«Христос во гробе» Карла Брюллова останется в Музейном фонде РФ
Конфискованную у семьи Певзнер картину не вернут владельцам.
Ленинградский областной суд отменил решение Выборгского городского суда Ленинградской области об исключении картины Карла Брюллова «Христос во гробе» из Музейного фонда. Леноблсуд также прекратил производство по этому делу. Таким образом, супругам Александру и Ирине Певзнер, которые в 2003 году ввезли картину в Россию без надлежащего оформления и вследствие этого получили обвинение в контрабанде, не удалось добиться исполнения постановления Президиума Верховного суда, отменившего в 2017 году решение о конфискации картины и постановившего вернуть ее им как законным владельцам. Ранее Верховный суд РФ исключил из решений судов трех инстанций указание о возвращении картины законным владельцам. В мотивировочной части решения указывается, что суды трех инстанций «не проверили ее принадлежность супругам Певзнер как законным владельцам, оставив без внимания противоречивые сведения о ее принадлежности». Верховный суд также посчитал, что нижестоящие инстанции не оценили высокую ценность картины. Эксперты Государственного Русского музея в заключениях, имеющихся в материалах уголовного дела, утверждали, что полотно признано подлинным, «может считаться историко-культурной сенсацией, имеет высокую художественную и музейную ценность». По мнению руководителя судебной практики Института права и публичной политики Григория Вайпана, такое решение является скрытой экспроприацией картины Брюллова в пользу государства: «Из содержания кассационного определения можно сделать вывод, что Верховный суд считает необходимым изменение судебных решений в целях защиты государственных интересов, поскольку картина "Христос во гробе" является культурной ценностью и представляет для государства особый интерес». В мае этого года ЕСПЧ коммуницировал жалобу Александра и Ирины Певзнер на отказ России возвращать им картину. Напомним, что юридические действия, связанные с картиной Карла Брюллова «Христос во гробе» продолжаются уже 16 лет, с тех пор как Александр Певзнер привез картину в Россию для продажи Русскому музею.