- 1934, Москва – 2017, Москва
- Фото: worldpics.pro
Андрей Гросицкий
Художник-нонконформист.
Родился в 1934 году в Москве. Окончил Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова С 1962 по 1994 год преподавал в Заочном народном университете искусств вместе с Михаилом Рогинским, Борисом Турецким, Иваном Чуйковым. В 1968 году вошел в Союз художников СССР, но продолжал остро индивидуальный поиск в живописи и вскоре стал принимать участие в квартирных выставках неофициального искусства.
Стилистика и позиция Гросицкого сформировались в 1960-х годах в кругу художников московского андерграунда, таких как Илья Кабаков, Эрик Булатов, Иван Чуйков, Борис Турецкий, Юрий Злотников. Отдав вначале дань сезаннизму, с начала 1970-х он вырабатывает собственный пластический язык, строящийся на соотношении пространства и предмета. Предмет, как правило, единичный, выразительный, балансирующий на стыке гиперреализма и фантазии, становится центральным мотивом его произведений, создаваемых как оригинальные многодельные живописные объекты. Гросицкого принято упоминать в числе основателей «русского поп-арта», в то же время его работам присущи черты символизма и метафизического искусства.
В 1975 году работы художника были показаны на одной из первых выставок «запрещенного» искусства в павильоне «Дом культуры» на ВДНХ, а в следующем году Гросицкий принял участие в «экспериментальной» выставке в зале МОСХ вместе с Петром Беленком, Анатолием Слепышевым, Олегом Целковым, Михаилом Рогинским и другими. Уже в 1977 году его работы впервые приобретает музей (в Истре). Активный выставочный показ искусства Гросицкого начинается только в перестройку. С этого же времени он по-новому работает с пространством картины, решая ее как трехмерный пластический объект. В 2007 году состоялась его персональная выставка в Третьяковской галерее, а в 2015-м — ретроспектива в Музее Москвы.
Произведения находятся во многих музеях (в том числе в Третьяковской галерее, Русском музее, Московском музее современного искусства, Музее Зиммерли Университета Ратгерс в Нью-Бранвике) и в крупнейших частных собраниях и фондах в России и за рубежом.