Смотреть фотографии

Тихое искусство Штеренберга

Живопись и графика из собрания Красноярского художественного музея.

ImageImageImageImageImageImage

В «Большой российской энциклопедии» термин «тихое искусство» соотносится с художественными процессами двух периодов. К первому, с середины 1930-х до середины 1950-х годов, советский живописец Давид Штеренберг относится непосредственно. Бывшему заведующему отделом изобразительного искусства Наркомпроса, преподавателю ВХУТЕМАСа, руководителю «Общества станковистов» Штеренбергу в это время, как и многим его единомышленникам-авангардистам, приходится отказаться от формальных экспериментов в пользу реалистической манеры и, уклоняясь от государственного заказа и идеологии, обратиться к камерным сюжетам и жанрам.

Второе определение связано со статьей искусствоведа Юрия Герчука, который в начале 1970-х описывает тенденцию распространения на выставках «тихой» графики. Представленные в экспозиции произведения Штеренберга относятся к более раннему периоду, но слова искусствоведа справедливы и для них: «Вещи негромкого голоса, часто маленького размера и к тому же неброские по технике <…> Они не притягивают внимания издали, да и вблизи не защищены как будто от давления более эффектных соседей. Раскрываясь не каждому, они ждут внимательного зрителя, готового и способного преодолеть неблагоприятную для них обстановку, остановиться, вглядеться, вдуматься…»

На выставке в «Площади Мира» живопись более крупного формата, чем соседствующие с ней графика и аппликации, не довлеет над ними, но, наоборот, акцентирует. Всего в экспозиции представлено тридцать живописных и графических работ из собрания Красноярского художественного музея.

Rambler's Top100