Выставки недели в Москве: выбор «Артгида». Октябрь 2022

Три легендарные фигуры, сны, миражи и женщины — на столичных выставках в подборке «Артгида».

Экспонаты с выставки «Мир как беспредметность». Courtesy Еврейский музей и центр толерантности

Мир как беспредметность. Рождение нового искусства: Казимир Малевич, Павел Филонов, Марк Шагал, Анна Лепорская и другие (до 19 февраля 2023)
Еврейский музей и центр толерантности

Проект «Мир как беспредметность», впервые показанный в начале этого года в Ельцин Центре, запомнился в медиапространстве инцидентом с картиной Анны Лепорской «Три фигуры»: тогда охранник нарисовал шариковой ручкой глаза на абстрактных лицах. Однако ценна эта выставка тем, что представляет уникальное исследование ближайшего окружения Казимира Малевича в годы формирования его новаторской школы авангардной живописи. Экспозиция состоит из трех разделов, посвященных разным этапам развития художественной школы Малевича. Первый из них связан с появлением «Утвердителей нового искусства» (УНОВИС) в Витебске, второй — с созданием Государственного института художественной культуры (Гинхук) в 1922 году в Петрограде, а третий рассматривает время, когда авангард был обвинен в формализме и начал вытесняться официальным советским искусством. На выставке представлено почти сто работ Казимира Малевича, Марка Шагала, Льва Юдина, Константина Рождественского, Николая Суетина, Вера Ермолаевой, Павла Филонова и других художников.

[Подробнее]

 

Резная пластина. V–III века до н. э. Пазырыкская культура. Государственный исторический музей, Москва

Сны Сибири (до 30 января 2023)
Государственный исторический музей

Выставка «Сны Сибири», приуроченная к 130-летию Транссибирской магистрали, объединяет археологические артефакты и объекты современного искусства. Кураторы стремились представить «картину древней истории и многообразие культуры регионов, расположенных по пути следования Транссиба». На выставке показаны артефакты, обнаруженные на территории, через которые пролегает магистраль. В археологическую часть вошли объекты эпохи неолита, зооморфные образы железного века и композиции, относящиеся к пермскому звериному стилю. Также на выставке присутствуют произведения современных художников, которые в своей практике обращаются к археологическому наследию Сибири. В одном из залов представлены скульптуры Даши Намдакова и Зандана Дугарова, эмали из серии «12 шаманов» Сергея Ануфриева, панно Олега Комарова, камнерезные работы Александра Баранмаа и керамика Татьяны Ерошенко.

[Подробнее]

 

Александр Савинов. Девушка и парус. 1906. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Александр Савинов. Миражи (до 22 января 2023)
Музей русского импрессионизма

Александр Савинов является ярким представителем Саратовской школы живописи начала XX века наряду с Кузьмой Петровым-Водкиным и Павлом Кузнецовым. За характерную манеру письма, детализированность работ и приверженность жанру картин-панно современники называли его «умиротворенным Врубелем». В произведениях художника нашли отражение любовь к античному классическому наследию и Ренессансу, интерес к новой французской живописи, а также тесная связь с родным Саратовом с его природным и культурным контекстами. В ретроспективную выставку в Музее русского импрессионизма вошли работы, характеризующие разные периоды творчества Савинова: от ученических экспериментов до зрелых произведений. Также на ней показаны работы других представителей Саратовской школы из музейных, частных собраний и семейного архива наследников художника.

[Подробнее]

 

Юрий Пименов. Почта пришла. 1940. Холст, масло. Самарский областной художественный музей

Грани XX века. Избранные произведения из коллекции Самарского художественного музея (до 29 января 2023)
ММОМА, Гоголевский бульвар, 10/1

Приуроченная к 125-летию Самарского художественного музея, выставка представляет избранные работы из его коллекции и отражает характерные тенденции развития отечественного искусства XX века. Экспозиция построена по хронологическому принципу, что позволяет проследить метаморфозы и изменения в советском официальном и неофициальном искусстве, а также в работах российских художников от десятилетия к десятилетию: от авангарда к соцреализму, оттепели и постсоветскому искусству. Среди показанных на выставке авторов советского времени — Надежда Удальцова, Петр Кончаловский, Александр Самохвалов, Павел Корин, Юрий Пименов, Гелий Коржев, Аркадий Пластов, Элий Белютин, Юрий Злотников и другие. Переходный период рубежа XX–XXI веков представлен работами Валерия Кошлякова, Константина Звездочетова, Сергея Браткова, Владимира Дубосарского и Александра Виноградова.

[Подробнее]

 

Варвара Силантьева. Traître. 2022. Гобелен, мозаика, оргстекло. Источник: vladey.net

GIRLS!GIRLS!GIRLS! (до 30 октября)
VLADEY Space

Миф о том, что у гения мужское лицо, давно развеян. Женщины получают все больше внимания на мировой художественной сцене. Работы многих из них входят в коллекции ведущих музеев, а их имена навсегда остаются в истории искусств. В поиске ответа на вопрос, о чем говорят художницы в своем искусстве сегодня, VLADEY представил выставку «GIRLS!GIRLS!GIRLS!». Подборка работ не ограничена определенным медиумом или темой. В экспозиции нет тематических блоков и категоризации произведений, а визуальный нарратив не связан с их контекстом. Выставка создана с целью представить многообразие техник, высказываний и концепций современных российских художниц. В экспозицию вошли работы как уже широко известных авторов, например, Айдан Салаховой, Алины Глазун и Ирины Кориной, так и молодых художниц, в числе которых Таня Пеникер и Jolie Alien.

[Подробнее]

 

Алина Глазун. Без названия. 2020. Смешанная техника. MYTH Gallery. Источник: neuzn.art

Тебя не узнать (до 6 ноября)
Дом Гоголя

«Тебя не узнать» — благотворительная выставка арт-группы «Веха», финалом которой станет масштабный аукцион в поддержку фондов «Дом с маяком» и «Подари жизнь». Всего на торги выставлено более семидесяти произведений, объединенных темой взросления и детства — памяти о нем, утраты и трансформаций, которые мы неизбежно переживаем, взрослея. Выставка в «Новом крыле» Дома Гоголя также отвечает на вопросы о том, какие правила детской игры действуют сейчас и как они связаны с настоящими нами? Среди художников представлены Слава Птрк, Валерий Чтак, Слава Нестеров, Софья Кобозева и другие. В проекте принимают участие ведущие российские галереи, в том числе 11.12 Gallery, Anna Nova Gallery, MYTH Gallery, «Триумф», a-s-t-r-a. Финальный аукцион пройдет в закрытом и открытом форматах. Первый состоится онлайн до 15 декабря, второй — в формате живых торгов 10 декабря.

[Подробнее]

 

Олег Хвостов. Житие антихриста (триптих по мотивам витражей в Мариенкирхе). 2003. ДВП, темпера, лак. Courtesy PA Gallery

Олег Хвостов: Морфология примитива. Ранние работы (до 13 ноября)
PA Gallery

Олег Хвостов — один из участников петербургского «Товарищества Новые тупые» (куда также входили Вадим Флягин, Игорь Панин, Сергей Спирихин, Инна Нагель, Владимир Козин, Максим Райскин и Александр Ляшко), к которому он примкнул в 1998 году. Вдохновленные абсурдистскими выступлениями обэриутов, «Тупые» без устали проводили перформансы, где участвовал и сам Хвостов. Тем не менее он остался верен живописи. Начав с абстрактных работ, Хвостов перешел к примитивистским экспериментам: так пишутся картины, где он изображает участников «Товарищества», или «Портреты кураторов», на которых появляются арт-критики и галеристы Санкт-Петербурга. После ухода в 2001 году из «Тупых» (объединение просуществовало шесть лет — с 1996 по 2002 год) Хвостов продолжает живописную практику — переключается на портреты, а в середине нулевых обращается к пейзажу. На выставке можно увидеть эту метаморфозу: как спонтанность уступает место аналитическим приемам, а живопись сама по себе становится главным объектом внимания художника.

[Подробнее]

Rambler's Top100