Как добиться успеха в арт-мире. 12 полезных советов

Корреспондент портала Artnet Лорена Муньос-Алонсо выбрала самые полезные советы молодым художникам из книги Akademie X: Lessons in Art + Life, вышедшей зимой 2015 года в лондонском издательстве Phaidon.

Фредерик Лейтон. Чимабуэ, его друзья и ученики во Флоренции провожают образ Мадонны в церковь Санта-Мария Новелла. Фрагмент. 1855. Холст, масло. Королевское собрание, Лондон

Жизнь начинающего художника — это бесконечная череда сомнительных сделок, коммерческих требований и жесткой конкуренции. Как со всем этим справиться? На помощь приходит издательство Phaidon с книгой Akademie X: Lessons in Art + Life («Академия Х. Уроки из жизни и искусства»). Это фантастическое пособие, созданное для поддержки молодых творческих людей, написано при участии авторитетных художников, которые могут служить примерами для подражания. Сред них Марина Абрамович, Дара Бирнбаум, Олафур Элиассон, Джоан Джонас, Миранда Джулай, Нео Раух и Ричард Уэнтуорт.

Изучив книгу от корки до корки, Artnet отобрал лучшие советы, которые позволят молодым художникам начать работу над собой прямо сейчас.

 

Грант Вуд. Американская готика. 1930. Фанера, масло. Институт искусств, Чикаго

 

1. Сэнфорд Биггерс лаконично расставляет все точки над i: «Хотите нормальной жизни — найдите нормальную работу».  

 

Джефф Кунс. Портфолио рекламы искусства. 1988–1989. Бумага, литография (фрагмент портфолио из четырех цветных литографий). © Jeff Koons

 

2. Дэн Грэм о проблемах магистратуры в искусстве: «Худшее: 1) с 1980-х искусство расценивается не как захватывающий эксперимент, но как профессиональная “карьера”. 2) Художники одержимы идеей видеть в себе “будущую звезду”. 3) Эта одержимость сочетается со стремлением академически рационализировать искусство. Эксплуатация слова “проблематика” — хороший тому пример. 4) Происходит обучение только такому современному искусству, какое можно найти в библиотечных журналах».

 

Ганс Гольбейн Младший. Лаиса Коринфская. 1526. Дерево, масло, темпера. Художественный музей, Базель

 

3. Катарина Гроссе о сохранении спокойствия и о сосредоточенности: «Молодым художникам важно понять, чего они хотят. Подбирая себе галерею, надо ясно представлять, чего вы ищете — финансового успеха, комфорта и поддержки или славы. Я, например, ищу дилеров, способных бросить мне вызов. Мне было 35, когда мои работы впервые были представлены в галерее».

 

Гюстав Курбе. Каменотесы. 1849. Холст, масло. Галерея новых мастеров, Дрезден

 

4. Кароль Бове о том, как оставаться умным и талантливым, не утратив веселости: «Крайне необходимо создать себе свободное пространство, в котором найдется место для игры и развлечения. Работу, сделанную через силу, легко отличить: на нее и смотреть-то тяжко».

 

Кристиан Янковски. Из проекта Casting Jesus. 2011. Courtesy автор

 

5. Чарльз Гейнс о главных этических правилах: «На своих занятиях я редко говорю о том, что можно делать, а чего нельзя. Однако занятие искусством не освобождает от моральной ответственности. Не делайте ничего противозаконного, не причиняйте другим вреда. Не используйте искусство как инструмент пропаганды расизма, гомофобии или сексизма».

 

Неизвестный финский художник. Через тернии к звездам. Иллюстрация из издания Finland in the Nineteenth Century: by Finnish authors. Illustrated by Finnish artists. 1894. Британская библиотека, Лондон

 

6. Миранда Джулай о принятии жизни такой, какая она есть: «Сейчас ваша жизнь реальна ровно настолько, насколько она вообще может быть таковой. Она не станет реальнее, если вы окончите колледж, заведете/прекратите отношения, найдете работу или окажетесь в финансовом затруднении. Правда состоит в том, что как раз эти скучные, глупые препятствия на жизненном пути и делают нас людьми. Именно они взывают к искусству и заставляют нас творить».

 

Марсель Дюшан. Фонтан. 1964 (Повторение работы 1917 года). Фаянс. Галерея Тейт, Лондон. © Succession Marcel Duchamp/ADAGP, Paris and DACS, London 2015

 

7. Вонгечи Муту о том, почему не стоит искать оправданий собственному бездействию: «Искусство можно создать практически из чего угодно. Оно не зависит от экономической ситуации, культурного контекста, уникальности пространства или доступных вам инструментов. Люди искусства способны творить в любых условиях».

 

Павел Федотов. Художник, женившийся без приданого в надежде на свой талант. Фрагмент. 1840-е. Бумага, сепия, тушь, перо, кисть. Государственная Третьяковская галерея

 

8. Мишель Грабнер не пользуется советами Сэмюэла Беккета: «Вместо того чтобы переживать собственные “неудачи”, я предлагаю: “Просто врите себе”. Работайте для идеала или непонятного успеха. Делайте что угодно, только, бога ради, не работайте на неудачу».  

 

Николай Терпсихоров. Первый лозунг. 1924. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея

 

9. Майкл Смит о том, как не быть врагом самому себе: «Если вас покинуло вдохновение, начните с того, что уже хорошо знаете. Не пытайтесь изобрести велосипед; будьте терпеливы, и что-нибудь да получится. Если у вас дедлайн, не позволяйте собственной неуверенности взять над собой верх — доведите работу до конца и дождитесь рецензий, прежде чем признаете поражение».

 

Франсуа Мариюс Гране. Живописец Жак Стелла в тюрьме. 1810. Холст, масло. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

 

10. Таня Бругера об идеологической твердости и социальной ответственности: «Решение стать художником-исследователем — это не тенденция и не мода; решение показать всему свету свои работы — не кураторская стратегия, но лишь способ благодаря искусству осознать собственную ответственность и определить свое место в обществе в качестве художника».

 

Эксекий. Ахилл и Аякс, играющие в кости. Около 530 до н. э. Фрагмент росписи чернофигурной амфоры. Музеи Ватикана, Рим

 

11. Уроки жизни от Томаса Лоусона: «Если бы я мог вернуться в прошлое и поговорить с двадцатитрехлетним самим собой, я бы дал три совета: путешествуйте как можно чаще и дальше, чтобы увидеть, как искусство выглядит на самом деле (так вы поймете, какие идеи ныне убеждают, а какие уже ушли в прошлое). Больше времени посвящайте созиданию и меньше — мыслям об нем. Не забывайте про общение и поддерживайте связь с друзьями и людьми, которые проявляют к вам интерес».

 

Джузеппе Арчимбольдо. Портрет императора Рудольфа II в образе Вертумна. Около 1590. Холст, масло. Замок Скоклостер, Стокгольм

 

12. Стефани Сиджуко о том, как избежать зомби-формализма и найти свой путь: «Перестаньте заниматься “искусством” и создавайте свои собственные произведения. Очень легко делать вещи, которые выглядят как искусство, ведут себя как искусство, продаются как искусство. Но на самом деле это всё фантомы, дешевый товар, похожий на легкую развлекательную музыку» 

Публикации

Rambler's Top100