Илья и Эмилия Кабаковы. В будущее возьмут не всех
Кабаков и Кабаковы: ретроспектива в буквальном смысле слова, то есть взгляд назад.
Ретроспектива Ильи и Эмилии Кабаковых продолжает гастроли: осенью 2017 года она была показана в лондонской Тейт Модерн, до конца июля 2018-го разместилась в Эрмитаже, а теперь приехала в Третьяковскую галерею. Всемирно известный концептуалист Кабаков считается одним из создателей «тотальной инсталляции», однако ретроспектива позволяет вспомнить и то, что было до хрестоматийного «Человека, улетевшего в космос из своей комнаты» (1986), «Лабиринта (Альбома моей матери)» — инсталляции 1990 года, представляющей едва освещенный коридор, украшенный фотографиями матери художника, и работы 2001 года, давшей название всей выставке (железнодорожные пути, хвост ушедшего поезда и брошенные на рельсах картины). Эти инсталляции образуют костяк экспозиции, но на ней есть и более ранние работы, в том числе восходящие к 1950-м годам, — живопись, в которой еще чувствуется влияние Роберта Фалька, книжная графика, архитектурные модели и коллажи. Их дополняют более поздние произведения, созданные в соавторстве: Илья и его будущая жена Эмилия начали работать совместно после переезда Кабакова в США в конце 1980-х.