20.09.2013 56888
Джон Балдессари и Другой. Пять рифм к творчеству Джона Балдессари
Арт-критик Валентин Дьяконов погрузился в творческую историю знаменитого концептуалиста Джона Балдессари, в которой нашел много общего с творчеством менее известного в нашей стране калифорнийского художника Джона Балдессари.
1
Джон Балдессари. Двойной киносеанс. Убийственный расчет. 2011
Джон Балдессари. Prima Facie (третье состояние): от ужаса до расстройства. 2005
На первый взгляд, у американского концептуалиста Джона Балдессари мало общего с одним из пионеров постмодернистского коллажа Джоном Балдессари. Балдессари всегда интересовали границы художественного высказывания, а Балдессари, с другой стороны, изучает структуру изображения как такового. Пожалуй, единственное, что их объединяет, — любовь к золотому веку Голливуда.
У Балдессари эксперименты с киноизображением и присущей статичному образу недосказанностью привели к созданию серии Double feature («Двойной киносеанс»), где картинка вступает в парадоксальные отношения с текстом, обычно — названием какого-нибудь фильма нуар. Балдессари же в одной из лучших своих работ «От ужаса до расстройства» практически иллюстрирует ранние эксперименты Льва Кулешова с монтажом, известные как «эффект Кулешова», когда на лице великого актера Ивана Мозжухина проявлялась вся гамма чувств в зависимости от того, какой кадр следовал далее.
2
Джон Балдессари. Две главных роли. …и Бальтюс. 2012
Джон Балдессари. В натюрморте. 2001
Джон Балдессари был одним из первых художников, осознавших принципиально иной статус «картинки» в эпоху интернета. В своей интерактивной работе «В натюрморте» он предоставил всем желающим возможность создать свой собственный memento mori, нагрузив скромный стол с караваджистской тенью элементами классического голландского натюрморта. Тему равноправия образов в эпоху Google, заявленную Джоном Балдессари, Джон Балдессари подхватывает в серии «Две главных роли». Тут узнаваемые элементы и фрагменты картин разных художников сопровождаются указанием на третьего автора.
Как и его именитый предшественник Джон Балдессари, Джон Балдессари показывает культуру как карусель, в которой авторское и моральное право творца находится на вторых ролях по отношению к демократичному распространению их работ и превращению всего на свете — от классики до примитива — в почву для сетевого фольклора.
3
Джон Балдессари. Раздвоение. Малевич. 2011
Джон Балдессари. Советы художникам, которые хотят продаваться. 1966–1968
Джона Балдессари и Джона Балдессари объединяет присущее им чувство юмора по отношению к профессии художника и арт-миру в целом. Оба не пытаются намеренно делать юмористические работы, но искренне верят, что мир абсурден по своей природе. И Балдессари, и Балдессари считают, что искусство — одно из самых забавных занятий на свете, главное — не забывать о том, что любой пьедестал легко оборачивается стереотипом. Одна из классических текстовых работ Балдессари представляет собой наивные советы художнику, стремящемуся добиться успеха. В разряде «хорошо продающихся сюжетов» (второй пункт) комично соседствуют мадонна с младенцем и сюрреализм, который, естественно, имеет отношение к стилю, а не содержанию. В одной из последних работ Балдессари дополняет работу великого предшественника комментарием о связи художника и его имени. Балдессари будто бы корректирует Балдессари: хорошо продаются не только сюжет и направление, но и бренд.
4
Джон Балдессари. Двойной альбом. Выгуливая собаку. 2012
Джон Балдессари. Художник не просто рабски транслирует набор фактов… 1968
В искусствоведческой литературе давно стало хорошей традицией сопоставлять творчество Джона Балдессари и Джона Балдессари. И в самом деле, у них немало общего. Оба родились в 1931 году. Оба живут в Калифорнии. Первые выставки Джона Балдессари и Джона Балдессари открылись в одном и том же году, в одной и той же галерее. По сути, Джон Балдессари и Джон Балдессари — это один и тот же человек, так что сравнивать их вполне логично. Но есть и косвенные, неочевидные на первый взгляд, переклички между двумя художниками. В своей серии Wrong («Неправильно») Джон Балдессари сопоставил цитаты из учебника для фотографов-любителей с фотографиями, сделанными как бы вопреки советам профессионалов. Это сатира и на обычные представления о плохом изображении и плохом искусстве, и на современное искусство, которое ценит ошибку, неправильность по контрасту с индустрией коммерческих, обольщающих образов. В недавней серии «Двойной альбом» Джон Балдессари идет еще дальше и превращает искусство в набор случайных стимулов и реакций. Наличие взаимосвязей определяет только зритель, и это важная тема для Балдессари, стремящегося как можно меньше контролировать изображение и не навязывать картине свою волю.
5
Рекламная кампания фирмы Orciani. 2000-е
Юрий Злотников. Из серии «Сигналы». Конец 1950-х
Производитель сумок и аксессуаров из кожи Orciani так точно стилизовал одну из рекламных кампаний под работы Балдессари 1980-х, что многие пользователи интернета до сих пор признают его авторство. Действительно, неизвестный фотограф (и художник) передал суть популярной серии Балдессари, где на черно-белых фото и кадрах из фильмов лица персонажей закрыты разноцветными кружочками. Эта серия близка экспериментам классика советской абстракции Юрия Злотникова с семиотикой картины.
И Злотников, и Балдессари следуют здесь за Питом Мондрианом. Для Мондриана, провозгласившего доктрину «неопластицизма», важен не цвет, не сюжет, но отношения форм. Злотников на основе абстрактного техницизма Мондриана и группы De Stijl ищет универсальный язык художественного высказывания. А Балдессари встраивает абстрактные элементы в картину таким образом, что мы в первую очередь видим именно композиционную структуру, и только потом пытаемся выделить содержание.