Это место — Ноттингем

Шеф-редактор Музея современного искусства «Гараж» Рут Эддисон размышляет о Ноттингеме, урбанистической Британии и мобилизации чернокожих художников сквозь призму выставочного проекта «Это место здесь» в Nottingham Contemporary.

Дональд Родни. Дом, который построил Джек. 1987. Смешанная техника. © The Estate of Donald Rodney. Работа представлена в экспозиции выставки «Это место здесь» в художественном пространстве Nottingham Contemporary. 2017. Фото: Энди Кит

Чаще всего Ноттингем ассоциируется с Робином Гудом. И не зря — имя героического разбойника давно стало ключевым элементом в деле привлечения туристов. Расположенный в 200 километрах (или в двух часах езды на поезде) от Лондона Ноттингем также знаменит своей кружевной промышленностью, а местный Кружевной рынок ныне является одним из крупнейших арт-пространств в Великобритании. Nottingham Contemporary открылась в 2009 году в здании площадью 3000 кв. м. Здание это спроектировало архитектурное бюро Caruso St. John, также ответственное за New Art Gallery Walsall, галерею Деймиана Херста Newport Street Gallery и ряд других выставочных пространств для таких крупных игроков, как Tate и Gagosian Gallery. Финансирование Nottingham Contemporary в основном осуществляют Совет по делам искусств Англии и Городской совета Ноттингема. Галерея стремится привлечь как можно более широкую аудиторию, поэтому вход на выставки абсолютно бесплатный. Репертуар выставок не ограничен местным искусством — целью галереи является привлечение жителей соседних городов и увеличение привлекательности города для туристов.

Выставка «Это место здесь» (The Place is Here), кураторами которой выступили Ник Айкенс и директор Nottingham Contemporary Сэм Торн, анализирует работы чернокожих художников, писателей и мыслителей 1980-х. Это расширенная версия выставки, показанной ранее в Музее Ван Аббе, Эйндховен, которая называлась «Оглядываясь назад: Портрет черного искусства в Британии» (Thinking Back: A Montage of Black Art in Britain) и которую Айкенс курировал в рамках серии экспозиций, посвященных 1980-м.

Британия 1980-х была страной экстремальных контрастов. Пока радикальные реформы премьер-министра Маргарет Тэтчер давали новые силы частному сектору, благодаря чему юг Англии процветал, индустриальный север боролся с массовой безработицей и надвигающейся нищетой. Последствия этой политики ощущаются до сих пор. Консервативное правительство вещало о правах и обязанностях индивидуумов. Вот, например, известное высказывание Тэтчер, опубликованное в журнале Woman’s Own 1987 года: «Нет такой вещи, как общество. Есть только мужчины и женщины, и есть семьи». А в это же самое время молодежь из этнического меньшинства куда чаще оставалась без работы, нежели их белые коллеги. Не говоря уже о повышенном внимании со стороны полиции. Злоупотребление законом «о подозрительных лицах», который давал полицейским право останавливать и обыскивать любого гражданина в публичных местах, подозреваемого в подрывной деятельности, напрямую повлияло на волнения в Бристоле, Лондоне, Бирмингеме и Лидсе в начале 1980-х.

Тяжелые условия и отсутствие доступа к культурным и образовательным институциям и массмедиа побуждали к самоорганизации. В начале 1980-х в регионе Уэст-Мидлендс группа студентов-искусствоведов в составе Кита Пайпера, Марлен Смит, Эдди Чемберса и Дональда Родни основали BLK Art Group — художественное объединение, вдохновленное Движением черного искусства (Black Arts Movement) в США. Члены BLK Art Group сыграли ключевую роль в мобилизации чернокожих художников, организуя выставки, конференции и издавая тематические публикации.

Чернокожие художники появились в Британии еще в 1950-е, но, как объясняет Эдди Чемберс в своей книге «Черные художники в Британском искусстве» (Black Artists in British Art, 2014), в 1980-е использование социальных и политических нарративов ощущалось особенно сильно. В 1983 году в Финсшбери-парк открылась Black-Art Gallery, выставочная и издательская программы которой работали до начала 1990-х (сама галерея закрылась в 1992 году). В то время как Black-Art Gallery фокусировалась в основном на художниках африкано-карибского происхождения, лондонская Horizon Gallery, как отмечает Чемберс, была «местом силы» художников из южной Азии. К концу десятилетия данные инициативы подтолкнули традиционные институции к экспонированию работ чернокожих художников. В 1989 году прошедшая в лондонской Hayward Gallery выставка Рашида Араина в попытке сломать канон модернизма представила работы 24 британских художников азиатского, африканского или карибского происхождения.

«Это место здесь» — путешествие в урбанистическую Британию 1980-х. В экспозиции представлены 100 произведений 30 художников и арт-групп, а также серия архивных витрин, курируемых Вэнли Берком, Джн Джованни, Лубайной Химид, Клодетт Джонсон, Китом Пайпером и Марлен Смит. Акцент на архивах подчеркивает важность документации активности художественных коллективов вроде BLK Art Group, что стало общим трендом в Британии того времени, выросшим из панк-движений 1970-х. BLKArt Group особенно прилежно отнеслись к архивированию своих материалов, прекрасно понимая, что без документации войти в историю невозможно. Посетители выставки могут с головой погрузиться в архивные записи уличных протестов, получая при этом необходимый контекст, или просто насладиться впечатляющими произведениями. От яркого квадриптиха Сони Бойс «Ляг, помолчи и подумай о том, что сделало Британию такой великой» (1986), который отсылает к не особенно славному имперскому прошлому Британии, до эвокативного фильма Мартины Аттилле «Мечтающие реки» (1988), исследующего опыт миграции посредством воспоминаний пожилой женщины на смертном одре. Тема миграции сейчас горячо обсуждается, однако даже те, кто прибыл в Великобританию во времена, когда иммиграция официально поощрялась (с целью восстановления страны в послевоенный период), не могут похвастать положительными впечатлениями о правительстве. Инсталляция Зарины Бхимджи «Ей нравилось дышать — звенящая тишина» (1987) посвящена жуткой практике 1970-х, когда невесты из южной Азии проходили тест на девственность, перед тем как присоединиться к своим будущим мужьям в Британии.

Заметное место в экспозиции занимают четверо основателей BLK Art Group. Работа Марлен Смит «История искусства» (1987) — китчевый цветочный орнамент с четырьмя изображениями, отсылающими к черным художницам, — расположен рядом с «Мечтающими реками» и служит им тонким контрапунктом. «Черные убийцы-святые» (1982) Кита Пайпера соединяют африканские пейзажи и пан-африканские цвета — красный, зеленый, черный — с текстами о возмездии, настигшем всех, кто связан с режимом апартеида в Южной Африке. Дональд Родни ушел из жизни в 1998 году из-за осложнений, связанных с серповидноклеточной анемией. Его работа «Дом, который построил Джек» (1987) состоит отчасти из рентгеновских снимков, которые отражают как персональную боль художника, так и коллективные страдания чернокожих. «Уничтожение Национального фронта» (1979–1980) Эдди Чемберса — одна из нескольких политически заряженных работ на выставке, которая актуальна и по сей день. Эта серия из четырех шелкографий, демонстрирующих постепенный разрыв британского флага, выполненного в виде свастики, была создана во времена, когда расистские партии стали видной частью политического ландшафта страны. Своей работой Чемберс предвосхитил крах Национального фронта в 1980-е, но, к сожалению, националистические и расистские организации ныне переживают очередной подъем, а значит, социально и политически заряженное искусство вновь актуально.

Выставка «Это место здесь» проходит в Nottingham Contemporary до 30 апреля 2017 года. Затем выставка посетит South London Gallery и Институт современного искусства Мидлсбро.

Rambler's Top100