Как художник Петрелли пошел на свадьбу, а проснулся в закрытом банке

Пить или не пить? Вот в чем заключается один из проклятых русских вопросов. Поучительный рассказ художника Александра Петрелли о необъяснимых последствиях пьянства, возможно, поможет кому-то разрешить эту дилемму.

Александр Петрелли. Небо в алмазах и волдырях. Из «Шпанской серии». 2001. Ч/б фотография. Courtesy автор

Эта история произошла лет восемь назад, когда мы — я и мой друг, художник Константин Звездочетов — были еще людьми пьющими. С чего все началось, я точно не помню, — наверное с того, что мы Костей пили, где-то недельку или около того. В какой-то момент мы почувствовали, что пора бы под капельницу (для выведения из запойного состояния нередко используются капельницы с физиологическим либо солевым раствором, которые ставит врач-нарколог. — «Артгид»). Капельницу вызывал я; по привычке экономить, выбрал подешевле, но дешевая — значит не очень эффективная. Если в одиночку, то справиться можно, а в компании не сработало. Поэтому когда врач ушел, мы встали и тут же отправились в магазин за водкой. По дороге встретили знакомых, которые неожиданно пригласили нас на свадьбу. И сразу после ликеро-водочного магазина мы отправились поздравлять брачующихся. Подарка у нас не было, но мы все же ловко выкрутились — решили преподнести в качестве презента Звездочетова собственной персоной. Обмотали его серебряной фольгой, украсили синим бантом и вручили новобрачным. Жаль, не сохранилось воспоминаний, как мы добрались на свадьбу в таком виде. На мне были широкие белые штаны а-ля 1950-е, розовая рубашка с жабо и яркие желтые — вырви глаз — подтяжки. Еще золотую серьгу бы в ухо, и был бы цыганский барон-идиот, да еще и с упакованным человеком с бантом.

Александр Петрелли. Небо в алмазах и волдырях. Из «Шпанской серии». 2001. Ч/б фотография. Courtesy автор

На самой свадьбе случился неприятный для меня эпизод. Среди гостей присутствовала одна очаровательная барышня, в которую я был влюблен. К сожалению, она не только не отвечала мне взаимностью, но еще, как мне тогда показалось, цинично у меня на глазах целовалась с одним из моих друзей. Я, конечно, дико расстроился и в гордом одиночестве отправился в клуб О.Г.И. в Потаповском переулке. О.Г.И. — местечко гостеприимное, к тому же была суббота, самый что ни на есть приемный день. Поэтому практически сразу мне стало феерически весело. Все обиды, невзгоды прошли. И тут — бац… и вторая смена. Туман…. Черный экран, в общем. Я просыпаюсь… где-то… Состояние, на тот период, относительно привычное, то есть не понимаю, где именно я проснулся. У алкоголиков такое бывает. Лежу и пытаюсь вспомнить, к кому я вчера мог поехать. Вспоминаю: Костян, капельница, свадьба, О.Г.И.... Что-нибудь дальше?.. Ничего не помню. Открыл глаза, вижу себя на кожаном диване, стоит стол, и никакого алкоголя вокруг. Только чайник на столе и много-много чашек вокруг. Явно безалкогольно время проводили или маскировку кто-то навел, чтобы, например, жена, когда вернется, не убила. А главное, атмосфера какая-то чуждая, не родное все вокруг, даже враждебное. Непонятно, к кому теоретически я мог попасть в гости в такое странное место? Огляделся — в комнате никого. Полез в карман за сигаретами, нащупал свой бумажник. Какие-то деньги были, что-то вроде осталось, это радует. Лезу дальше и понимаю, что у меня еще один бумажник! Посмотрел, еще немного наличности. Только бумажник не мой, и деньги в нем чужие! О боже! Неужели я украл?! Какой ужас! По пьяни ведь часто случаются разные непотребства, вдруг я воровать начал?! И вот лежу я, размышляю невесело так, вдруг открывается дверь и появляется человек в камуфляже, с усами и дубинкой. Вижу, что он еще больше, чем я, удивлен. Таращится на меня с открытым ртом и молчит. Я, как интеллигентный человек, привстал, рубашку с жабо поправил, мол, здрасьте. Смотрим друг на друга: я полулежа на диване, он полустоя с дубинкой и открытым ртом.

Александр Петрелли. Небо в алмазах и волдырях. Из «Шпанской серии». 2001. Ч/б фотография. Courtesy автор

Через какое-то время мужик в камуфляже немного пришел в себя и поинтересовался, как я здесь оказался. Как-как? Вы бы сначала сказали, где это — здесь, а потом, может быть, если повезет, я смогу высказать какие-либо предположения относительно того, как. Хорошо бы еще выяснить, с кем. Как в песне поется: «Кто хозяином здесь? Напоил бы вином…», и вообще, где ответственное лицо? Вместо ответственного лица охранник вызвал подкрепление — еще человек пять в униформе с дубинками, после чего сообщил мне, что это — банк!!! Мне стало грустно. Редкий случай, когда мучительное узнавание собственного местоположения совершенно сбивает с толку и попросту ставит в тупик. Получается, в ночь с субботы на воскресенье из О.Г.И. я отправился (судя по всему, привычной дорогой, на автопилоте) в банк, где и почивать изволил?.. Пока охрана пыталась понять, как я проник в банковское помещение, я пытался угадать, какой из (предположительно моих) поступков мог привести к таким удивительным результатам. Понятно, что для мужиков в камуфляже это настоящее ЧП — посторонний на охраняемом объекте! Меня же потихоньку паника разбирает: шутка ли, в банк пробрался, еще этот кошелек подозрительный… К чему бы это?.. С деньгами все связано, может, разбогатею неожиданно… Или медвежатником стану… Когда вырасту, или уже… подрос? Банк вот подломил. Охрана с дубьем исподлобья смотрит, не по себе как-то...

Стали допытываться, какие подробности вчерашнего вечера я в состоянии вспомнить: может, детали какие-нибудь полезные для ориентировки всплывут? Воспоминания конечно, скудные, но выкручиваться как-то нужно. Про капельницу я опустил, сказал только, что, помню, на свадьбе был. Потом, очевидно с перепугу, стал подробно рассказывать, что есть, мол, такой клуб ночной, артистический, О.Г.И. называется, — намекая тем самым, что я тоже человек артистический. Помнится, выпивал там, а вот что было после — не помню. Странным образом рассказ про О.Г.И. подействовал на охрану успокаивающе. Один из них убежал, но вскоре вернулся, к моему удивлению и немалой радости, уже с охранниками из О.Г.И. — хоть кто-то из моей реальности. Тыча в мою сторону дубинкой, спрашивает: «Это ваш?». Меня тут же признали как своего и увели под белы рученьки из враждебного банка, быстро и нежно. (В то время во дворе клуба О.Г.И. находился офис какого-то банка.)

Александр Петрелли. Небо в алмазах и волдырях. Из «Шпанской серии». 2001. Ч/б фотография. Courtesy автор

Этот краткий и труднообъяснимый эпизод до сих пор остается загадкой. Можно, конечно, предположить, что в припадке всеобщего братания я подружился с охранником банка, который вышел покурить и из сострадания пустил меня переночевать. Незаметно провел в банк, аккуратно уложил на диванчик, вышел и тут же забыл о происшествии, поскольку подобные приступы человеколюбия у него сопровождаются провалами памяти. Тогда возникает вопрос: что же происходило с остальными сотрудниками? Почему никто ничего не помнит, ведь охранников несколько? Массовое помутнение, коллективный склероз? Может, я их загипнотизировал?

Имелась смутная надежда, что в этой истории мог бы что-нибудь прояснить хозяин второго бумажника, в котором я нашел еще пачку визиток с одинаковым именем. Вероятно, это и был владелец. Позвонил, поинтересовался, не имеет ли этот человек отношения к банковской сфере. Не имеет. Я долго извинялся, оправдывался, что не вор, во всяком случае, до вчерашнего вечера им не был. Сказал, что хоть сколько-нибудь внятные объяснения, каким образом у меня оказался чужой кошелек, я дать, к сожалению, не могу, но готов незамедлительно вернуть имущество. Оказалось, что владелец портмоне, компьютерный дизайнер, накануне отдыхал с друзьями и воспоминания о вчерашнем вечере имеет крайне расплывчатые. Вероятнее всего, кошелек свой утратил в районе О.Г.И., коль скоро я его там нашел. Таким образом кошелек вернулся владельцу — тот мне за это футболку подарил, с логотипом своей компании. В общем, с кошельками разобрались, никакой мистики, и вроде я не крал. Наши портмоне были чем-то похожи, кто-то обронил, ну а я, не будь дураком, поднял, подумав, что это мой. Надеюсь, что именно так все происходило. Но это никак не прояснило обстоятельств моего проникновения в банк.

Александр Петрелли. Небо в алмазах и волдырях. Из «Шпанской серии». 2001. Ч/б фотография. Courtesy автор

Я поделился этой историей с друзьями, на что Олег Перец (художник Олег Петренко, группа «Перцы». — «Артгид») выдвинул альтернативно-мистическую версию. Он сказал, что у тибетских монахов есть практики, которые позволяют мгновенно перемещаться во времени и пространстве только лишь силой мысли. Для этого необходимо полностью сконцентрироваться на объекте желания и представить его себе сразу же во всех деталях, до мельчайших подробностей. Мысленно сделать образ реальным. Надо сказать, эта версия выглядит наиболее убедительно. Когда я сильно напивался, случалось так, что мне во что бы то ни стало нужно было прилечь. Пусть ненадолго, но крайне необходимо было принять горизонтальное положение. Порой хватало 15–20 минут, чтобы почти полностью восстановить силы.

Значит, я вышел из О.Г.И. и на автопилоте отправился туда, где можно было сейчас же прилечь. Видимо, ближайшим и самым легкодоступным местом оказался банковский диван. По идее, я смог бы пролезть через решетку, я же маленький. Но как я просочился через закрытые железные двери? Как?! Непонятно… Если бы я действовал согласно известным законам физики, то неминуемо столкнулся бы с препятствием или охраной. В квантовом мире, на уровне элементарных частиц иногда случается так, что частица исчезает в одном месте и в это же мгновение может появиться в другом, скажем, за стенкой, — но не человек же целиком… У охранников был такой неподдельный ужас в глазах, что было ясно: видели они меня впервые в жизни. Единственным для них логичным объяснением моего появления в банке могло быть то, что я его тайный владелец, который приехал с инспекцией, устал и решил прилечь отдохнуть. Я ведь не за деньгами полез, а мирно пошел на диван. Трудно сказать, как это событие могли комментировать охранники.

Спустя довольно продолжительное время я встретил своего приятеля, литератора из Одессы Витю Мбо, который рассказал, что в тот вечер видел меня в О.Г.И., мы выпивали вместе, но в какой-то момент я куда-то исчез. То есть тело мое осталось, а сам я удалился. Боевые товарищи не бросили тела, пытались тащить и вытащили наружу. Но тело мое, в отсутствие духа, отяжелело. Всем очень хотелось домой, и было непонятно, куда, в конце концов, девать этот груз. Как вдруг гениальнейшая мысль пришла Вите в голову. Спьяну такое бывает. Просветление! Рядом с клубом стояло несколько инкассаторских машин. Видимо, как раз из того самого банка. Витя дернул дверь одной из них, и она открылась! Друзья не долго думая положили меня на сидение и разошлись по домам. Что было дальше — они не знают. Тоже дикость, конечно, — открытая инкассаторская машина… Тем не менее связь с банком очевидна. Возможно, инкассаторы приняли меня за мешок с деньгами (странно, упакован ведь был Звездочетов), занесли в банк, положили почему-то не в сейф, а на диван, как нечто особо хрупкое, ушли и ту же выбросили меня из головы, а заодно из голов охранников. Феерическая, но имеющая право на существование версия. Любопытно было бы просмотреть запись с камер наружного наблюдения…

Все же я лично склоняюсь к версии Олега Перца. Думаю, все дело в силе желания и концентрации. Возникла необходимость срочно прилечь, любой ценой. Неважно, какими путями, но я завладел диваном! Пускай для этого мне пришлось пройти сквозь стену или даже две. Главное — очень-очень захотеть, тогда все обязательно получится. Факт.

«Артгид» и Александр Петрелли предупреждают: не пытайтесь это повторить!

Rambler's Top100