Основной проект. Как жить вместе? Взгляд из центра города в самом сердце острова Евразия

Оказавшись в пространстве ВДНХ, участники Московской биеннале задумались: а вдруг они все-таки возможны — светлое будущее и дружба народов?

ВДНХ, Павильон №1

Москва, Проспект мира, 119

Биеннале: 22 сентября – 1 октября, 2015 
Расписание дискуссий​ в рамках биеннале.
Выставка-документация: 3 – 11 октября, 2015

В этом году Московская биеннале современного искусства изменила свою структуру: первая, «событийная» ее часть (c открытия до 1 октября) посвящена мастер-классам, дискуссионной и перформативной программам, а вторая — собственно экспозиционная — открывается 2 октября и представляет работы художников, созданные в ходе первой части — в том числе фото- и видеодокументации перформансов и дискуссий. Основной проект нынешней биеннале носит длинное название: «Как жить вместе? Взгляд из центра города в самом сердце острова Евразия». Среди его участников — не только художники (Флака Халити, Рана Хамаде, Фабрис Ибер, Ханна Липпард, Хо Цу Ньен, Антон Видокле, Петер Вехтлер, Цю Чжицзе, Амалия Ульман и другие), но и писатели (Мянь Мянь) и культурологи и экономисты (Саския Сассен, Том Макдонаф, Майя ван Лимпут, Янис Варуфакис). Всего более 70 гостей из разных стран мира предлагают вниманию московской публики не готовые концепции, а актуальные вопросы: кто именно населяет современный город (в частности, такой мегаполис, как Москва) и весь евразийский континент в XXI веке? Возможны ли все же искренние добрососедские отношения между разными народами и культурами, да и просто между отдельными людьми? Существуют ли они — «общечеловеческие» ценности, о которых принято было говорить в советскую эпоху? И, наконец, могут ли каким-то образом воплотиться в жизнь идеалы прошлого столетия, увековеченные в памятниках советской эпохи, но вроде бы давно уже признанные утопическими? Последний вопрос может показаться наивным, но атмосфера реставрируемого комплекса ВДНХ, своеобразного «памятника будущему», невольно заставляет поверить, например, в возможность дружбы народов — не менее реальной, чем знаменитый фонтан с шестнадцатью позолоченными девичьими фигурами. Кто знает — может быть, такая дружба и вправду возможна, если «цементом» для нее станут не идеология и даже не экономические отношения, а искусство?

Кураторы основного проекта биеннале: Барт де Баре, Дефне Айас, Николаус Шафхаузен.
Комиссар биеннале: Иосиф Бакштейн.

Rambler's Top100