Покупки в неспокойные времена: мировой рынок современного искусства в 2023 году

Каждый год мы с нетерпением ждем очередной обзор мирового рынка современного искусства Artprice, к которому Россия, правда, всегда имела слабое отношение. В новом выпуске, на первый взгляд, все как обычно: сверхдорогие (правда, уже не одно десятилетие мертвые) «классики» современного искусства вроде Жан-Мишеля Баскиа, уверенные в себе, а значит, стабильно дорожающие молодые (до сорока лет) авторы, расцветающие столицы аукционных торгов, расширение географии (в отличие от прошлого столетия, среди новых звезд мирового рынка много выходцев из Африки, Азии и Восточной Европы), реванш женщин (среди чемпионок торгов — Сесили Браун, Аяко Роккаку и Нджидика Акуниили Кросби) и новые имена, в которые необходимо вложиться прямо сейчас. Впрочем, это déjà vu ошибочно: главный редактор Artprice Тьери Эрман отмечает, что рынок современного искусства вступил в долгожданную фазу адаптации и коррекции мировых цен, то есть он растет не за счет бешеных спекуляций, как в предыдущие годы, а в соответствии с увеличением количества художников, произведений и коллекционеров, все больше привечающих уличное и цифровое искусство. Эрман добавляет, что несмотря на ряд политических, экономических и экологических проблем рынок современного искусства достаточно устойчив — и это, конечно, не может не радовать россиян, уже уставших крутить головами в поисках истинных ценностей, которые завтра не превратятся в горстку пепла, бесполезных бумажек и не будут отправлены на свалку истории в связи со сменой идеологической парадигмы.

Джефф Кунс. Jim Beam — J.B. Turner Train. 1986. Сталь, бурбон. Источник: christies.com

Первым делом аукционы

Напомним: аналитика Artprice опирается на публичные данные аукционных торгов и не учитывает частные и галерейные продажи. За 12 месяцев, с 1 июля 2022 года по 30 июня 2023-го, на мировых аукционах было продано более 123 тыс. произведений современного искусства, а ведущим аукционным домом по обороту в этом секторе стал британский Christie’s с 3 698 проданными лотами и прибылью в $67 110 000 (за ним следуют его постоянные конкуренты в этом сегменте рынка — Sotheby’s и Phillips).

В 2020 году кризис здравоохранения породил беспрецедентные ограничения, которые привели к отсрочке или даже отмене аукционов в первой половине года и к временной недоступности качественных лотов. Но после периода вынужденного бездействия рынки быстро пришли в норму: в 2021 и 2022 годах возобновились продажи в сегментах искусства модернизма и послевоенного искусства, а сегмент современного искусства достиг нового 12-месячного рекорда и составил $2,7 млрд. Правда, уже в 2023 году результаты торгов в этой области выглядят скромнее, хотя общий показатель оборота составил $2,29 млрд, став четвертым за всю историю проведения аукционов современного искусства. Это в 25 раз выше, чем 20 лет назад ($90 млн в 2002–2003 годах).

Совокупность проданных с середины 2022 года по середину 2023-го работ (123 тыс.) вдвое превышает цифры десятилетней давности, и в сто раз — показатели начала 2000-х. Особенно сильно рост проявился в отношении произведений не дороже $5 тыс. Можно сказать, сегодня этот ценовой сегмент наиболее востребован на рынке: в его рамках было продано почти 99 тыс. лотов, что втрое превышает показатели десятилетней давности. Данная тенденция демонстрирует постоянное расширение рынка за счет включения в него новых художников и их работ.

Пока рынок относительно недорогого искусства растет, сегмент признанных живущих художников, которые привлекают масс-медиа миллионными сделками, превращается, по сути, в микрорынок. Если в 2021 и 2022 годах (когда он достиг своего исторического максимума) было продано 372 лота, то в период с середины 2022 года по середину 2023-го — всего 290 произведений по цене выше $1 млн (и лишь 11 лотов преодолели порог в $10 млн). Колебания объемов и цен в сверхвысоком ценовом сегменте существенно влияют на показатели мировых аукционных оборотов. Но, как указывают составители отчета Artprice, не характеризуют динамику рынка современного искусства в целом.

Китайский дракон против американского орла

Замедление темпов роста на основных мировых рынках связано со снижением продаж аукционов на 22% (в долларах США). В первую очередь это отразилось на лондонских и нью-йоркских филиалах Christie's и Sotheby's, на которые приходится основная часть продаж современного искусства. За последний год в США зафиксировано уменьшение оборота на 19%, аукционный оборот рынка современного искусства Великобритании сократился на 23%. Вместе обе страны заявили о дефиците в $300 млн по сравнению с предыдущим 12-месячным периодом. Тем не менее Соединенные Штаты и Великобритания по-прежнему доминируют среди западных арт-рынков: США сохранили лидерство с $857 млн (против $1 млрд в прошлом году), аукционные дома Великобритании продали произведений современного искусства на $376 млн против $486 млн в прошлом году. В совокупности на две страны приходится 54% мирового аукционного оборота современного искусства, что на 11% меньше, чем десятилетием ранее. Уменьшение доли США и Великобритании эксперты связывают с расширением арт-рынка Азии.

Следующим по величине рынком современного искусства, с объемом продаж в $744 млн, остается Китай (впрочем, его доля включает в себя доли Тайваня и Гонконга). Здесь общий показатель по сравнению с предыдущим годом снизился всего на 5%, что не так ощутимо, как минус 19% в США и минус 23% в Великобритании. В целом, после некоторого спада китайские аукционные дома удвоили доходы от продаж современного искусства, и это позволило им сообщить о приросте на 13% ($85 млн) по сравнению даже с допандемийными 2018 и 2019 годами.

Чжоу Чунья. Граф, Беккер и ТТ. 2009. Холст, масло. Источник: amandaweigallery.com

Успехи китайского рынка обусловлены не только огромным спросом на работы таких художников, как Цзэн Фаньчжи, Чжоу Чунья, Чэнь Ифэй и Лю Е, но и его открытием для крупных иностранных аукционных домов и вестернизацией. Если верить результатам Christie’s, Sotheby’s и Phillips, Пекин, еще десять лет назад сосредоточенный на внутреннем рынке, сегодня занимает второе место после Гонконга. Гонконг, в свою очередь, обеспечивает более трети аукционных сделок Китая в сегменте современного искусства (39%) и генерирует свыше половины аукционного оборота страны, опережая в этом Лондон. Так, в описываемый период аукционные торги в Гонконге принесли $414 млн, что на $45 млн больше, чем торги в Лондоне. При этом британская столица все же остается самым динамичным городом в мире по количеству сделок — именно здесь продается наибольшее количество работ современных авторов: более 8000 по сравнению с 2200, купленными в Гонконге за тот же 12-месячный период (середина 2022-го — середина 2023-го).

Помимо Китая, в топ-10 стран — лидеров продаж современного искусства входят еще две азиатские страны: Япония с $40 млн (падение оборота –39%) и Южная Корея с $21 млн (–68%). Несмотря на замедление в этом году, японский и южнокорейский рынки за последнее десятилетие совершили огромный скачок (+940%) в обороте аукционов современного искусства.

В этом году аукционный рынок Сингапура зафиксировал рост на 460% и достиг $9,3 млн, что во многом связано с возвращением (после 15 лет отсутствия) на территорию этого города-государства дома Sotheby’s.

Кроме азиатских государств, в топ-10 входят четыре страны ЕС: Франция, Германия, Италия и Польша. Совместно они генерируют чуть менее 5% всего мирового оборота в сегменте современного искусства и 11% художественного рынка в целом. Хотя современное искусство не является главной движущей силой этих рынков, оно представляет собой фундаментальный ресурс в некоторых странах: более 9% оборота аукционов в Германии и Италии и целых 17% в Польше. В Великобритании современное искусство представляет четверть аукционного оборота страны. И только во Франции доля современного искусства в общем аукционном обороте этого года составила всего 6%.

Жерар Гаруст. Семейная тайна. 2006–2007. Холст, масло. Источник: christies.com

Стоит ли Париж мессы?

Франция — родина художественного модернизма, и работы связанных с ней модернистов и представителей послевоенного искусства пользуются спросом на глобальном художественном рынке. При этом лишь немногие живущие французские художники по уровню цен могут сравниться со своими коллегами из других стран: так, в рейтинге Artprice пятисот самых продаваемых современных авторов всего десять французов — вдвое меньше, чем итальянцев, и всего треть от числа представителей искусства Германии (заметим в скобках, что уроженец России в этом рейтинге всего один: 409 место занимает давно живущий и работающий в США Саня Кантаровский с годовым аукционным оборотом в $575 тыс.).

Например, аукционный рекорд создателя движения La Figuration Libre Робера Комба составляет $353 тыс., в то время как рекорд стилистически близкого ему американского современника Кита Харинга достиг $6,5 млн. Французский художник Жерар Гаруст, ретроспектива которого прошла в Центре Помпиду в 2022 году, в этом году вошел в число пятисот самых продаваемых художников с новым личным рекордом — $110 тыс. Показатель, значительный для французского рынка, но заурядный для рынка американского. Примечательно, что цена на работы французских авторов существенно выше, если они живут и работают за пределами Европы. В качестве примера можно привести Николь Айзенман — уже скорее американку, чем француженку, и единственную художницу, чей аукционный рекорд на сегодняшний день равняется $2,4 млн. Представительница молодого поколения Клэр Табуре, живущая и работающая в Лос-Анджелесе, добилась большего, чем Гаруст, успеха на международном арт-рынке: ей принадлежит аукционный рекорд в $870 тыс., который ее работа поставила на нью-йоркских торгах Christie’s в 2021 году. За исключением Айзенман, ни один «современный» (то есть родившийся после 1945 года) французский художник не достиг аукционного результата в $1 млн, в отличие от многих американских, британских и китайских авторов.

При том что Франция является четвертым рынком современного искусства в мире, она генерирует лишь 2% мирового оборота в этом сегменте с общей суммой $46,7 млн (сравните с $857 млн в США, $744 млн в Китае и $376 млн в Великобритании).

Проблемы «голубых фишек»

Серьезные колебания в обороте мировых аукционов искусства происходят из-за присутствия или отсутствия на рынке работ «голубых фишек». «Голубыми фишками» называют художников — лидеров аукционных торгов, чьи работы наиболее выгодны и менее всего подвержены изменениям рыночной конъюнктуры. Именно они приносят продавцу и аукционному дому десятки миллионов долларов. Фактически не менее 85% мирового объема (т. е. $1,9 млрд) рынка современного искусства занимают пятьсот самых продаваемых авторов, из них на десять ведущих художников приходится почти треть общего мирового оборота современного искусства. При этом после динамичных продаж последних лет сегмент «голубых фишек» в последний год переживает циклический спад. В период с 2022-го по 2023 год аукционный оборот десяти ведущих звезд современного рынка сократился в совокупности почти на $188 млн по сравнению с предыдущим отчетным периодом.

Если говорить о самой успешной «десятке» глобального рейтинга, то третье место в ней занимает «уличный» (хотя давно уже нет) художник Бэнкси с оборотом в этом году на $79 млн ниже, чем с 2021 по 2022 год. Такое снижение обусловлено двумя факторами: сокращением по сравнению с двумя предыдущими годами количества значимых произведений автора на торгах и более спокойным настроением на аукционах. При этом в прошлом году работы Бэнкси четырежды принесли свыше $10 млн и единожды достигли результата в более чем $25 млн («Любовь в мусорной корзине»). Хватило всего нескольких восторженных коллекционеров, чтобы буквально заставить цены на его работы взлететь. Так, работа «Любовь витает в воздухе» (15 копий и несколько авторских отпечатков) достигла $12,9 млн при эстимейте в $3–5 млн. При этом осенью 2022 года выставленная на продажу авторская копия того же произведения принесла гораздо более скромные $3,9 млн, лишь ненамного превысив эстимейт. В 2023 году большинство оказавшихся на торгах работ Бэнкси нашли покупателей в пределах предполагаемого эстимейта, лишь изредка и незначительно превышая его. Однако замедление объема продаж работ художника сопровождалось ростом числа транзакций: за описываемый период было продано 1600 лотов, что на 55% больше предыдущих значений. Эти результаты прекрасно иллюстрируют корректировку, которую сейчас переживает рынок современного искусства: снижение активности в сегменте сверхдорогих лотов и высокий спрос на более доступные работы.

В 2022–2023 годах произведения лишь четырех «голубых фишек» были проданы за суммы, превышающие $10 млн. Среди них (ожидаемо) Жан-Мишель Баскиа, Джефф Кунс, Ёситомо Нара (дважды) и Кристофер Вул. Напомним, что в 2020–2021 годах таких художников было гораздо больше: границу в $10 млн смогли преодолеть Бэнкси, Ричард Принс, Питер Дойг, Адриан Гени, Лю Е, Чжоу Чунья, Чжан Сяоган, Чэнь Даньцин, Лю Сяодун, Лэн Цзюнь и Гэн Цзяньи.

Кунс против Баскиа

На микрорынке произведений современного искусства стоимостью в несколько миллионов долларов потери могут быть столь же впечатляющими, как и прибыль. В 2023 году культовая скульптура 1986 года из серии Джеффа Кунса «Роскошь и деградация» “Jim Beam — J.B. Turner Train” была продана в два раза дешевле, чем за нее заплатили в 2014 году. Почти десять лет назад модель поезда из отполированной стали (наполненная виски) ушла на Christie’s за $33,7 млн. Возможно, рекордной продаже способствовала грандиозная ретроспектива художника в Музее американского искусства Уитни незадолго до торгов. Вообще, 2014-й стал годом триумфа Кунса: в совокупности его работы собрали на аукционах более $100 млн. В этом году аукционный оборот художника составил всего $36,1 млн, а его пьяный паровозик (“Jim Beam — J.B. Turner Train”) принес лишь $16,9 млн.

Другой яркий пример — продажа картины Кристофера Вула, занимающего седьмое место среди самых продаваемых современных художников (оборот $33,6 млн в этом году по сравнению с $50,2 млн в предыдущем). В мае 2023 года его работа «Без названия» из коллекции Джеральда Файнберга, оцененная Christie’s в $15–20 млн, была продана всего за $10 млн. Еще одно «Без названия» 1988 года при эстимейте $10–15 млн куплено на Sotheby’s за $8,37 млн (вдвое дешевле, чем за него заплатили на торгах Christie’s в 2017 году).

Все это очень грустно, но не для тех, кто когда-то инвестировал свои капиталы или любовь в Жан-Мишеля Баскиа, работы которого сегодня составляют 10% мирового оборота рынка современного искусства! Уже мало кто сомневается в том, что по уровню своего влияния на рынок этот афроамериканец сопоставим лишь с Пикассо — многолетним и безусловным лидером в сегменте искусства модернизма. В этом году не менее шести из 11 продаж подписанных Баскиа произведений превысили порог в $10 млн. А его El Gran Espectaculo (The Nile) («Большое представление» («Нил»)) 1983 года была продана за $67,1 млн.

Модный показ бренда Loewe с работами Жюльена Нгуена. Париж, 2023. Courtesy Loewe. Источник: artnews.com

«Ультра» остывают

В прошлом году Artprice дополнил номенклатуру рынка современного искусства категорией «ультра» — работами художников, не достигших сорока лет, которые тем не менее уже выставляются в самых влиятельных галереях и присутствуют на ведущих аукционах Нью-Йорка, Лондона и Гонконга. Сегодня этот сегмент включает около 2600 художников, тогда как двадцать лет назад их было около пятисот. Отдельные любимцы современного (вернее, «ультрасовременного») искусства молниеносно достигают впечатляющих рыночных показателей. Так, на прошлогодних торгах стоимость ряда работ категории «ультра» могла достигать нескольких миллионов долларов, что еще несколько лет назад было непредставимо для настолько молодых авторов.

Во многом эту новую категорию сформировали сами покупатели, которые после локдауна и продолжительного затишья на арт-рынке, начали в погоне за новыми именами с утроенной силой приобретать работы дебютантов публичных продаж. Подхватив саму идею «нового творчества», участники аукционов увеличили оборот художников в возрасте до сорока лет до более $200 млн в период с первого полугодия 2021 года по первое полугодие 2022-го. Но в конце прошлого года темп продаж «ультрасовременного» искусства замедлился, что в целом закономерно для арт-рынка.

Есть и еще одна составляющая успеха поколения «ультра»: эти художники в основном представлены такими влиятельными международными галереями, как Pace, Miro, Gagosian, Zwirner, Hauser & Wirth. Они контролируют динамику цен на работы своих протеже, в частности проводят довольно осторожную аукционную политику, дабы избежать спекуляций на вторичном рынке.

Эллисон Цукерман. Уговор есть уговор. 2023. Холст, масло, акрил, стразы, чернила. Источник: koeniggalerie.com

Стоит также добавить, что «ультрасовременное» искусство не приносит доход подавляющему большинству операторов аукционов. По этой причине выставлять на торги молодых художников могут позволить себе только дома, обладающие обширными международными связями и финансовыми возможностями — Sotheby’s, Christie’s и Phillips. Потому именно они определяют этот сегмент рынка и генерируют 81% мирового оборота, совершая лишь 20% сделок. Работы молодых художников в отчетный период составляли только 1% аукционного оборота Christie's ($24,4 млн в первой половине 2023 года) и около 3% в Sotheby's ($53,8 млн в тот же период).

В этом контексте необходимо отдельно упомянуть Phillips, получивший от «ультрасовременного» искусства 9% своего оборота ($24,5 млн в первой половине 2023 года). Открытие молодых художников на протяжении многих лет было частью ДНК этого аукционного дома, который с конца нулевых оттачивал маркетинговые стратегии продвижения нового искусства. Например, в 2021 году Phillips вывел на аукционный рынок таких авторов, как Эммануэль Таку, Джордж Руи и Эллисон Цукерман, за ними последовали родившийся в 1993 году Брэндон Липчик и двадцатишестилетняя (в 2022 году) Анна Парк.

Успех молодого художника на Phillips почти автоматически привлекает внимание Christie's и Sotheby's. Так случилось с американкой Робин Ф. Уильямс, дебютировавшей на Phillips в 2020 году с пастельным этюдом 2016 года The Getaway (Study) («Побег (этюд)»), ушедшим за $88 200. Этот успех заинтересовал Sotheby's, который выставил Уильямс на торги 2021 года, и Christie's, в том же году включивший ее работу в свой престижный аукцион современного искусства в Нью-Йорке.

В отчетный период Sotheby’s вообще активно боролся с Phillips за этот сегмент рынка. В первой половине 2023 года компания организовала два аукциона — Now Evening в Лондоне и Contemporary Discoveries в Гонконге. Целью новых торгов является объединение на вторичном рынке избранных работ именитых художников XXI века с работами не столь широко известных молодых авторов. По мнению специалистов по продвижению Sotheby’s, наречие now в сочетании с известными именами способствует интересу коллекционеров и ведет к тому, что результаты торгов значительно превосходят эстимейты. Так, 18 мая 2023 года во время вечернего аукциона Now Evening Auction были установлены новые рекорды на работы художницы галереи Zwirner Порши Зваваэры ($355,6 тыс.) и художника галереи Greene Naftali Джастина Кагиа ($787 тыс.). Совсем новые имена, еще не получившие признания маститых галеристов, Sotheby’s чаще всего представляет параллельно с Phillips. Так случилось с Люси Булл, чьи работы начали продаваться за семизначные суммы в 2022 году. В этом году Sotheby’s выставил яркие полотна Дейзи Додд-Нобл и загадочные картины Эммы Уэбстер (ее работа 2019 года Primavera («Весна») 1 марта 2023 года ушла за $488 тыс., в десять раз превысив минимальный эстимейт). Такая политика привела к тому, что в первой половине 2023 года именно Sotheby’s стал самым успешным аукционным оператором «ультрасовременного» искусства с общим оборотом $53,8 млн.

Что касается Christie's, в первой половине 2023 года на долю «ультрасовременного» искусства пришелся 1% от общего мирового аукционного оборота изобразительного искусства этого дома. Christie's сделал ставку на чеха Войтеха Коваржика и американцев Луиса Фратино и Робин Ф. Уильямс (эстимейты их работ балансируют на отметке $100 тыс.). Также аукционный дом работает с англо-американской художницей Эммой Уэбстер, англичанкой Ребеккой Экройд, сотрудничающей с мастодонтами галерейного рынка Peres Projects и Timothy Taylor, и американцем Жюльеном Нгуеном, которого многие запомнили по показу модного бренда Loewe на предпоследней Парижской неделе моды (дефиле проходило на фоне его трех огромных полотен).

Порша Зваваэра. Все они дали мне силу. 2016. Холст, масло. Источник: sothebys.com

Гонконг, где аукционный арт-рынок фактически не существовал до 2008 года, сегодня является одним из основных мировых центров торговли произведениями искусства. Более того, динамичное развитие его отдельных сегментов делает этот рынок реальным конкурентом Нью-Йорка. Эксперты уже не рассматривают Гонконг только в качестве тренировочного полигона для продаж западного искусства — сегодня азиатский рынок имеет стратегическое значения для ведущих аукционных домов мира, которые расширяют свое присутствие в регионе и наращивают предложение для местной клиентуры. И тут опять всех опережает Phillips, в марте 2023 года открывший спроектированную архитектурным бюро Herzog & de Meuron гонконгскую штаб-квартиру, где разместились аукционный зал, выставочные площади, офисы, кафе и VIP-зал. Sotheby’s и Christie's планируют поступить также, причем второй прямо сейчас въезжает в здание, спроектированное архитектурной фирмой Захи Хадид.

В первой половине 2023 года в Гонконге было зафиксировано семь продаж работ стоимостью более $1 млн художников младше сорока лет (по сравнению с четырьмя в Нью-Йорке и двумя в Лондоне). Сегодня он является тестовым рынком для вывода на аукционы новых звезд западной живописи. В качестве примера можно привести 34-летнюю художницу Камиллу Энгстрем, обязанную своей популярностью Инстаграму (социальная сеть, запрещенная на территории РФ), где у нее 120 тыс. подписчиков. В 2022 году она дебютировала в немецкой галерее König, и почти сразу Christie’s выставил ее работу на торги в Гонконге (произведение 2020 года Love Tastes Delicious («Любовь восхитительна на вкус») была продана за $73 тыс. при верхнем значении эстимейта в $15 тыс.). Такой высокий результат эксперты связывают с пристрастием азиатских коллекционеров к ярким картинам с сюрреалистическими акцентами.

Энгстрем — далеко не единичный случай. За последние два года динамика продаж молодых художников на рынке Гонконга растет. В первой половине 2023 года за более чем $1 млн (психологический порог для многих авторов) были проданы две работы Мэтью Вонга («Река в сумерках» ушла за $6,6 млн, «Дорога» за $4,6 млн). Работа Эйвери Сингер «Без названия» нашла ценителя за $4 млн, Хао Лян («Теология и эволюция») — за $3,1 млн, картина Лои Холлоуэлл («Стоя в красном») была продана за $2,29 млн, Люси Булл («Тонкая кожа») — за $1,2 млн, а Жаде Фадожутими (Let’s Curl Up Inside My Collar («Давай свернемся у меня за воротником») — за $1,1 млн.

Уровень цен в Гонконге не всегда соответствует нью-йоркским ценам. Например, работы швейцарской художницы, участницы главного проекта «Молоко снов» прошлой Венецианской биеннале и экспонентки галереи Ларри Гагосяна Луиз Бонне несколько раз выставлялись Sotheby’s в Нью-Йорке и Гонконге. Четыре лота Бонне превысили порог в $600 тыс. в Гонконге, в то время как лучший ее результат в Нью-Йорке составил лишь $403 тыс.

Мэтью Вонг. Река в сумерках. 2019. Холст, масло. Источник: sothebys.com

Лидеры поколения

За первое полугодие 2023 года «ультрасовременное» искусство собрало на аукционах $127 млн, и, хотя уровень спроса до сих пор остается высоким, продажи в шести-семизначном диапазоне сократились почти на 45% по сравнению с первой половиной 2022 года. Всего за первое полугодие 2023 года на торгах было продано 4500 работ молодых авторов. Доля некупленных произведений «ультрасовременного» искусства составляет 33%, что свидетельствует об уравновешивании спроса и предложения.

Среди лидеров поколения «ультра» — Мэтью Вонг, Дмитрий Черняк, Эйвери Сингер, Хао Лян, Лои Холлоуэлл, Майкл Армитаж, Нджидика Акуниили Кросби и Люси Булл. А вот работы прошлогодних чемпионок — Флоры Юхнович и Кристины Куорлз — в этом году продавались несколько дешевле. В то же время ни одна из их работ, выставленных на торги, не осталась непроданной, что демонстрирует скорее процесс саморегулирования рынка «ультрасовременного» искусства, чем отсутствие интереса к творчеству авторов.

Полугодовой оборот продаж самого дорогого художника этого сегмента Мэтью Вонга снизился чуть больше чем на $5 млн из-за недостаточной репрезентации на аукционах. В первом полугодии 2023 года на торгах было продано всего пять его работ (за год до этого — восемь). Учитывая, что стоимость лучших картин этого автора легко превышает $4 млн, именно уменьшение числа выставленных на аукционы в этом году произведений является причиной снижения общего оборота. Эксперты Artprice считаю, что цены на работы Вонга продолжат расти.

Тайлер Хоббс. Фиденца #725. 2021. PNG. sothebys.com

Цены на произведения молодой американки Лои Холлоуэлл растут с тех пор, как художницей заинтересовалась галерея Pace. В этом году на аукционе Sotheby's в Гонконге ее работа «Стоя в красном» установила новый рекорд — $2,29 млн. Среди семи полотен художницы, купленных на аукционах в первой половине 2023 года, ни одно не было продано ниже эстимейта, а их совокупная стоимость составила $5,7 млн.

Новый аукционный рекорд установлен и на работу Майкла Армитажа, картина которого 2016 года «Малиро Гарденс (павианы)» ушла на торгах Sotheby’s в Лондоне за $2,2 млн. Родившийся в 1984 году Армитаж имеет образцовое портфолио: сотрудничество с галереями White Cube и Zwirner, покупка в 2018 году его работы Necklacing («Ожерелье») нью-йоркским Музеем Метрополитен, участие в главном проекте 58-й Венецианской биеннале, персональная выставка в Королевской академии художеств Лондона и сенсационная (с превышением эстимейта в 25 раз) продажа его полотна «Защитники природы» на торгах Sotheby's в Нью-Йорке за $1,52 млн.

Второе пришествие NFT?

Спустя два года после совершенно неожиданной продажи NFT Beeple «Каждый день: первые 5000 дней» за $69,3 млн доля NFT на арт-рынке существенно уменьшилась. К этому, в частности, привело серьезное колебание значений криптовалют (минус 63% для биткоина в 2022 году и минус 82% для эфира по сравнению с их историческими максимумами в ноябре 2021 года), что существенно повлияло на привлекательность этого сегмента арт-рынка в 2022 году.

В настоящий момент ситуация стабилизировалась, и аукционные дома продолжают экспериментировать на этой новой для себя территории, иногда добиваясь успехов. В качестве примера можно привести кейсы двух пионеров генеративного искусства Дмитрия Черняка и Тайлера Хоббса, которые сегодня занимают второе и шестое места в глобальном рейтинге (за первое полугодие 2023 года) «ультрасовременного» искусства. Их новые, семизначные рекорды установлены благодаря Sotheby’s, который в 2021 году запустил платформу цифрового искусства Sotheby's Metaverse. В мае 2023 года аукционный дом также открыл собственный маркетплейс NFT. Результаты не заставили себя ждать: в ходе продажи сета NFT из коллекции криптовалютного хедж-фонда Three Arrows Capital работа 2021 года Тайлера Хоббса Fidenza #725 была продана за $1 млн при эстимейте $180 тыс., а NFT того же года Дмитрия Черняка Ringers #879 (The Goose) («Копия #879 (Гусь)») ушел за $6,2 млн при эстимейте $3 млн. Объем аукционных продаж работ Черняка в первой половине 2023 года достиг $7,1 млн, что составило почти половину общего аукционного оборота от продаж NFT «ультрасовременных» художников за тот же период.

В этом году доля NFT составила 11% от оборота всего сегмента «ультрасовременного» искусства, а общий объем — $14,2 млн (по сравнению с $5,3 млн в первой половине 2022 года). Другими словами, генеративное искусство имеет свою нишу на аукционном рынке и, по мнению специалистов Sotheby’s и Christie’s, привлекает внимание аудитории. Так, несколько крупных международных художественных институций расширили свои стратегии пополнения коллекций за счет сегмента NFT, а Центр Помпиду в 2023 году включил зал NFT в свою новую (последнюю перед закрытием здания институции на реновацию) экспозицию искусства XX и XXI веков.

Рост интереса к NFT обусловлен и технологическими достижениями, о которых упоминалось в прошлогоднем отчете Artprice. Ключевым из них стало снижение затрат на электроэнергию на 99,9% благодаря декарбонизации протокола Ethereum — важный шаг в условиях глобального экологического кризиса, снимающий значительные препятствия на пути развития криптоискусства и рынка произведений искусства в формате NFT.

Дмитрий Черняк. Копия #879 (Гусь). 2021. PNG. Источник: sothebys.com

Заключение

Рынок современного искусства достаточно быстро восстановился после отмены пандемийных ограничений. Его исключительные результаты в 2021 и 2022 годах были в основном обусловлены возвращением на аукционы значимых работ и рвением коллекционеров.

В 2023 году глобальный рынок перешел в более спокойную фазу, что особенно коснулось сегмент сверхдорогих работ, выставлявшихся на мировые аукционы по цене от сотен тысяч долларов до десятков миллионов. Из-за падения предложения в этом сегменте количество семи- или восьмизначных транзакций сократилось на 22%, что в конечном счете повлияло на глобальный оборот продаж современного искусства, который снизился на 15% по сравнению с выручкой предыдущего года. В то же время период с 2022-го по 2023 года ознаменовался историческим рекордом по количеству проданных на торгах работ (123 тыс.). В первую очередь спросом пользуется живопись, на которую приходится почти половина продаж (44% сделок) и три четверти общего мирового оборота, полученного от аукционной торговли современного искусства. Самой дорогой проданной в этом году работой стала картина Жан-Мишеля Баскиа — $67 млн.

Продолжается демократизация мирового арт-рынка. В то время как рынок сверхдорогих произведений сокращается, растет сегмент работ стоимостью до $5 тыс. За отчетный период сделки с относительно недорогими произведениями современных авторов составили 80% мирового объема транзакций — более 99 тыс. лотов. В США, Великобритании, Гонконге и части европейских стран спрос на предметы современного искусства носит устойчивый характер.

Еще одна важная тенденция — стремление коллекционеров к открытию новых имен. В сегменте «ультрасовременного» искусства (то есть искусства, созданного художниками моложе сорока лет) количество транзакций выросло на 30% по сравнению с 12-месячным периодом до пандемии. Участники торгов охотно покупают работы стоимостью менее $50 тыс. Что касается более высоко оцененных лотов, коллекционеры демонстрируют нерешительность. Исключение касается разве что работ пионеров цифрового искусства, продажи которых после спада в предыдущем годичном цикле вновь растут. В целом, по мнению экспертов Artprice, глобальный спрос на предметы современного искусства говорит о том, что в период геополитических, экономических, климатических и медицинских неопределенностей искусство представляется людям еще более необходимым, чем в старые добрые, безвозвратно ушедшие времена.

С оригиналом отчета можно ознакомиться здесь.

 

Публикации

Rambler's Top100