Art-Weekend: выставки к 100-летию русской революции. Часть 1

2017-й — год 100-летия русской революции, и многие музеи, галереи и прочие арт- и не только институции как страны — виновницы «торжества», так и зарубежные — подготовили обширные программы в память о «десяти днях, которые потрясли мир». Сегодня «Артгид» расскажет о заслуживающих внимания отечественных проектах, приуроченных к этой дате. А в следующей публикации будут представлены зарубежные выставки, посвященные революции 1917 года.

Иван Владимиров. Взятие Зимнего дворца. 1917–1918. Бумага, акварель

2017 год щедр на круглые юбилеи. Полтысячелетия прошло с тех пор, как Мартин Лютер обнародовал свои 95 тезисов, 300 лет назад вышел в свет литературно-педагогический шедевр «Юности честное зерцало», по два века отмечает целая компания выдающихся деятелей культуры и искусства во главе с Айвазовским.

Русской революции всего 100, но за этот век страна пережила столько трагедий и метаморфоз, что сегодня фрустрированные граждане не уверены уже ни в чем.

Отмечали революционные годовщины по-разному. Эйфорические праздники первых лет, оформленные пионерами и амазонками авангарда, сменились фирменными сталинскими смотрами, парадами Великой Отечественной, мирными оттепельными шествиями. Времена «развитого социализма» выработали свой ритуал. «Красный день календаря», выходной, даже два, утром парад — оцепеневший маршал, стоя в парадном ЗИЛе, объезжает войска, шеренги орут: «Здрав-жел-тов-маш-сов-юз — ура-а-а-а!», — барабаны гремят, музыка играет, брусчатка Красной площади дрожит от тяжелой военной техники. Потом демонстрация — шарики, знамена, «уйди-уйди». Вечером иллюминация.

СССР закончился, и вектор сменился — Великая октябрьская социалистическая революция обернулась кровавым Октябрьским переворотом. Один день отдыха отняли, потом передвинули и переименовали сам праздник. И никаких в этот день парадов, только согласие и примирение. Сбили настройку, но иллюминация осталась, а главное, все наконец официально согласились, что есть у революции (или переворота) безусловное достижение — русский авангард, великое искусство — «великая утопия», так необыкновенно совпавшая с энтузиазмом построения нового общества.

Последнее время иллюминация у нас круглый год, авангард превратился в бренд, который пришелся везде — от рекламы до церемонии открытия Олимпийских игр, но что делать с революцией опять непонятно. «Стать выше борьбы сторон» получается не у всех. Правда, шумит вовсю выставочная оттепельная капель, любимый столичный музей совсем скоро расскажет, как, «несмотря на все противоречия периода холодной войны, художников объединяли общие ценности и задачи их искусства», а программа, которую в конце января утвердил Организационный комитет по подготовке и проведению мероприятий, связанных со 100-летием революции 1917 года в России, открывается выставкой «Державная заступница России. К 100-летию отречения от престола императора Николая II и обретения в Коломенском иконы Богоматерь державная».

Опытному посетителю выставок современного искусства очевидно, насколько бессмысленно сегодня разделение экспозиций на художественные и нехудожественные. Архивные листки, старые фотографии, неожиданные артефакты при правильном ракурсе не хуже живописных шедевров передают дух времени. Попробуем пробудить своего внутреннего концептуалиста и начнем, благословясь.

 

Кузьма Петров-Водкин. Смерть комиссара. 1928. Холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

«Некто 1917»
28 сентября 2017 — 14 января 2018
Государственная Третьяковская галерея на Крымском Валу, Москва

Большая международная выставка, подготовленная Государственной Третьяковской галереей, осторожна в оценках. Вспоминаем все и всех — и февраль, и октябрь, и борьбу художественных течений, и напряженные дискуссии, и мифотворцев, и утопистов-беспредметников, и конструкторов новой жизни. Копаемся в чувствах творцов. Революционное время переживают фигуративисты, среди которых — Михаил Нестеров, Кузьма Петров-Водкин, Борис Григорьев, Зинаида Серебрякова, и беспредметники — от Казимира Малевича и Василия Кандинского до Любови Поповой, Ивана Клюна и Александра Родченко. Фотографии и кинохроника отрезвят особенно восторженных зрителей свидетельствами реальной жизни того сурового времени. Своей живописью и скульптурой для выставки поделились Центр Помпиду, галерея Тейт, Музей Стеделейк, Музей Людвига, музеи Испании, Греции и Израиля, Государственный Русский музей и множество провинциальных музеев России.

 

Вера Мухина. Ветер. 1927. Бронза. Государственная Третьяковская галерея, Москва

«Ветер революции. Скульптура 1918–1932 годов»
1 сентября 2017 — 14 января 2018
Государственная Третьяковская галерея на Крымском Валу, Москва

Своим названием выставка обязана «Ветру» Веры Мухиной — женской фигуре, отчаянно сопротивляющейся стихии. Мухина считала ее одной из главных своих пластических удач — героиня отворачивается, защищается, но выдерживает натиск и не сгибается. Прозрачная метафора, очень близкая сердцу множества творцов и тогда, и сегодня. Мухина, признанный мастер соцреалистической скульптуры, всегда гордилась, что не состояла в партии и не лепила вождей. Теперь, когда ветер революции поутих, мухинская фигура прекрасно уживается в одном пространстве со скульптурными портретами представителей революционного движения и проектами из приснопамятного и, как подтверждают последние события, вечного живого плана «монументальной пропаганды». Среди произведений 1918–1930-го есть и те, что публика увидит впервые.

 

Эль Лисицкий за работой над макетом организации пространства для неосуществленной постановки театра Всеволода Мейерхольда по пьесе Сергея Третьякова «Хочу ребенка». 1928. Источник: thecharnelhouse.org

«Эль Лисицкий»
17 ноября 2017 — 4 февраля 2018
Еврейский музей и центр толерантности

Государственная Третьяковская галерея на Крымском Валу, Москва

Вместе с Еврейским музеем и центром толерантности ГТГ готовит самую полную ретроспективу универсального мастера, преданного ученика Малевича, научившегося не представлять, а конструировать пространство. Мечтая о создании системы «новых взаимоотношений реального мира», он проектировал книги и выставки, небоскребы и плакаты. Эль Лисицкого можно назвать выдающимся урбанистом, и не его вина, что это слово так скомпрометировано нашей сегодняшней реальностью. Он был гениальным пропагандистом нового советского искусства за границей, и мало кого из советских авангардистов числит в своих учителях такое количество современных художников во всем мире. Экспозиция развернется сразу на двух площадках. В Еврейском музее и центре толерантности покажут самое начало, так называемый еврейский период — книжки, плакаты, фотографии. Среди 200 объектов, которые займут залы на Крымском Валу, — знаменитые проуны (проекты утверждения нового), архитектурные проекты, а также графика и живопись из крупных зарубежных коллекций.

 

Неизвестный автор. Демонстрация на широкой улице. 1917. Бумага, цветные карандаши. Государственный исторический музей, Москва

«“Я рисую революцию!” Детский рисунок времен Великой российской революции из собрания Государственного исторического музея»
19 апреля — 19 июня 2017
Государственный исторический музей, Москва

Почти две сотни рисунков, выполненных учениками московских гимназий в 1917 году, могут оказаться замечательным свидетельством времени. Тем более в окружении фотографий революционной Москвы и рассказов очевидцев.

 

Александр Вахрамеев. Пожар Литовского замка. 1917. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Выставка рисунков Александра Вахрамеева. «Типы и сцены Петрограда 1917–1920 гг.». Из частного собрания
Апрель–июль 2017
Государственный исторический музей, Москва

Революционный Петроград тоже не останется без внимания. О его обитателях, быте и курьезах расскажут рисунки и акварели из серии «Типы и сцены Петрограда 1917–1921 года». Они выполнены очевидцем, выпускником Императорской академии художеств и активным участником российской художественной жизни Александром Вахрамеевым. Впервые их показали в 1927 году — сразу после смерти автора.

 

Владимир Ленин выступает перед войсками, отправляющимися на польский фронт. 5 мая 1920. Фото: courtesy Российский гуманитарный научный фонд

«Энергия мечты. К столетию Великой русской революции 1917 года»
Сентябрь 2017 — январь 2018
Государственный исторический музей, Москва

Главный проект ГИМа документален и этнографичен. Но сегодня многие так плохо представляют себе события столетней давности, что фотографии, архивные редкости, кинохроника, подлинные бытовые предметы, печатные издания сами по себе достойны внимания. К тому же нам еще обещают рассказать «о революционном прорыве во всех сферах общественной жизни», ликвидации безграмотности, взлете профессионального искусства и вместе с тем о классовой вражде и государственном терроре. Ради этого можно еще раз вспомнить, как выглядел Ленин на броневике или как строились дирижабли.

 

Сергей Чехонин. Обложка книги Джона Рида «Десять дней, которые потрясли мир». 1923

«Десять дней, которые потрясли мир»
Октябрь–декабрь 2017
Мультимедиа Арт Музей, Москва

Ольга Свиблова и кураторы МАММ берут в соавторы Джона Рида, уверявшего в своей знаменитой книге, что он «пытался смотреть на события с точки зрения добросовестного журналиста, заинтересованного в установлении истины». Очень интересно, удастся ли команде специалистов, опираясь на фотографии, архивные документы, живопись и графику русского авангарда, к этой истине прикоснуться и объяснить сегодняшнему зрителю, что же произошло в России в октябре 1917-го, что такое пролетарская революция и диктатура пролетариата.

 

Иван Владимиров. На посту. 1918. Холст на картоне, масло. Собрание Владимира Руги

«Революция. Первый Залп. Иван Владимиров — свидетель непростого времени»
10 февраля — 12 марта 2017
Государственный центральный музей современной истории России, Москва

Бывшему Музею революции на роду написано участвовать в юбилейных торжествах. Там уже открыта выставка работ академически образованного реалиста Ивана Владимирова из собрания музея и частной коллекции Владимира Руги. Больше полусотни холстов и рисунков ценны, прежде всего, как свидетельства внимательного очевидца.

 

Декрет о свободе совести, церковных и религиозных обществах. 20 января (2 февраля) 1918. Машинопись. Правка в тексте — Владимира Ленина и Николая Горбунова. Подписи — автографы: Владимира Ульянова (Ленина), Николая Подвойского, Владимира Алгасова, Владимира Трутовского, Александра Шлихтера, Проша Прошьяна, Вячеслава Менжинского, Александра Шляпникова, Григорий Петровского, Владимира Бонч-Бруевича, Николая Горбунова. Российский государственный архив социально-политической истории, Москва

«1917. Код революции»
21 марта — 12 ноября 2017
Государственный центральный музей современной истории России, Москва

Следом за «Первым залпом» пойдет «1917. Код революции». Шесть залов музея заполнят фотографии, аудиозаписи, подлинные вещи и редкие архивные документы, предоставленные Российским государственным архивом социально-политической истории. Ради праздника впервые покажут оригиналы рукописей, декретов советской власти, постановлений Политбюро и личных документов Ленина, в том числе касающихся его семьи, соратников и даже отношений с Инессой Арманд.

 

Павел Соколов-Скаля. Штурм Зимнего дворца. 1947. Холст, масло. Государственный исторический музей, Москва

«Зимний дворец и Эрмитаж в 1917 году»
26 октября 2017 — 14 января 2018
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Государственный Эрмитаж решил сосредоточиться на самом себе. Имеет право — как фигурант и революционный символ. В парадных залах Зимнего дворца откроются сразу две выставки.

В Аванзале представят историю Лазарета имени наследника цесаревича Алексея — большого хирургического госпиталя для солдат и низших чинов на тысячу мест, который начал работать в октябре 1915 года. Он занимал тогда все парадные залы, кроме Георгиевского, и был закрыт через два года, сразу после Октябрьского переворота. В экспозиции не только документы, фотографии и мемориальные объекты, но и работы фирмы Фаберже.

Выставка в Николаевском зале с помощью архивных свидетельств и кинохроники расскажет об основных событиях, которые привели к Февральской революции, отречению Николая II и Октябрьскому перевороту.

 

Юрий Анненков. Иллюстрация к поэме Александра Блока «Двенадцать». 1918. Бумага, смешанная техника. Источник: artpoisk.info

«Печать и революция. Издания 1917–1922 гг.»
26 октября 2017 — 14 января 2018
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Сотрудники научной библиотеки Эрмитажа подготовили экспозицию об издательской деятельности после революционного переворота. Почти 230 экспонатов — книги, периодика и плакаты — выпущены в 1917–1922 году издательствами всех мастей. В отдельную категорию выделены каталоги эрмитажных выставок, работы сотрудников, путеводители по коллекциям. В экспозиции много редкостей вроде агитационных плакатов 1918–1920-го, поэмы Александра Блока «Двенадцать» с иллюстрациями Юрия Анненкова и листовки об эвакуации и реэвакуации Эрмитажа в 1917–1920-м.

 

Неизвестный автор. Сергей Эйзенштейн на съемках фильма «Октябрь». 1927. Courtesy История России в фотографиях

«Эйзенштейн. Революция в искусстве»
7 ноября 2017 — 5 марта 2018
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Агрессивно-эмоциональные кадры, смонтированные так, чтобы шокировать зрителя и вызвать запрограммированную эмоцию, — что это? Новости на центральных ТВ-каналах? Нет, конечно, — перед нами знаменитый «монтаж аттракционов», гениальное изобретение гениального режиссера, чью выставку в честь юбилея революции показывают в Главном штабе. В центре экспозиции — канонические кадры взятия Зимнего из фильма «Октябрь», снятого по заказу Октябрьской юбилейной комиссии при Президиуме ЦИК СССР в 1927 году. Чем они послужат для организаторов — образцом для создания очередного мифа или предостережением от намеренного мифотворчества, — решать зрителям. Тем более что материала для анализа предостаточно: рисунки, эскизы, фильмы и архивные документы.

 

Павел Филонов. Две головы. 1925. Бумага, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Мечты о мировом расцвете
Август–ноябрь 2017
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Главным героем выставки в корпусе Бенуа назначен Павел Филонов, чей поэтический гимн «Пропевень о проросли мировой» подарил ей название. О переменах, вызванных революцией, о мировом расцвете с надеждой мечтают художники разных направлений и политических интересов. В экспозиции кроме холстов и рисунков самого Филонова (Русский музей владеет самой большой в мире коллекцией его работ) — произведения Малевича, Дейнеки, Самохвалова, Вахрамеева. Для полноты впечатления стоит вспомнить, чем обернулись эти мечты и надежды для многих экспонентов.

 

Александр Лопухов. Арест Временного правительства. Холст, масло. 1957. Национальный музей им. Андрея Шептицкого, Львов

«Штурм Зимнего»
25 октября 2017
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

И наконец, апогей, венец, кульминация празднования — 3D-проекционное шоу «Штурм Зимнего». Правда, и Ольга Свиблова обещает с мая по сентябрь показывать у себя в музее мультимедийную инсталляцию, посвященную революции, но разве за Эрмитажем угонишься? На Дворцовой площади, в восторге перед сменяющими друг друга на исторических стенах световыми картинами, зрители окончательно осмыслят уроки истории вековой давности, преодолеют все, что их разделяет и сталкивает, укрепят «ценности единства и гражданской солидарности». Особенно если перед этим им удастся поучаствовать в квесте с таким же названием. Не сообщают пока, какой материал ляжет в основу — эйзенштейновский «Октябрь» или архивная хроника и свидетельства очевидцев.

Все по Гегелю — история повторяется дважды.

Читайте также


Rambler's Top100