Выставки недели в России: выбор «Артгида». Июль 2023

Боги, Колыма, свет и музыка. Эти и другие сочетания — в еженедельной подборке «Артгида».

Фрагмент экспозиции выставки «Спасенные боги» в Екатеринбургском музее изобразительных искусств. Фото: Полина Рашковская, Екатерина Фроленко

Спасенные боги
Екатеринбургский музей изобразительных искусств

Скульптуры в православии — редкое явление: в 1722 году Святейший синод запретил использовать объемное изображение в богослужении. Тем не менее жители Пермского Прикамья еще на протяжении двух столетий (с конца XVII до начала XX века) продолжали вырезать из дерева фигуры Спасов, ангелов и православных святых, а в 1923 году их обнаружил краевед Николай Серебренников. За три года экспедиций была собрана основа пермской коллекции — 396 предметов, которую в богоборческие советские годы сохранили хитростью (под предлогом проведения антирелигиозной пропаганды), а в последующие десятилетия не раз восстанавливали. В рамках выставки эти многократно «спасенные боги» впервые показаны в Екатеринбурге.

Больше восьмидесяти объектов размещены в трех залах музея — нарратив экспозиции напоминает о пути Христа на земле. Первый раздел рассказывает о Небесном царстве и Семи днях творения, второй представляет «Страстной цикл» — земные страдания Христа: поругание, казнь и последующее воскрешение. В последнем зале посетители увидят историю апостолов и церкви земной: четыре фигуры святителя Николая Чудотворца (XIX века), изображения евангелистов с Царских врат и шесть фигур из апостольского чина. Отдельный раздел посвящен истории формирования пермской коллекции — крупнейшего собрания деревянной православной храмовой скульптуры на территории России.

[Подробнее]

Владимир Чернышев. Без названия (из серии «Красная река»). 2023. Бумага, сажа, воск. Courtesy художник

Красная река
Студия «Тихая»

К технике, использованной в серии «Красная река», Владимир Чернышев обратился еще в 2012 году, но только с 2021 года она стала самостоятельным медиумом в его практике. Красящий пигмент копировальной бумаги — сажу, перемешанную с воском, — художник переносит на белые листы с помощью ластиков и специальных инструментов: в результате на них появляется рисунок, который можно считать «побочным продуктом». Произведения абстрактны только на первый взгляд: многократное стирание и повторное нанесение изображения создают очертания природных ландшафтов (чаще всего речных), охваченных огнем, среди которых проглядываются образы радуги и дождя, бабочки и пламени, отражения в воде и молнии. Пристальное всматривание в темноту этой серии сопровождает ощущение катастрофы. Работы не имеют границ и сюжета, каждая могла бы бесконечно продолжаться в любом направлении. Так, расположенные в два ряда 12 листов крупного формата заполняют собой целую стену первого этажа студии «Тихая» и создают впечатление единого полотна — сам автор называет такую развеску инсталляцией.

[Подробнее]

Фрагмент экспозиции выставки «Особый лагерь» в Музее современного искусства PERMM Courtesy музей

Особый лагерь
Музей современного искусства PERMM

В 1949 году на территории рудника «Днепровский» в Магаданской области было организовано отделение Особого лагеря №5 «Береговой», заключенные которого добывали олово. Спустя 67 лет после его закрытия постройки в жилых и рабочих зонах сильно обветшали, но «Днепровский» все еще остается одним из наиболее сохранившихся производственных объектов Колымского ГУЛАГа: здесь можно увидеть несколько котлованов, часть дробильной фабрики с отвалами руды, лагерные вышки, фонари и ряды колючей проволоки, опоясывающей лагерь.

В результате экспедиций, которые Музей истории ГУЛАГа организует в эти места с 2014 года, «Днепровский» решили музеефицировать, а с 2021 года к этой задаче привлекли архитектурное бюро «Меганом», Фонд Памяти и образовательный проект «Аудитория». Вместе они организуют экспедиции, изучают состояние объектов, работают над реконструкцией руин, концепцией развития и проектированием Парка Памяти. Выставка «Особый лагерь» показывает процесс решения этой комплексной задачи (одновременно археологической, архитектурной, реставрационной, экспозиционной и художественной) и представляет эскизы, макеты, экспедиционные находки и заметки. Кроме того, посетителям предлагается выразить свое мнение о будущем Парке Памяти, окончательный вид которого до сих пор не определен.

Проект «Особый лагерь» Музея истории ГУЛАГа открыт в Музее современного искусства PERMM в рамках обмена выставками, исследующими историческую память.

[Подробнее]

Источник: социальные сети Регины Мамаевой

INDEX: Лаборатория / Ретрансляция
Посольство Музея современного искусства ZAMAN

INDEX — объединение художниц из Уфы, куда входят Анна Кондрашова, Гузель Марсовна, Полина Елисеева, Анастасия Швыткина и Регина Мамаева. Девушки познакомились в 2016 году в художественном вузе, а в 2022-м стали работать вместе как творческий коллектив. Основа их практики — создание «со-бытий» — совместного друг с другом и с посетителями переживания опыта, который задействует все органы чувств. Такое всестороннее восприятие достигается за счет сочетания инсталляций, зинов, медиаискусства, саунд-арта, перформанса, чайных церемоний, телесных и других практик в одной встрече. Кроме того, для каждого «со-бытия» важно место: в первый раз художницы исследовали свои отношения с природой в уфимском лесу, а во второй — с городским пространством в стенах башни Башпотребсоюза.

В проекте «INDEX: Лаборатория / Ретрансляция» художницы предлагают зрителям разделить с ними опыт, который они получили в поездке на «Уральский марс» — отработанный карьер Троицко-Байновского месторождения огнеупорных глин. В экспозиции размещены несколько «лабораторных станций» и инструкции по взаимодействию с ними: каждая станция «ретранслирует» знание об этом месте и предлагает познать его чувственно — услышать, попробовать на вкус, воспринять визуально или тактильно.

[Подробнее]

Архив Фонда поддержки аудиовизуального и технологического искусства «Прометей» им. Булата Галеева, ЦСИ «Смена», Казань

Фестиваль «Свет и музыка»
Завод «Казаньоргсинтез»

В 1967 году в Казани в рамках Всесоюзной школы молодых ученых и специалистов Студенческое конструкторское бюро «Прометей» провело первую школу «Свет и музыка» — 15 экспериментаторов рассуждали о теориях светомузыкального синтеза и ломали голову над их практическим воплощением. Через почти десятилетие лидер «Прометея», философ и, как бы мы выразились сегодня, теоретик новых медиа Булат Галеев с удовлетворением констатировал, что эффект школы, которая с тех пор прошла еще четыре раза, перерос Казань: в разных концах Союза (от Алма-Аты до Риги) появлялись объединения и студии приверженцев новой технической эстетики, проводились светоконцерты, лекции, встречи и выставки, посвященные теории и практике синтеза искусств. Еще через десять лет, в 1987 году, в Казани прошел грандиозный фестиваль аудиовизуального искусства, в котором приняли участие пятьсот музыкантов, композиторов и художников (среди них был и живой классик, 91-летний изобретатель терменвокса Лев Термен) и двадцать тысяч зрителей.

Почти через сорок лет после этого события кажется, что даже не масштабы, а романтический посыл фестиваля 1987 года повторить невозможно — эпоха технооптимизма и экспериментальной эстетики давно ушла, а светомузыкальные агрегаты, разработкой которых занимались прометеевцы, не подлежат восстановлению, угаснув и умолкнув навсегда. Но оказалось, что это не так и факел «Прометея» готово подхватить новое поколение. Свидетелем возрождения самого прогрессивного советского КБ можно будет стать 15 июля в Казани — в этот день на территории завода «Казаньоргсинтез» пройдет фестиваль «Свет и музыка», организаторами которого стали Фонд поддержки аудиовизуального и технологического искусства «Прометей» им. Булата Галеева и Центр современной культуры «Смена». В программе — совместные выступления медиахудожников и музыкантов из Москвы, Екатеринбурга, Санкт-Петербурга и Казани, а центральным событием вечера станет световая медиаинсталляция, созданная на основе работ НИИ «Прометей» («Индикатор» 1972 года, «Калейдофон» 1984 года, «Диско» 1986 года) и фотографий из архива завода «Казаньоргсинтез».

Трансфер на фестиваль — в 17:30 от ЦСК «Смена», Россия, Казань, ул. Бурхана Шахиди, 7.

[Подробнее]

Комментарии

Читайте также


Rambler's Top100