходимые для них материалы, и отдел РОСТА (Российского телеграфного агентства), который выпускал газеты и листовки, руководил работой поездной радиостанции и инструктировал местные органы печати. Также агитпоезда включали киноустановку, литературный склад, выставочный, хозяйственный и технические отделы.

Фрагмент экспозиции выставки «Агитпоезда» в галерее «На Шаболовке». 2017. Фото: Григорий Матвеев

4. Режиссер-документалист Дзига Вертов несколько раз выезжал с агитпоездами ВЦИК, побывал на юге России и на Донбассе, а одной из первых киноработ, определивших его концепцию документального кино, стал фильм «Агитпоезд ВЦИК» 1921 года. Отчитываясь о работе агитпоезда «Октябрьская революция», Вертов писал, что кино, несмотря на низкое качество съемки, «на широкие массы действовало ярче и убедительнее речей ораторов». За 1919–1920 годы агитпоезда и агитпароход провели почти две тысячи киносеансов. В одной только барже, которую тащил на буксире агитпароход «Красная звезда», был оборудован кинотеатр на 600–800 мест. Чаще всего демонстрировались специально снятые фильмы-агитки (о сельском хозяйстве, вреде пьянства и сушке овощей), военная хроника и экранизации классики.

5. Рейсы агитпоездов почти всегда возглавляли видные партийные деятели — такие как нарком просвещения Анатолий Луначарский и нарком здравоохранения Николай Семашко, а вместе с поездом «Октябрьская революция» ездил председатель ВЦИК Михаил Калинин. Он выступал на митингах, отвечал на вопросы крестьян и разъяснял народу политику партии. В итоге поезд «Октябрьская революция» совершил гораздо больше рейсов, чем остальные.

Заседание сотрудников агитпоезда «Октябрьская революция». Обсуждение итогов работы. 1919. Фотобумага, фотопечать. Государственный центральный музей современной истории России, Москва

6. Рейсами агитпоездов часто сопровождались политически важные события: когда в 1920 году Красная Армия разгромила войска генерала Деникина, на Дон был отправлен поезд «Красный казак». Поезд «Красный Восток» ездил по Средней Азии, «Имени В.И. Ленина» — по Украине. Параллельно в регионах проходили «гастроли» отдельных агитаторов из Москвы и Петрограда, но они часто бывали неудачными: политработники оказывались недостаточно компетентными, и местные власти не воспринимали их всерьез. Поэтому именно агитпоезда и сопровождавшие их агитбригады, проводившие митинги и устраивавшие лекции, выставки и концерты, считались главным идеологическим оружием Советской власти.

Агитпоезд «Красный Восток». 1920. Фотобумага, фотопечать. Частное собрание

7. Каждый агитпоезд и агитпароход издавал собственную газету. Поезд «Октябрьская Революция», например, выпускал свои «Известия», а на агитпароходе «Красная звезда» выходила одноименная газета. Они были небольшого формата и набирались очень крупным шрифтом в расчете на крестьян и солдат. Газеты печатали последние новости с фронта и рассказывали, как «великий народ создает великое будущее».

8. Агитпоезда позаимствовали у площадного театра театрализованные и, как бы сейчас сказали, иммерсивные представления, которые получили название агитсуды. В них фигурировали настоящие судьи, защитники, обвинители, подсудимые и свидетели. В роли последних, как правило, выступали сбежавшиеся встречать поезд зеваки. Агитаторы временно перевоплощались в скоморохов, а местные жители — в участников судебного процесса, которым предстояло осудить противников новой власти. Часто эти представления отражали политическую повестку дня: на скамье подсудимых оказывались «буржуи» и прочие контрреволюционные элементы, защитники объясняли публике, что им может дать советское государство и зачем нужна Гражданская война.

Фрагмент экспозиции выставки «Агитпоезда» в галерее «На Шаболовке». 2017. Фото: Григорий Матвеев

9. В оформлении агитпоездов участвовали Казимир Малевич, Марк Шагал и Кузьма Петров-Водкин. На вагонах первых агитационных составов были изображены футуристические чудовища, пожирающие революцию. Однако вскоре такая роспись была признана «крайне неудачной» и непонятной простому народу, и футуризм был «совершенно изгнан». Его сменили картины, агитирующие за поднятие производительности труда и за борьбу с разрухой после Гражданской войны: бравые крестьяне и рабочие, карикатурно уродливые буржуи, жанровые изображения работ на субботниках и починки шоссейных дорог. Художники работали под руководством Игнатия Нивинского, театрального художника и профессора Вхутемаса.

10. Вместе с одним из поездов путешествовал кинорежиссер Сергей Эйзенштейн, который также расписывал вагоны, активно участвовал в самодеятельных театральных постановках и рисовал плакаты. Вернувшись в Москву, он начал работать художником московского молодежного театра «Пролеткульт». 

Публикации

События

Читайте также


Rambler's Top100