Новости

Британский музей опубликовал официальное заявление по поводу скульптур Парфенона

Совет попечителей музея объясняет, почему «мраморы Элгина» не должны возвращаться в Грецию.

Фрагмент фриза Парфенона. Около 447–443 до н. э. Мрамор. Британский музей, Лондон. Фото: Екатерина Алленова / Артгид

В связи с поступившим недавно от ЮНЕСКО предложением начать переговоры с Грецией о судьбе «мраморов Элгина» и отказом Британского музея от таких переговоров Совет попечителей Британского музея выпустил официальный документ, разъясняющий позицию руководства институции по этому вопросу. В афинском Музее Акрополя находятся сохранившиеся до наших дней скульптуры Парфенона, и посетители могут рассматривать их на фоне памятников истории Греции и Афин. Другие сохранившиеся скульптуры Парфенона находятся в Лондоне, что позволяет оценить их значение в контексте истории мирового искусства, представленного в Британском музее. Такое разделение является взаимодополняющим и позволяет любоваться этими скульптурами миллионам посетителей.
 
Существует множество заблуждений, касательно «элгинских мраморов», говорится в заявлении Британского музея:
— Все скульптуры Парфенона находятся в Британском музее.
Около 40% скульптур безвозвратно утрачено, из оставшихся скульптур примерно 30% находятся в Афинах, около 30% представлены в Лондоне, а остальные хранятся еще в шести музеях, включая Лувр и Музеи Ватикана.
— Скульптуры Парфенона, ныне хранящиеся в Британском музее, были украдены у Греции.
Лорд Элгин, британский дипломат, вывозя скульптуры в Англию, действовал с ведома и разрешения законных властей, его деятельность была исследована специальным комитетом Парламента и признана законной.
— Просьба греческого правительства о музейном займе была отвергнута Британским музеем.
Греческое правительство никогда не просило о музейном займе, а только о возврате всех скульптур Греции. Совет попечителей Британского музея готов рассмотреть просьбу о займе, если получит гарантии возвращения скульптур обратно.
— Разделение скульптур Парфенона — уникальный случай. Их можно оценить только в полном ансамбле.
Сложная история Европы привела к разделению множества произведений искусства, в том числе алтарей, которые оказались разбросанными по музеям всего мира. Собрать скульптуры Парфенона в единое целое невозможно, поскольку 40% из них утеряны. К тому же никто в наши дни не выступает за то, чтобы установить их на храме, где они располагались изначально.
— Скульптуры должны быть воссоединены на Парфеноне.
Это невозможно. Даже после частичной реставрации Парфенон все равно остается руиной. Так что оставшиеся скульптуры никогда не смогут вернуться туда по соображениям сохранности.
— Проблема может быть решена, если Британский музей создаст филиал в Афинах.
Совет попечителей Британского музея считает, что скульптуры Парфенона должны оставаться в Британском музее, где они представлены в контексте мировой культуры. Это обеспечивает идеальное дополнение к музею Акрополя, где скульптуры представлены в контексте древнегреческой и афинской истории. А музейные займы в разные страны мира увеличат количество людей, которые смогут их оценить.
 

Источник: Британский музей

 

Rambler's Top100