Смотреть фотографии

Mанифеста 10. Основной проект

Главное не только российское, но и европейское арт-событие года — странствующая биеннале «Манифеста» — открывается в Петербурге. Основной проект станет диалогом среднего поколения современных художников с классиками. Плюс обширные параллельная и образовательная программы.

Государственный Эрмитаж. Главный штаб

Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, 6-8
ImageImageImageImageImage

«Манифеста 10» — несомненно, главное художественное событие 2014 года в России и одно из главных в Европе. Эта кочующая (каждый раз проходит в новом городе) биеннале современного искусства стала одной из самых ярких и смелых в Европе. Создана она была двадцать лет назад на волне бурных геополитических перемен. Рухнул СССР, распался Восточный блок, на карте появилось множество новых государств, мир стал меняться со страшной скоростью, — а именно такие периоды повсеместного бурного движения всегда плодотворны для искусства.
 
«Манифеста» кочует по Европе и редко проводится в столицах — обычно она делает центром притяжения всех художественных сил нестоличные и нередко проблемные города, вынося на всеобщее обозрение и превращая в тему для художника то, что почти всегда остается за кадром, — например, не успевшую оправиться от развала Югославии словенскую Любляну или депрессивный бельгийский горняцкий Генк. За двадцать лет своей жизни «Манифеста» побывала также в Роттердаме и Люксембурге, Сан-Себастьяне и Тренто, Франкфурте-на-Майне и Мурсии. Однако свое десятое «издание» она празднует в Петербурге, и эта «Манифеста» будет сильно отличаться от предыдущих.
 
Прежде всего потому, что ее основной площадкой стал Эрмитаж. Обычно «Манифеста» работает с тканью самого города, распространяется на множество площадок и редко задействует крупные художественные институции. На этот раз она впервые в своей истории работает в одном из главных мировых музеев. Куратор «Манифесты 10» Каспер Кёниг, один из самых влиятельных европейских кураторов, заявил, что от предложения поработать в Эрмитаже не смог бы отказаться ни один художественный профессионал. Но это и ставит перед ним нетипичные задачи — не просто воспользоваться великим музеем как выставочным залом, а вписать современность в богатейшую историю культуры, памятниками которой полон Эрмитаж, представить современный взгляд на нее, сформировать диалог современности с историей искусства, актуальных практик — с музеем и с городом-музеем.
 
Основной проект «Манифесты» — обширная выставка, которая займет в Эрмитаже здание Главного штаба на Дворцовой площади и часть Зимнего дворца. В ней почти сотне современных художников предстоит вступить в диалог не только с эрмитажной классической коллекцией, но и со своими недавними предшественниками, классиками современного искусства из второй половины ХХ века. В «команде» предшественников такие хрестоматийные имена, как Йозеф Бойс, Луиз Буржуа, Тимур Новиков и даже — уже из разряда классиков-небожителей — Анри Матисс и Джованни Баттиста Пиранези. В «команде» современников — как звезды современного искусства, такие как Марлен Дюма, Вольфганг Тильманс и Павел Пепперштейн, так и художники второго ряда: Лара Фаворетто, Тацу Ниси, Жорди Коломер, Кристина Норман, Илья Орлов, группа Slavs and Tartars.
 
Художники: Франсис Алис, Николь Айзенман, Гай Бен-Нер, Карла Блэк, Йозеф Бойс, Павел Браила, Луиз Буржуа, Эрик ван Лисхаут, Доминик Гонзалес-Фёрстер, Йозеф Дабернниг, Ладо Дарахвелидзе, Ринеке Дейкстра, Марлен Дюма, Алевтина Кахидзе, Майк Келли, Елена Ковылина, Жорди Коломер, Илья Орлов и Наталья Краевская, Рагнар Кьяртанссон, Мария Лассниг, Клара Лиден, Владислав Мамышев-Монро, Анри Матисс, Борис Михайлов, Ясумаса Моримура, Оливье Моссе, Хуан Муньос, Деймантас Наркевичиус, Тацу Ниси, Тимур Новиков, Брюс Науман, Кристина Норман, Хенрик Олесен, Павел Пепперштейн, Паола Пиви, Джованни Баттиста Пиранези, Александра Пиричи, Герхард Рихтер, Александра Сухарева, Вольфганг Тильманс, Жоэль Тюрлинкс, Лара Фаваретто, Сьюзан Филипс, Вадим Фишкин, Клеменс фон Ведемейер, Катарина Фрич, Томас Хиршхорн, Отто Цитко, Марк Камиль Шаймовиц, Ваэль Шауки, Анн Вероника Янссен, Slavs and Tatars.

Читайте также


Rambler's Top100