- Фото: Анастасия Чистякова
Алина Десятниченко
Документальный фотограф, режиссер, художница.
Родилась в 1991 году в Ташкенте (Узбекистан). Окончила самопровозглашенный Краснодарский институт современного искусства арт-группировки ЗИП (2017), Кубанский государственный университет по направлению «Журналистика» (2018), а также онлайн-курсы фотографии от школ «ДокДокДок» (2016) и «Фотографика» (2019).
Свою художественную практику формулирует как лавирование между документальной Сциллой и художественной Харибдой. Оба курса как окончательные ее не устраивают, поэтому ищет что-то между.
Начинала как классический фотожурналист (до этого проведя не один год на поле пишущих коллег). Со временем перебралась в стан документальных фотографов. И уже после, поняв, насколько лицемерно придерживаться правил игры, перешла к художникам. Инструментарий обычно ограничен видео и фотографией, но в некоторых работах автор смешивает разные медиумы. Во всех проектах исследует невозможность человека достичь идеала, сколько бы он ни старался. Рассказывает об этом на примере как своих героев — членов закрытых сообществ (потому что правила их внутреннего взаимодействия легко экстраполировать за их пределы — и при этом их легче изучать из-за конечности их количества), так и себя — автора конкретной работы, сталкивающейся с трудностями на всех ее этапах: от неспособности по умолчанию стать частью изучаемого коллектива и потому совершать ошибки в интерпретации действий своих героев (в том числе вестись на их самопрезентацию в выгодном им ключе), необъективности фотоаппарата как инструмента до недостаточности навыков или возможностей для воплощения идеи в нужной форме (дернувшаяся от испуга камера, внезапно ворвавшийся в эфир интервью петух и т. д.).
Избранные персональные проекты: «Дверь в стене» (фотографический музей «Дом Метенкова», Екатеринбург, 2017), «Я — казак» (ЦСИ «Заря», Владивосток, 2018), «Есть город золотой» (ЦСИ «Типография», Краснодар, 2019), «Комментарий к сообществу, или Как завоевывать друзей» (образовательный центр ММОМА, Москва, 2021).
Избранные групповые проекты: «Рабочая группа // Отдел идентичности», (ЦСИ «Типография», Краснодар, 2018), специальный проект 5-й Уральской индустриальной биеннале «После нас» (Уральский филиал ГЦСИ, Екатеринбург, 2019), «Море волнуется раз» (ЦСИ «Типография», Краснодар, 2020), «Таманский декамерон» (галерея Фонда искусства «Голубицкое», Голубицкая, 2020), «350000. До востребования» (Художественный музей имени Ф. А. Коваленко, Краснодар, 2022), «Жердёла» (галерея «Ростов», Ростов-на-Дону, 2023), «Звучит» (галерея «Краснохолмская», Москва, 2023).
С 2019 года совместно с исследователем и куратором Ольгой Широкоступ работает над проектом «Прелестные письма». В конце 2021 — начале 2022 года в галерее «Пересветов переулок» (Москва) были экспонированы результаты работы первой фазы проекта. Летом 2022-го продолжили авторы проекта исследование в резиденции Дома творчества в Переделкино. Через год текст «A Heroine in the Time of Troubles: The many faces of Alena of Arzamas» был опубликован в ридере к выставке «As Though We Hid the Sun in a Sea of Stories» в Haus der Kulturen der Welt (Берлин, Германия). В марте 2024 года лекция-мультфильм об Алене Арзамасской «The many faces of Alena» был показан на групповой выставке «Sexed power» в галерее «MOM art space» (Гамбург, Германия). В арт-резиденции «Выкса» весной 2024-го команда завершила свои полевые изыскания по проекту, часть из которых вместе с ранее отснятыми, но смонтированными именно в этой резиденции материалами была показана на итоговой выставке «Путь бабочки» в КЦ «Волна».
Дважды стипендиат грантовой программы музея современного искусства «Гараж» (2020/2021 и 2022), «Союза фотохудожников России» для талантливых молодых авторов (2022) и трех первых сезонов грантовой программы Дома культуры «ГЭС-2» (2022–2023). Художник-резидент программы Мастерских и арт-резиденций музея «Гараж» (Москва, 2024).
Зин «Школьный дневник» хранится в библиотеках школы фотографии «Фотографика» (Санкт-Петербург), ЦСИ «Огонь» (Иркутск), Уральского филиала ГМИИ им. Пушкина (Екатеринбург), а также в частных коллекциях. Зин «Папа Срапа» — в самоорганизации «NIZINA» (Санкт-Петербург).
Живет и работает в станице Новотитаровская, Краснодар.