Художественный музей Цюриха обвиняется в «токсичности»
Споры вызывает история «коллекции Бюрле».
Открытие нового здания Художественного музея Цюриха (Kunsthaus Zürich), в котором будет экспонироваться «коллекция Бюрле», вновь вызвало к жизни дискуссии о происхождении этой коллекции и о том, является ли Kunsthaus Zürich «токсичным музеем». Швейцарский производитель оружия Эмиль Бюрле с 1930-х годов активно сотрудничал с нацистской Германией. Утверждается, что он использовал принудительный труд и коллекционировал предметы искусства, включая картины, которые ему пришлось вернуть после войны как незаконно реквизированные нацистами. В 2017 году прошло исследование, которое должно было прояснить вопросы, касающиеся истории коллекции, и обобщить данные о предпринимательской и коллекционной деятельности Эмиля Бюрле. Однако итоги этого исследования были подвергнуты критике и названы «беззубыми». В своей новой книге Das kontaminierte Museum («Токсичный музей») швейцарский историк Эрих Келлер ставит под сомнение качество исследования провенанса картин из коллекции Эмиля Бюрле, проведенного Цюрихским университетом. Также эта книга, вызвавшая горячие дискуссии в Швейцарии, поднимает вопрос о том, несут ли Швейцария и ее музеи достаточную историческую ответственность, работая с картинами, которые, возможно, никогда бы не оказались в их выставочных залах, если бы не нацистский режим.