Правила игры
vshe
В сотрудничестве с

Книжная полка арт-менеджера

Наверняка на просторах интернета вам уже попадались списки книг, которые обязательно должен прочесть каждый (особенно начинающий) куратор: в них теоретические тексты соседствуют с каталогами выставок и сборниками интервью с кураторами или художниками. Однако организовать выставку значит не только придумать идею, написать тексты и пригласить художников. Процесс подготовки любого музейного проекта складывается из составления договоров между всеми и вся, координирования различных команд музея и, наконец, монтажа, от которого нередко отсыпаешься пару недель после вернисажа. В противовес пространным теоретическим текстам «Артгид» собрал книжную полку для тех, кто действительно хочет разобраться в арт-менеджменте. На эти издания опираются студенты совместной магистратуры Музея современного искусства «Гараж» и НИУ ВШЭ «Практики кураторства в современном искусстве» в рамках курса «Администрирование выставочных проектов», который в течение полутора лет обучения читают ведущий менеджер выставок Настя Лесникова и куратор музея Катя Савченко.

Mondrian Cake из кафе SFMOMA. Источник: medium.com

Manual of Museum Planning: Sustainable Space, Facilities, and Operations

Представим, что вы заняли пост директора музея современного (или не очень) искусства. За что браться в первую очередь? Планировать выставки и публичную программу или озаботиться вопросами сохранения и пополнения коллекции? Может, лучше сначала приняться за обустройство музейного кафе и гардероба, а все остальное отложить на потом? Или взяться за все сразу? Так или иначе, в музее нет лишних или автономных элементов: упускаешь одно — и оно тянет за собой другое. Наверное, об этом думали и в Музее современного искусства Сан-Франциско, когда разрабатывали новое меню десертов, вдохновленное работами художников из коллекции музея: Фриды Кало, Пита Мондриана и Уэйна Тибо. В Manual of Museum Planning: Sustainable Space, Facilities, and Operations этот пример приводится, чтобы показать — в музее все связано. И все требует менеджмента. Десерты, как и выставки, не появляются из ниоткуда. А поскольку арт-менеджер занимается и теми, и другими, достаточно тяжело емко ограничить список его обязанностей. На нем лежит организация выставок и просветительских проектов, планирование бюджета, логистика и еще несметное количество дел — все зависит от проектов и задач, над которыми он работает.

Обложка книги Manual of Museum Planning: Sustainable Space, Facilities, and Operations

Эта книга — подробный гайд, рассказывающий о том, как музейному сотруднику работать с аудиторией и коллекцией, как подходить к операционному планированию, работе со зданием музея и другим задачам (из этих пяти разделов и состоит книга). Отвечая на поставленные вопросы, авторы выстраивают последовательное и исчерпывающее руководство о работе современной культурной институции. Среди них Барри Лорд (соавтор почти всех книг, приведенных в нашем списке), сопрезидент Lord Cultural Resources, крупнейшего игрока в области музейного управления и проектирования, Мелоди Каншат, за плечами которой более двадцати лет работы в Окружном музее Лос-Анджелеса (LACMA), Винсент Д. Магорриан, занимавшийся строительными работами в зданиях MoMA, и другие.

Помимо очевидных инструкций и рекомендаций вроде планирования бюджета или особенностей хранения и показа музейной коллекции, в книге можно найти и разбор совсем тонких деталей. Например, огромное внимание уделяется охране здания, экспонатов и, конечно же, посетителей наравне с планированием элементов внутри здания — от гардероба до кафе, от выставочных пространств до книжного магазина.

Книга выдерживает уже третье издание, а значит, и обновляется в соответствии с современной музейной практикой. Это руководство, предназначенное для широкого круга читателей, может стать настольным не только для арт-менеджера, но и для директора музея. Другие книги на нашей полке тоже вышли под эгидой издательства AltaMira Press: советуем зайти на его сайт, поскольку приведенными здесь книгами не исчерпывается список изданий, посвященных музейному делу.

Обложка книги Manual of Museum Exhibitions

Manual of Museum Exhibitions

Разберем другую ситуацию: музею необходимы деньги, но постоянная экспозиция уже не пользуется былым успехом. Посещаемость падает, а вместе с ней и доходы институции. Музей науки и промышленности в Чикаго решил проблему банальным, но действенным способом: организовал выставку-блокбастер про Гарри Поттера, увеличив годовой доход институции на 40%. Примерно так же нехватку средств компенсировал Харальд Зееман — правда, еще не существовавшему Гарри Поттеру он предпочитал современных художников. Временные выставки-блокбастеры уже с 1960-х годов неплохо увеличивали финансовые показатели институций: транспортировку брали на себя спонсоры, а билеты разлетались как горячие пирожки. Эти примеры — часть тех знаний, что необходимы менеджеру. Об остальных рассказывает Manual of Museum Exhibitions.

Эта книга построена по тому же принципу, что и предыдущая, то есть дает максимально полную картину того, как появляются на свет современные выставки. Конечно, авторы не забывают о кураторской части любого проекта — этому посвящена третья, самая короткая глава, — но все же книга объясняет процесс подготовки выставки скорее глазами арт-менеджера. Мануал делится на четыре части: глава Why? описывает, откуда берутся идеи для выставок, Where? посвящена вопросам, связанным с пространством, What? — отбору работ, How? — остальным аспектам подготовки выставки. Книга отвечает, кажется, на все вопросы: как работать с пространством, выставлять те или иные объекты, переносить выставку в онлайн, заключать договоры с подрядчиками, как запустить линейку мерча в поддержку проекта и так далее. Отдельное удовольствие — разборы успешных кейсов: от истории появления интерактивной галереи в Художественном музее Кливленда до планировки Национального археологического музея Арубы. Составителям руководства (некоторые из них занимались и книгой Manual of Museum Planning) удивительным образом удается рассказать обо всех аспектах работы менеджера, не скатываясь в постное перечисление рекомендаций и советов.

Обложка книги The Manual of Museum Management

The Manual of Museum Management

Если вы задавались вопросом, как составляется стратегическая программа музея на пару лет вперед, то можем ответить: кропотливым трудом и сотнями часов брейншторма. Музей Виктории и Альберта долго шел к тому, чтобы в 2003 году наконец выработать собственную стратегию планирования, которая представляет собой нечто среднее между краткосрочным и долгосрочным планом развития. Чтобы менеджеры не набивали себе раз за разом шишки в профессиональном поле, авторы The Manual of Museum Management попытались собрать и проанализировать все задачи, встающие перед арт-менеджерами музеев.

Буквально на первых страницах авторы спрашивают: «Зачем же музею в принципе нужны менеджеры?» По их мнению, координация и планирование в музее — это некий связывающий элемент, который облегчает все музейные процессы. Главная цель книги — показать, что менеджериальные задачи представляют собой не бюрократию в чистом виде, а такой же творческий процесс, каким часто всем видится кураторская работа (на этом настаивают и преподаватели программы «Практики кураторства в современном искусстве»). И если предыдущие руководства концентрируются на исследовании тонкостей работы с разными отделами музея, то здесь фокус смещается непосредственно на фигуру менеджера и его положение в музейной структуре.

Обложка книги The Manual of Strategic Planning for Cultural Organizations

The Manual of Strategic Planning for Cultural Organizations

Как ни контролируй все процессы, что-то всегда идет не по плану. Например, в 2020 году природная стихия застала врасплох московские музеи (Третьяковской галерее, кажется, повезло меньше всего). Такие происшествия сложно прогнозировать, но вполне возможно хотя бы попытаться их предотвратить. Авторы The Manual of Strategic Planning for Cultural Organizations собрали все возможные области работы менеджера и выработали оптимальные стратегии для разных ситуаций (в том числе и при природных катаклизмах).

Руководство не ограничивается лишь музеями — здесь даются советы всем, кто работает в культурных институциях самого разного формата. Авторы не уходят в скрупулезный анализ отдельных менеджериальных процессов, поскольку главная мысль книги в другом: любая институция должна меняться, а вместе с ней должен меняться персонал и подход к традиционным проблемам и задачам. В пример авторы приводят Музей Гуггенхайма в Бильбао, в 2007 году представивший план развития к 2020 году. Новый план был поделен на три этапа, в каждом из которых были свои собственные задачи и цели: от налаживания отношений с современными художниками до более плотного сотрудничества с Фондом Соломона Гуггенхайма. Конечно, такие планы не могли не отразиться на структуре музея — в первую очередь на кадровом составе, который стал быстро увеличиваться. В нынешнем плане до 2023 года ставятся несколько иные цели: вместо экстенсивного увеличения количества сотрудников музей решил сосредоточиться на новых практиках, связанных с инклюзивными, образовательными, выставочными и другими проектами. В общем, книга продолжает магистральную линию упомянутых руководств: практические рекомендации (и анализ конкретных кейсов) перевешивают сухую теорию.

© Политехнический музей

Методички Политеха

Единственный в списке русскоязычный источник, который не уступает иностранным по глубине. Методички Политеха — это сборники исследований, интервью и советов на совершенно разные темы: от практики открытого хранения музейных фондов до стратегий изучения собственной аудитории. Большинство материалов написано практиками (или в сотрудничестве с ними), а поэтому прочитанный материал легко конвертируется в навыки и знания, которые можно применить «в поле». В то же время все кейсы привязаны к российским реалиям: авторы методичек советуют, что делать волонтерам, если на них надвигается угроза в лице нетрезвого вэдэвэшника или потерявшегося ребенка; менеджерам выставочных проектов — как перевезти экспонат из музея в музей или попросту перенести с этажа на этаж (в случае габаритных экспонатов — та еще проблема); веб-разработчикам и дизайнерам — как не перегнуть палку с интерактивными медиа и сверстать идеальный музейный сайт.

Правда, не стоит ждать от методичек слепого следования формату «делайте так, не делайте так». Всё же авторы позволили себе быть свободными. Например, методичка, посвященная инклюзивным практикам, представляет собой сборник интервью, где сотрудники музеев со всего мира рассказывают о методах работы, к которым они пришли путем проб и ошибок. И в этом заключается все очарование политеховских методичек: представляя собой серьезные исследования, они не перестают приносить удовольствие от чтения.

* * *

Книжная полка современного арт-менеджера не исчерпывается перечисленными изданиями (кстати, все эти книги можно найти в библиотеке «Гаража»), хотя количество текстов на русском языке, посвященных, например, кураторскому делу (в самом широком смысле), значительно превышает количество книг про арт-менеджмент. Эта проблема тесно связана с внешней невидимостью труда менеджерской команды: в российских реалиях кураторство уже давно ассоциируется с выставочным процессом, но арт-менеджеры пока находятся в тени своих коллег.

В оформлении материала использована работа HuskMitNavn «Контракт». 2014. Бумага, акрил, карандаш. Courtesy ALICE Gallery. Источник: artsy.com

Если у вас возникли дополнительные вопросы о магистерской программе, напишите руководителю партнерского проекта Музея «Гараж» и НИУ ВШЭ Марии Польниковой: m.polnikova@garagemca.org.

Публикации

Читайте также


Rambler's Top100