Умер один из ключевых представителей американского киноавангарда Йонас Мекас
Ему было 96 лет.
23 января 2019 года в Нью-Йорке на 97-м году жизни скончался один из ключевых представителей американского киноавангарда, поэт, теоретик кино, художник и критик. Йонас Мекас родился 24 декабря 1922 года в деревне Семенишкес Тракайского района Литвы, в 1944 году был доставлен вместе с братом Адольфасом в немецкий трудовой лагерь. После войны Мекас изучал философию в университете Майнца, в 1949 году браться переехали в США и стали жить в Уильямсбурге, Бруклин. Тогда же Мекас начал фиксировать с помощью портативной 16-мм камеры Bolex ежедневную хронику своей жизни, став основоположником жанра кинодневника. Это практика со временем привела к появлению ряда экспериментальных фильмов, в том числе таких известных работ, как «Дневники, заметки и наброски» (1969) и «Потери, потери, потери» (1976). В своих фильмах он нередко обращался к собственной жизни, часто отказываясь от линейного повествования в пользу лирических дневниковых медитаций по поводу памяти и истории. В 1954 году Мекас вместе с братом основал журнал авангардного кино Film Culture, а позднее стал вести киноколонку «Кинодневник» в Village Voice. В 1962 году он вместе с другими деятелями американского киноавангарда создал Кооператив кинематографистов, который постепенно преобразовался в крупнейшее кинохранилище экспериментального кино — Антологию архивного кино. Йонас Мекас дружил и сотрудничал с Сальвадором Дали, Энди Уорхолом, Алленом Гинзбергом, Йозефом Бойсом, Джоном Ленноном, Йоко Оно и многими другими. С 1970-х годов читал лекционные курсы по кино в Новой школе социальных исследований, Массачусетском технологическом институте, Нью-Йоркском университете. Его фильмы и архивные материалы были представлены на Documenta 11, 51-й Венецианской биеннале, в Музее американского искусства Уитни и MoMA PS1. В 2007 в Вильнюсе был открыт Центр визуальных искусств имени Йонаса Мекаса. В 2018 году ряд его работ вошел в коллекцию медиаарта ГМИИ им. А.С. Пушкина.