Интересный человек — Йозеф Бойс
Ученик 3 класса Матвей Дурненков рассказывает о жире, войлоке и шляпе Бойса.
Йозеф Бойс. Проникновение для фортепиано (Infiltration homogen für Konzertflügel). 1966. Фортепиано, войлок, ткань. 100 × 152 × 240 см. Центр Помпиду, Париж. Фото: © Adam Rzepka
Десятилетний Матвей Дурненков — сын художницы и сценографа Ксении Перетрухиной и драматурга Михаила Дурненкова, и нет ничего удивительного в том, что, получив от учителя задание рассказать одноклассникам об интересном человеке, он выбрал не самого тривиального культурного героя — немецкого постмодерниста Йозефа Бойса. Мама Матвея считает Бойса, который полагал, что «каждый человек — художник», одним из реформаторов современной культуры в самом широком смысле этого слова. Именно Бойс, как написано в опубликованном в 2016 году в журнале «Театр» манифесте Перетрухиной, «вынес искусство из башни из слоновой кости, сделав общество и объектом, и субъектом искусства, предложив остановить производство арт-объектов и сосредоточиться на человеке… Бойс ввел понятие социальной пластики (или социальной скульптуры): общество подобно воску, если сообщить ему тепло, оно изменит форму. В этом понятии заключена не только идея неавтономности искусства от общественных процессов, но и прямая возможность (есть у Бойса и термин “прямая демократия”) искусства менять общество, менять человека».
Впрочем, одноклассники Матвея оказались тоже не промах и поделились с друзьями рассказами о физике-теоретике Стивене Хокинге, архитекторе Антонио Гауди, философе Джордано Бруно, композиторе Людвиге ван Бетховене и химике Дмитрии Менделееве.
«Йозеф Бойс — крупный европейский художник. Для своих работ он использовал странные материалы — войлок и жир, потому что они напоминали ему о прошлом. Во время Второй мировой войны он был летчиком истребителем и его самолет был сбит в России. Бойса спасли местные жители: чтобы выходить, его израненное тело обливали жиром и укутывали в войлок. Поэтому войлок для Бойса был связан с его личными воспоминаниями. Бойс носил фетровую шляпу коричневого цвета так как у него была серьезная рана. Бойс очень любил природу и много сделал для экологии[1].»
Матвей Дурненков
3 «А»
Москва, 2017
Примечания
- ^ Орфография и пунктуация автора сохранены.