• Художники
  • Персональный сайт: erikvanlieshout.com

Эрик ван Лисхаут

Режиссер, автор видеоинсталляций, перформансов, документальных и короткометражных фильмов.

Родился в 1968 году в Дёрне, Бельгия. В 1990 году окончил Голландскую академию искусства и дизайна в Хертогенбосе (Academie voor Kunst en Vormgeving), а в 1992-м — Ateliers ’63 в Харлеме. Инициатор творческого объединения «Мастерская ван Лисхаут». Живет и работает в Роттердаме.

Важную роль в выработке творческого метода художника сыграло пребывание в резиденции в Hammers Museum в Лос-Анджелесе, где он провел 8 недель в 2007 году. Осматривая мегаполис, художник путешествовал по «звездным» уголкам и одновременно наблюдал за повседневностью маленьких квартир, весь мир которых ограничивался кабельным телевидением. Задокументированные наблюдения способствовали появлению двух новых видео: Guantánamo Baywatch и Homeland Security (съемки последнего проходили также в Нью Мехико и в Израиле). К монтажу Guantánamo Baywatch Лисхаут приступил сразу же после окончания съемок. В последствии художник отмечал, что именно такой способ обработки отснятого, который позволяет предоставлять галереям и зрителям самый свежий материал, он считает наиболее продуктивным.

Летом 2010 года Лисхаут открыл временный магазин в одном из заброшенных моллов рабочей окраины южного Роттердама, но он не столько занимался продажей, сколько вовлекал покупателей в различные дискуссии и обсуждения — завязывались откровенные беседы о происхождении и корнях, правом крыле голландской политики, регенерации, консьюмеризме и т. п. Этот опыт был «запротоколирован» художником в фильме Commission («Комиссия»).

Видео Лисхаута часто изобилуют зарисовками, сделанными им в процессе съемки фильма. Обычно свои виде художник представляет в специально организованном пространстве, сформированном его коллажами, картинами и рисунками. В отличие от обычных режиссеров-документалистов Лисхаут является активным участником своего фильма.

Вечно злободневные темы: секс, насилие, коммерциализация культуры, «высокое искусство», институты, его представляющие, и острая, часто сатирическая, манера их преподнесения обеспечили художнику живой интерес любителей искусства и мировую известность.

Увлеченность Лисхаута «невидимой» музейной жизнью (в 2009-м он снимал фильм о ночной жизни Музея Людвига в Кельне) сказалась и на выборе темы для создания проекта для европейской биеннале современного искусства «Манифеста-10» (Санкт-Петербург) — видеоинсталляция «В подвале» (2014) рассказывает о жизни котов, обитающих в Эрмитаже.

Избранные персональные выставки
Erik van Lieshout, naughty by nature not because I hate you (2002. Groninger Museum, Гронинген);
Erik van Lieshout (2006. Museum Boijmans van Beuningen, Роттердам);
Im Netz (2009. Ludwig Museum, Кельн);
Erik Makes Happy (2011. Bawag Contemporary — Bawag Foundation, Вена);
Commission (2012. Museum für Moderne Kunst, Франкфурт-на-Майне);

Избранные групповые выставки
We are the world (2003. Павильон Нидерландов на 50-й Международной художественной выставке — Венецианской биеннале, Венеция);
4th Berlin Biennale for Contemporary Art (2006. Берлин);
Manifesta 9 (2012. Генк, Бельгия);
55-я Международная художественная выставка — Венецианская биеннале (2013. Венеция);
Манифеста 10 (2014. Санкт-Петербург)

Коллекции
Museum für Moderne Kunst (MMK), Франкфурт-на-Майне;
Sammlung Wemhöner, Берлин;
Stedelijk Museum Amsterdam, Амстердам;
Stedelijk Museum Schiedam, Шидам;
De Hallen, Харлем;
Gemeentemuseum Den Haag, Гаага
и в других государственных и частных собраниях

 
Rambler's Top100