Ярмарка FIAC отмечает 40-летие

ОЛЕГ КРАСНОВ об открывшейся 24 октября 2013 года в парижском Гран Пале Международной ярмарке современного искусства FIAC.

24 октября 2013 года в парижском Гран Пале открылась юбилейная ярмарка современного искусства FIAC. Один из старейших европейских смотров, уступающий по возрасту лишь ярмаркам в Кельне и Базеле, на свое 40-летие собрал 184 галереи из 25 стран.

Текст и фото: Олег Краснов
Вход на ярмарку FIAC в Гран Пале

Ни одной российской галереи здесь нет, а русский дух витает лишь над парижской галереей Applicat-Prazan: здесь собрали соло-экспозицию абстракциониста Сержа Полякоффа, чья крупная ретроспектива проходит неподалеку — в Музее современного искусства города Парижа. Параллельно в последнем открылась и первая крупная европейская выставка Цзэна Фаньчжи, одного из самых дорогих китайских художников нашего времени. Эти две выставки — лишь немногие из многочисленных мероприятий, проходящих в Париже в поддержку FIAC. Все крупнейшие государственные и частные музеи и фонды приурочили к приезду коллекционеров свои вернисажи, что говорит и о весе ярмарки на рынке искусства. В четырехдневном ярмарочном марафоне задействован даже Лувр, где пройдут перформансы Ксавье Лероя и Олафа Николаи.
Скульптура Жана Дюпюи в саду Тюильри

Сама FIAC также устраивает масштабную арт-интеграцию по всему городу: сады и парки, набережную Сены и Вандомскую площадь, место прописки великих ювелирных домов, оккупируют скульптуры и инсталляции. Так что рядовая прогулка по городу может стать занимательным и бесплатным путешествием в мир современного искусства.
Слева: «Гнездо» Тадаши Каваматы на Вандомской колонне. Справа: «Девочка, обнимающая перевернутого единорога» Ричарда Джексона в Ботаническом саду

Например, в Тюильри, среди прочих, установлены работы Валентина Каррона, Жана Дюпюи, Эрнесто Нето и Шень Юань.
Скульптура Эрика Дитмана в Ботаническом саду

В Ботаническом саду — Хауме Пленсы, Ричарда Джексона и Барри Фланагана, а на левом берегу — произведения группы Société Réaliste и Аны Галлардо.
Знаменитый «Заяц» Барри Фланагана в Ботаническом саду

Экспозиция основной площадки ярмарки на первом этаже Гран Пале, где расположены стенды 129 галерей-тяжеловесов со всего мира, своим размахом и уровнем выставленных работ подтверждает высокий статус FIAC.
Справа: «Дерево» Ай Вэйвэя встречает посетителей FIAC на стенде галереи neugerriemschneider, Берлин. Слева: деревянная голова Хауме Пленсы в Galerie Lelong, Нью-Йорк

Кажется, что кризис середины нулевых, когда смотр собирались едва ли не закрывать из-за отсутствия рентабельности, полностью миновал. Во многом это заслуга директора ярмарки Дженнифер Флай, заступившей на пост в 2009 году. Она взяла курс на «омоложение» выставляемых на продажу работ и, конечно, на их связь с проходящими по миру выставками и биеннале. Такая политика принесла свои плоды — и в виде вернувшихся галерей из США (в этом году их 33), и в росте продаж, о которых после вип-превью говорили довольные дилеры.
Бертран Лавье. Dino. 1993. Galerie Yvon Lambert, Париж

И если в начале 2000-х на стендах преобладали произведения модернистов и художников начала прошлого века, то сейчас актуальные молодые авторы встречаются даже чаще, чем французские ветераны contemporary art вроде Луиз Буржуа, Бертрана Лавье или Кристиана Болтански.
Коллажи Вонгечи Муту в Gladstone Gallery, Нью-Йорк

Нью-йоркская Gladstone Gallery половину стенда отдала сотканным из перьев, жемчуга и журнальных вырезок коллажам молодой кенийки Вонгечи Муту (от €40 тыс.), отметившейся персональной выставкой в берлинском филиале Музея Гуггенхайма и участием в основном проекте 5-й Московской биеннале.
Двухметровая акварель Бартелеми Тогу «Разговор с луной» на стенде Galerie Lelong, Нью-Йорк. Courtesy Galerie Lelong

Парижско-кельнская Karsten Greve привезла компактные домашние версии инсталляций британки Клэр Морган, сделанные из семян одуванчиков, цветов и и чучел насекомых и животных (€250 тыс.). В Lelong предлагают абстрактные крупноформатные работы британского камерунца Бартелеми Тогу по цене от €40 тыс., а рядом выставили полутораметровую сплющенную голову из дерева Хауме Пленсы за €250 тыс., сродни той, что (куда больше размером) возвышается у моста Академии в Венеции.
Деревянная игрушка от KAWS в парижской Galerie Perrotin

Pace Gallery уже на второй день профессионального превью хвасталась массовыми продажами картин француза Лорана Грейо и минималистических скульптур китаянки Майи Лин. Знаменитая парижская Galerie Perrotin, празднующая в этом году 25-летие, продала громадную деревянную игрушку в стиле манга популярного граффити-художника KAWS. По слухам, ее еще на вип-превью 22 октября купил главный французский коллекционер Франсуа Пино.
Джордж Кондо на стенде Skarstedt Gallery, Нью-Йорк

Впрочем, и востребованных покупателями классиков современного искусства на ярмарке хватало. В Skarstedt от $750 тыс. продавали масштабные полотна Джорджо Кондо и от $1 млн — Кита Харинга, ретроспектива которого недавно прошла на двух парижских площадках.
Кит Харинг на стенде Skarstedt Gallery, Нью-Йорк

Свежие работы Вима Дельвуа (его вездесущие скульптурные свиньи по €250 тыс.) в Perrotin соседствовали с новыми картинами Джона Балдессари в Marian Goodman Gallery (€260 тыс). Берлинская neugerriemschneider рапортовала о продаже гигантского «Дерева» Ай Вэйвэя, встречающего посетителей прямо на входе на ярмарку. А произведения французского мэтра Жана Дюбюффе то тут, то там, всплывали на разных ярмарочных стендах, вслед за его монументальной скульптурой Welcome Parade, установленной у Пти Пале, и его же выставкой Coucou Bazar в Музее декоративного искусства.
Работы Маркуса Охлена (слева) и Жана Дюбюффе

А на тематическом, посвященном сексу, юмору и абстракции (почему-то именно так) стенде галереи Le Minotaure среди работ почтенных классиков вроде Франсиса Пикабиа, Луиз Буржуа, Сержа Шаршуна и Сони Делоне можно было найти абсурдистскую серию 1977 года Виталия Комара и Александра Меламида «Каталог “Суперкомфорт. Супервещи для суперлюдей”» За все 36 фотографий серии (24,5 х 19,5, тираж 19 из 28) хотели €40 тыс.
Виталий Комар и Александр Меламид. OLO (Украшение языка! Каждое ваше слово — это перл!). Из каталога «Суперкомфорт. Супервещи для суперлюдей». 1977. Фотография. Courtesy Le Minotaure
Комментарии

Читайте также


Rambler's Top100